Комплексы, вынесенные из школы
консультация по теме

Благодер Виктория Гариевна

Школа призвана сеять «разумное, доброе и вечное», но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни. Именно из школы тянутся те комплексы неполноценности, от которых человек страдает, и которые не дают ему продвигаться по служебной лестнице, стать успешным в профессии и в личной жизни. Что это за комплексы и почему они возникают - давайте разберемся.

Источник: http://adalin.mospsy.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_vynesennye_iz_shkoly.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы, вынесенные из школы

             Школа призвана сеять «разумное, доброе и вечное», но вместе со знаниями современная система обучения вручает детям и совершенно ненужную и тяжелую ношу, которую они вынуждены нести по жизни. Именно из школы тянутся те комплексы неполноценности, от которых человек страдает, и которые не дают ему продвигаться по служебной лестнице, стать успешным в профессии и в личной жизни. Что это за комплексы и почему они возникают - давайте разберемся.

Комплекс пассивного наблюдателя

Многие из вас, вероятно, слышали от учителей замечания в адрес своего ребенка. «Петя умный и способный мальчик, но на уроках как будто отсутствует, плохо работает, невнимателен». Мама старается влиять на дитя, разговаривает с ним, убеждает в том, что надо учиться и слушать учителя, даже обвиняет его в лени.

Но не лень виновата, а то, что психологи называют комплексом пассивного наблюдателя.

        Отчего появляется этот комплекс? Давайте разберемся. Большинство родителей стараются развивать своего ребенка, покупают ему энциклопедии, водят по музеям и театрам, посещают вместе с ним лекции и концерты, занимаются активной подготовкой к школе. Они хотят, чтобы их чадо пришло в школу подготовленным и много знающим.

          В итоге так и происходит. Первоклассник приходит в класс и ожидает, что ему будет еще интереснее, что каждый день будет приносить еще больше открытий, а получается все наоборот. Вот начинается урок письма. Учительница объясняет детям буквы и слова, потому что она обязана начинать с Азбуки, даже если половина класса уже давно умеет писать. Интересно это Пете? Конечно, нет! И он смотрит в окно, по сторонам, пытается поговорить с соседом по парте, вертится.  
           Следующий урок «Окружающий мир» вселяет мальчику надежду. Но и там учительница объясняет давно известные истины: чем отличаются хвойные деревья от лиственных.

             Петя с удовольствием садится делать домашние задания, но раскрашивать листочки разным цветом ему тоже неинтересно, ведь в художественной студии он уже рисует с натуры целые пейзажи. А все, что дает учитель, гораздо быстрее и в более интересной форме можно узнать из журналов, телевизора или у родителей. Вот и получает ребенок комплекс пассивного наблюдателя, он уже уверен, что на уроках ему будет неинтересно.

             Комплекс пассивного наблюдателя опасен тем, что ребенок привыкает к такой жизненной позиции. Он и в институте будет также пассивно присутствовать на лекциях. А потом - на рабочем месте. Его главной задачей становится отбыть учебную или трудовую «повинность».

Комплекс неудачника

          Это другая проблема, которая тоже начинается со школьной скамьи. В основном она касается детей, трудно привыкающих к новому коллективу, как правило, тех, кто не ходил в детский сад и не имел возможности свободно общаться с детьми во дворе, то есть чересчур опекаемых детей. Им тяжело вписаться в рамки новой для них школьной жизни со своими правилами и законами. Поэтому они очень настороженно воспринимают все, что происходит в школе. В то время, как другие дети уже бойко общаются между собой, тянут руки на уроках и не боятся задавать учительнице вопросы, необщительный ребенок еще только присматривается, он робко отвечает на уроках, боится высказывать свои мысли, сомневается в собственных ответах и все больше молчит. Он понимает, что выделяется из коллектива, но чем дальше, чем труднее ему стать общительным и «своим» в классе. Ребенок чувствует себя не таким, как все, от этого еще больше стесняется, а если не находит контакта с учителями, то и вовсе рискует оказаться на последних ролях. Поэтому в его сознании появляются установки: «Я хуже всех», «Я ничего не умею, не могу», «У меня ничего никогда не получится».

         Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: "Поскорее бы прозвенел звонок на урок". Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь.

Комплексы «двоечника» и «отличника»

         В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят «плохими» или «хорошими». Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, «отличник» порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем «двоечник». «Двоечник» понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения.

        «Отличник» же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой «отличник» вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для «отличника» это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь - это не класс.

       «Двоечники» и «отличники» - заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот «троечники» свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно «троечники» очень часто добиваются больших результатов в жизни.
        Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.

Комплекс недопустимости собственной ошибки

                  Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди - ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят «три». Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность - его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача - лучше посмотреть у «отличника», чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.

        Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, «высунуться», оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.

Комплекс «белой вороны»

           Этот комплекс появляется у подростков старше 11 лет. В этом возрасте им свойственна зависимость от коллектива. Они обязательно должны быть «как все», чтобы не выделяться из общей массы одеждой, играми и т.д. Если у большинства ребят в классе есть крутые мобильники, то ваш сын будет очень страдать из-за того, что у его телефона не та марка. Младшие подростки очень трепетно относятся к своей личности. Им кажется, что их недооценивают, к ним придираются, поэтому каждое замечание или несправедливая с их точки зрения оценка вызывает у них бурю протеста. Подростки подозревают, что мир несовершенен и все время хотят убедиться в этом, видя несправедливость во всем, а окружающим людям приписывают несуществующее внимание к своей персоне.

          Зависимость от мнения сверстников - очень опасная особенность подросткового возраста. Ведь далеко не все дети обладают хорошими человеческими качествами. Поэтому все зависит от того коллектива, в котором оказался подросток.

          Если в классе, где учится ваш ребенок, дети имеют возможность на каждые каникулы летать за границу, к школе их подвозят на «Мерседесе», а компьютер дома - последней модели, в то время как вы не можете обеспечить своего ребенка этим «джентльменским набором», то он будет себя считать «белой вороной». Вопрос «почему я не такой, как все» станет для него источником формирования комплексов неполноценности. В результате он будет бояться появляться в своем коллективе в «не такой» одежде, «не с таким» мобильником.

        Стресс, который подросток получит в результате своего несоответствия принятым в его окружении нормам, будет проявляться в разной форме - от замкнутости до агрессии.

          Самый лучший выход - создать подростку атмосферу, в которой бы он чувствовал себя адекватно. Попробуйте сменить школу, посоветуйте ребенку записаться в спортивную или другую секцию, где не отдается предпочтение одежде и аксессуарам, а ценятся те качества, которые есть у вашего сына или дочери, например, ловкость, смелость, умение рисовать, вязать, знание литературы, истории, информатики и т.д.

          Итак, комплексы, которые дети выносят из школы, нередко остаются с ними на всю жизнь. И с этим очень трудно бороться, ведь изменить круг общения мы часто не в состоянии - школьная система обучения почти везде одинаковая. Но отчаиваться не стоит, ведь и от родителей многое зависит. Если вы видите, как страдает ваш ребенок в школе, переведите его в другую, но будьте более трепетны в выборе учебного заведения и учительницы, если сын или дочь учатся в начальных классах.

          Не всегда требуются столь кардинальные меры, ведь проблема может быть в самом ребенке, в его неординарности. Тогда возможно домашнее обучение или обучение экстерном. В некоторых городах даже есть специальные школы-экстернаты. Прежде чем остановить выбор на системе обучения, вам нужно правильно понять своего ребенка: что явилось источником нервного напряжения

Есть и еще один способ избавления от комплексов, которые подстерегают дитя в школе. Нужно просто «разбавить» его школьное общество занятиями в других секциях и кружках. Попадая в разные коллективы, ребенок будет чувствовать себя нужным и интересным людям. Чувствуя интерес ребенка к занятиям, другие педагоги и тренеры наверняка увидят в нем то хорошее, что не рассмотрели учителя, и это вновь поднимет его самооценку. Комфортной атмосферой творчества и спорта будет нейтрализовано отрицательное воздействие школы, и комплексы не смогут укорениться в душе ребенка. Не мешайте ребенку быть счастливым

«Не мешайте ребенку быть счастливым» - так назвала я эту страницу. Но, наверное, вернее было бы назвать ее иначе: «Не мешайте ребенку быть счастливым так, как ему нравится»

Предлагаю вам статью Стивена Харрисона «Подготовка неудачников», в которой автор предлагает вам задуматься о вещах не вполне очевидных.

Подготовка неудачников

           Неудача - это не только неотъемлемая часть успеха; нередко она таит в себе больше возможностей чему-то научиться, чем везение. Обычно путь к успеху пролегает через неудачи, поэтому наше отношение к ним во многом определяет нашу судьбу.

            Как вообще происходит осознание личной неудачи? Покопайтесь в собственном опыте, чтобы понять, как именно вы узнаете о своих недостатках. Слушаетесь ли вы чужих голосов, которые сообщают вам о том, хороши вы или плохи, правы или неправы? Или ваш собственный внутренний голос говорит вам, что вы «недотягиваете»? Такой анализ поможет вам понять, насколько это важно - позволить ребенку развить своё собственное ощущение неудачи и успеха, смысла, интереса и ценности происходящего.

          Мы с ранних лет - порой кривя душой - хвалим ребенка, чтобы побудить его вести себя так, как мы хотим. А когда исследование жизни подталкивает ребенка к поступкам, которых мы не одобряем, часто лишаем его своей эмоциональной поддержки. Ребенок очень быстро начинает понимать, как оценивает его поведение взрослый. Тут-то как раз все просто. Малыш рано узнает, что мы хотим, чтобы он рисовал на бумаге, а не на обоях, позднее - что нам нравится или не нравится его одежда, музыка, друзья, манеры и так далее. Все это ребенку ясно вполне. А вот что действительно сбивает многих детей с толку, так это то, что им не дают возможности понять, что же нравится или не нравится им самим, что может целиком завладеть их любопытством и энергией. Взрослые редко дают ребенку возможность осознать, что для него означает неудача, поэтому многие дети, повзрослев, так и не успевают понять, в чем суть успеха.

Забавно, но именно те, кто добивается в жизни многого, привыкли оценивать свои успехи или неудачи только по внешним признакам - школьным отметкам, достижениям в работе, доходу. Увы, те, кто слишком хорошо поняли, как добиваться внешних признаков успеха, могут так никогда и не узнать, в чем же состоит внутреннее воздаяние. Обучаясь ценить внешние проявления успеха, мы рискуем так никогда и не испытать счастья. А вот те дети, которые терпят неудачи, получают возможность выяснить, какие же внутренние качества делают их счастливыми - ведь внешних атрибутов успеха они не видят. Но неужели ребенку, для того чтобы понять, что такое счастье, так уж необходимо проходить через сито заранее предписанных понятий об успехе и провале, получать внешние награды и терпеть внешние же неудачи?

          Дети, если предоставить им возможность самостоятельно исследовать мир, способны обнаружить свои пристрастия - те виды деятельности, которые позволят в полной мере проявиться их жизненной энергии . Это проявление мощное, убедительное, творческое и - стоит ли удивляться - счастливое. Что за поразительная штука - счастливый ребенок! Почему мы мешаем этому? Почему мы считаем себя вправе становиться посредниками между другим существом и его собственным сердцем? Ну да, они - дети, а потому мы можем делать это, если считаем нужным. Мы больше, сильнее и пути власти ведомы нам гораздо лучше. Но зачем мы берем влюбленных в жизнь детей и делаем из них взрослых, вынужденных искать счастья?

               Если бы не вмешательство всесильных взрослых, которые определяют, что такое успех и неудача, которые настраивают детей друг против друга, заставляя их конкурировать в борьбе за воздаяния в виде внимания, похвал и статуса, то смысл неудачи для ребенка был бы совсем другим. Реакция среды обитания - это всего лишь одна составляющая неудачи; только один фактор, уравновешиваемый соображениями внутреннего характера, которые творческая душа ребенка страстно стремится понять.

                       Для влюбленного в жизнь ребенка неудача не является чем-то навязанным ему извне. Это нечто, связующее внутреннее стремление и внешний отклик в единое целое. Неудачу могут определять внешние факторы: неудавшийся опыт по окружающему миру, никем не понятая картина, отвергнутая попытка общения. Она может быть и явлением внутренним: утратой интереса к тому или иному замыслу, неспособностью освоить музыкальный инструмент или выразить себя в стихотворении. Но такая неудача не является поражением. Она не требует перемены образа поведения или достижения какого-то определенного результата. Понять, чем является для ребенка неудача, - это значит понять, что представляет собой сам ребенок. Ведь для этого нужно постичь значение и роль его интересов, приобретенных навыков и врожденных способностей применительно к его жизни. Неудача неразрывно связана с успехом - подлинным успехом целостной личности, а не набором приемлемых для общества правил поведения. Каждый ребенок, каждая личность жаждет найти эту целостность в себе и в своих отношениях с окружающим миром. Когда же эта потребность наталкивается на неодолимые препятствия, происходит разрушение души, после чего остается оболочка личности, сотканной из одних компромиссов, и пустое сердце.

Нам, взрослым, в свое время не предоставили возможности разобраться в своих глубинных детских устремлениях. Всё, чему мы научились, - это либо подчиняться, либо быть непослушными. Наше общественное лицо формировалось под влиянием поощрений и наказаний, присущих господствовавшей методике обучения и воспитания. Сегодня, когда мы, попробовав себя там и сям, докопались наконец до истины, открывшейся нашим разбитым сердцам, мы можем сделать одну простую вещь. Мы можем дать нынешним детям шанс заглянуть в свое сердце, понять его устремления и жить в соответствии с ними. Мы можем дать этим детям шанс терпеть неудачи и добиваться успеха исходя из своего собственного понимания, самим измерять внутреннюю и внешнюю реакцию на свои устремления. Это - возможность исцелить и наши разбитые сердца, собирая осколки в единое целое. Простое действие, состоящее в том, чтобы позволить детям просто быть, способно изменить самую суть образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный словарик русского языка для начальной школы: Учебно-методический комплекс

 Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и расте...

Методическая разработа для комплекса "Детский сад-начальная школа": "Путешествие по стране ЗНАНИЙ"

Этот материал поможет ознакомить со школой и правилами поведения в школьном здании; сформировать представление о назначении различных помещений....

Учебно-дидактический комплекс для начальной школы

Учебно-дидактический комплекс для начальной школы...

Итоговая комплексная работа, по учебно – методическому комплексу: « Перспективная начальная школа», 2 класс

Итоговая комплексная работа к тексту: " Птицы и их клювы"Характеристика заданий итоговой комплексной работы...

Учебно-воспитательный комплекс «Детский сад – школа» как способ адаптации детей с ОВЗ к изучению английского языка.

Необходимость в разработке специализированной программы возникла в силу разных причин. Обучение английскому языку в школе начинается со второго класса начальной школы, однако анализ проводимой работы ...

Комплекс упражнений для глаз и комплексы физкультурных пауз для детей с нарушениями зрения

В комплекс входят три варианта зрительной гимнастики и наборы упражнения для физкультминуток. Упражнения могут использоваться для снятия зрительного напряжения, укрепления глазных мышц, снятия ст...