О системе Эльконина - Давыдова
статья (1 класс) на тему

Машнина Анна Александровна

Рассказ об особенностях системы Эльконина - Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sisteme_elkonina-davydova.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова
  2. Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова
  3. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова
  4. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

Методика Эльконина-Давыдова характеризуется отсутствием отметок и минимизацией объема домашней работы.

В результате дети не переутомляются и окружены атмосферой психологического комфорта. Также формируются партнерские взаимоотношения между учеником и педагогом, положительно влияющие на итоги их учебной деятельности.

Дети, обучающиеся по системе Эльконина-Давыдова, способны к самоконтролю и самообразованию. У них складывается особый подход к изучению предмета, они не боятся отстаивать личную точку зрения, умеют самостоятельно мыслить и принимать адекватные решения. Методика Эльконина-Давыдова способна воспитать эмоционально развитую и гармоничную личность.

Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова

Младшая школа признана главным звеном в системе образования, так как направлена на развития интеллектуальных качеств ребенка, его психических процессов и способностей. Методику Эльконина-Давыдова называют прогрессивной в системе образования, так как она создает благоприятную психолого-педагогическую среду для развития и обучения ребенка. Школьники становятся основными фигурами учебной деятельности, которые постоянно стремятся к саморазвитию и самопознанию.

Для решения актуальных задач и целей педагогики система Эльконина-Давыдова видоизменяет классические формы и методы организации учебного процесса, а также его содержание. Особенно преображается тип взаимодействия между учащимся и преподавателем и особенности их сотрудничества в процессе обучения.

В связи с этим, важно сформировать правильный механизм учебного процесса, позволяющий ребенку ставить задачи и самостоятельно определять методы их решения.

Система Эльконина-Давыдова решает следующие задачи:

  1. Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности.
  2. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности.
  3. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса.
  4. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач.
  5. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

Школьники начальных классов, которые обучались на основе системы Эльконина-Давыдова, достигали следующих положительных результатов:

  • высокий уровень активности и познавательного интереса;
  • умение активно решать поставленные задачи в группе;
  • умение определять объект исследования, выдвигать собственные гипотезы и формировать выводы своей деятельности;
  • способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;
  • умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками для решения обозначенных задач и целей.

Таким образом, формируется гармоничная и всесторонне развитая личность с высоким уровнем креативности и самостоятельности.

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова

Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах:

  1. Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия.
  2. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением.
  3. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка.

Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка  теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии, экспериментально-практическая работа. Система Эльконина-Давыдова организовывает учебную деятельность так, чтобы ребенок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.

Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или пробуждающий вид диалога.

Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности.

Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

Следует отметить, что педагог, использующий на уроках систему Эльконина-Давыдова, должен отлично владеть необходимыми методическими приемами, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и учитывать ценные мысли ребенка в ходе обсуждения поставленной проблемы.

Можно отметить основные достоинства системы Эльконина-Давыдова для развития и обучения ребенка. В первую очередь школьник учится не запоминать полученную от педагога информацию, а самостоятельно приобретать знания в процессе теоретически-практических исследований предмета или явления. Во-вторых, ребенок учится быстро адаптироваться к меняющимся условиям и легко находит выход из любой возникшей ситуации. В-третьих, дети становятся уверенными в себе и своих возможностях и могут осуществлять самоконтроль, самоанализ собственной деятельности.

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова

Мышление человека – психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач. Для этого человек действует по схеме: цель-средство-решение.

У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой.

Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием.

Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально.

  1. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков.
  2. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления.
  3. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.
  4. Дети легко анализируют собственные действия и действия своих одноклассников. Система Эльконина-Давыдова учит ребенка самоанализу, самооценки и самокритике.
  5. Методика Эльконина-Давыдова оценивает каждое усилие школьника, для этого разработаны специальные шкалы.
  6. Работа с детьми осуществляется в небольших группах, где проводятся исследование, обсуждение и закрепление учебного материала.

Среди родителей, дети которых развиваются и обучаются по системе Эльконина-Давыдова, было проведено анкетирование. По их мнению, данная система действительно прекрасно развивает и обучает их детей, но существуют и некоторые минусы у популярной методики.

Рассмотрим самые актуальные «страхи» родителей:

  • во-первых, многие родители обучались по традиционной системе и им достаточно сложно адаптироваться к новым принципам методики Эльконина-Давыдова;
  • во-вторых, родителей пугает безотметочное обучение. Но, следует отметить, что педагог контролирует деятельность учащегося, собирая его творческие работы и определяя уровень успехов в обучении;
  • в-третьих, родители боятся очень глубокого уровня преподаваемых учебных дисциплин.

Но, не смотря на все «минусы» данной системы обозначенные родителями, дети легко постигают учебные предметы, быстро адаптируются к новой обстановке, у них развито мышление, внимательность и другие психические процессы. Ребенок также развивается всесторонне и обладает большим творческим потенциалом.

Таким образом, важно родителям будущих первоклассников ознакомиться детально с принципами и спецификой системы Эльконина-Давыдова, а также эмоционально и психологически подготовиться к восприятию данной прогрессивной методики.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по математике (автор: Александрова Э.И.) в 3 классе по программе Эльконина - Давыдова. ...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" (авторы: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева) в 3 классе, система Эльконина - Давыдова....

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по литературному чтению (автор Е.И.Матвеева)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...

Примерное тематическое планирование по системе Эльконина - Давыдова 3 класс

Примерное тематическое планирование по русскому языку (автор Репкин В.В.)в 3 классе, система Эльконина - Давыдова...

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой

Итоговая контрольная работа по математике 1 класс. Образовательная система Эльконина-Давыдова, программа Э.И. Александровой....

Урок в системе РО. Система Эльконина-Давыдова

«Извлек уроки» — так говорят об осмыслении своего поведения в ситуации. Человек движется по жизни, извлекая уроки из своих ошибок — или не извлекая, и тогда мы говорим: «он так ничему и не научился»....