"Талантливые дети"
статья по теме

Аржанкова Юлия Юрьевна

Памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talantlivye_deti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Талантливые дети

Умственное развитие детей порой способно удивлять. Каждое дитя неповторимо, но если понаблюдать, можно заметить достаточно много черт, характерных для детей, чье умственное развитие своеобразно и присутствует одаренность. Такие дети в общении со сверстниками и взрослыми, а также в познавательной деятельности выделяются в определенной степени.

Талантливые дети - особенности познавательного развития

Особое внимание следует уделить тем качествам, которые отличают детей талантливых от их сверстников, условно называемых нормальными детьми. Знание этих особенностей порой просто необходимо, для правильного построения процесса образовательного и часто важно для педагога, воспитателя, родителей. Впервые особенности мышления и поведенческие характеристики талантливых людей начали выделять историки и биографы.

Это было наличие высокого интеллекта и любознательности, стремление выделиться, раннее созревание и развитость не по годам - умственное развитие ребенка на высоком уровне. Нравственны и критичны. Серьезны и честны. Настойчивы и обладатели сильной воли. Труженики, прекрасно переносящие одиночество. Каковы они? Особенности познавательного развития талантливого ребенка? Давайте рассмотрим их.

Талантливые дети любознательны

Прежде всего талантливых детей отличает именно любопытство. Это любовь к познанию, берущая свое начало от любопытства. А само любопытство является жаждой нового, своеобразная интеллектуальная стимуляция, определяемая как жажда к "умственному впечатлению".

Образно говоря, любознательность - следующая ступень развития познавательной потребности. Для становления любознательности важны умственные способности, чувства и мотивы. У большинства детей любопытство не становится любознательностью а их поисковая активность является эпизодической и весьма неустойчива.

Отличительной чертой талантливого ребенка является именно любознательность, которая проявляется на разных возрастных этапах. Любознательность - её становление, зависит от эмоций, ведь эмоции являются индикатором наличия потребностей и степени удовлетворения этих потребностей. Умственно одаренные дети получают большое удовольствие от умственной нагрузки, также, как спортсмены получают наслаждение от физической нагрузки.

Следует заметить, что без такой формы психического отражения, как воля - нет целостного восприятия самой любознательности. Если вы хотите вырастить талантливого ребенка, важно, чтобы любопытство переросло своевременно в любовь к знаниям - любознательность, а сама любознательность - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность. И сверхчувствительны к проблеме

В развитии талантливых детей можно заметить склонность удивляться и находить проблемы и противоречия даже там, где иным все кажется ясным и очевидным. Сверхчувствительность к проблеме важна в любой творческой деятельности и определяется, как качество самостоятельно мыслящей личности.

Это качество отличает ребенка, который не может удовлетвориться иным поверхностным решением вопроса, который ищет, несмотря на существующее мнение, за которым стоит авторитет. Развитие данной способности связано с умением ребенка менять точку зрения на проблему. Именно это качество часто обеспечивает прорыв к ранее неизвестному. Надситуативная активность талантливого ребенка

Здесь речь пойдет о стремлении к углублению в проблему. Для талантливого ребенка решение задачи само по себе не означает конец работы. Это новая работа и новое дело. Это качество талантливого человека использовал и известный физик Эрнест Резерфорд, когда отбирал молодых работников. Каждому новому претенденту он давал задание. И если выполнив задание сотрудник приходил и спрашивал что ему делать дальше - его увольняли. В команде оставался лишь тот, кто решая задачу не останавливался а занимался продолжением развития дела.

Однажды А.Энштейна спросили, в чем он видит различие между собственным интеллектом и интеллектом другого человека. "Если люди ищут иголку в стоге сена, - ответил он, - то большинство из них останавливается, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, находя вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку". Логическое мышление высокого уровня

Были проведены разнообразные исследования, с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Но единого ответа так и нет. Различные специалисты говорят порой противоположные вещи. Существует несколько позиций в проблеме соотношения интеллекта и креативности, что было выявлено В.Н. Дружининым на базе большинства отечественных и зарубежных специалистов:

первая не разделяет эти функции; вторая базируется на утверждении, что между интеллектом и креативностью может существовать пороговое отношение - для проявления креатива нужен интеллект не ниже среднего уровня - "нет глупого креатива", но может быть "нетворческий интеллектуал"; третья гласит, что интеллект и креативность являются независимыми

Испытывают интерес к дивергентным задачам

Выявление талантливых детей задача не из легких. Маленькие творцы в свою очередь не боятся дивергентных задач. Это задачи, имеющие в своем решении несколько и даже множество правильных ответов. Люди, у которых отсутствует склонность к творчеству и исследовательскому поведению, как правило, предпочитают решать задачи, имеющие определенные и ясные алгоритмы решения и лишь один верный ответ. Ситуации неопределенности их

раздражают.

Талантливый ребенок не боится решать дивергентные задачи. Способность их решать - важнейшее условие успеха в творческом процессе: научном поиске, создании произведений искусства, работе руководителя, предпринимательстве. Талантливые дети существенно отличаются от сверстников повышенным интересом именно к дивергентным задачам, предпочитая их заданиям конвергентного типа. Оригинально мыслят

Умение выдвигать новые и спонтанные идеи, которые отличаются от широко всем известных. Проявляется эта особенность у талантливых детей в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. В характере и тематике рисунков, сочинении историй, конструировании и различных иных видах деятельности ребенка.

Большинство специалистов считают оригинальность мышления одной из основных особенностей мышления творческого ребенка. Однако существует еще один способ творчества - разработка и усовершенствование уже существующего. Если первый способ приветствуется в творчестве научном и техническом, то второй способ важен в художественном. И гибко мыслят

Это способность легко и быстро находить новые стратегии решения. Высокий уровень гибкости мышления явление редкое, собственно, как и противоположность - ригидность мышления.

Гибкость мышления связана как правило с богатством и разнообразием прошлого опыта талантливого ребенка (и умения, и навыки и объем знаний) но полностью не определяется лишь им. Но в ходе специальных исследований было доказано, что решающим фактором, содействующим развитию данной интеллектуальной характеристики является не столь опыт, сколь методы его усвоения. Присутствие продуктивного мышления

Это качество уже звучало при характеристике креативности. Его обычно определяют, как способность к генерированию большого числа идей. Качество данное очень близко к предыдущему, но характеризует несколько иную грань талантливости. И чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них более оптимальных, спосоставления, развития.

Обилие идей является с одной стороны основной, а с другой стороны - необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как ответ на проблемную ситуацию. Также замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов на талантливого ребенка. Стереотипы же приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний, умений и навыков) и часто напрямую диктуются его содержанием.

Многие ученые считают данное качество второстепенной характеристикой творчества. Но несмотря на это гении показывают недюжинную продуктивность. К примеру, Моцарт создал более 600 музыкальных произведений а Бах писал по целой кантате в неделю. Легкость ассоциирования

Выражена наиболее явно в способности находить аналогии там, где они в принципе не усматриваются, в умении найти путь к решению проблемы с использованием различного рода информации, которая на первый взгляд кажется посторонней. Возможным это может стать, лишь в случае видения связей между разными явлениями, событиями, которые далеки по содержанию.

Талантливый ребенок может намного продуктивнее обычных сверстников воспринимать связь и отношения между предметами, событиями, явлениями и даже концепциями. Эти связи могут быть и непривычными и нетрадиционными, что в свою очередь является основой творчества. Лёгкость ассоциаций проявляется и в способности находить обычные и простые и сложны аналогии и в этоге на этой основе создавать нечто новое. Склонность к прогнозированию

Одаренные творчески люди могут обладать способностью к прогнозированию. Это качество достаточно редкое. Оно включает в себя интуицию, воображение, способность к глубокому анализу. Для многих же людей характерен презентизм мышления - они не могут представить будущее и прошлое качественно отличимым от настоящего. В принципе способность к прогнозированию свойственна всем детям.

Психологи отмечают, что человек, который решает мыслительную задачу в какой-то мере прогнозирует искомое будущее решение. А у одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется на разные проявления реальной жизни: это и прогнозирование последствий не слишком отдаленных во времени событий, до возможности прогнозирования социальных явлений.

Способность к подобного рода "таланту" во многом зависит от степени развития вышеописанных качеств личности: и склонности к задачам дивергентного типа и гибкость мышления, легкость генерирования идей, простота и легкость ассоциирования. У них высокая концентрация внимания

Каждый ребенок талантлив по своему. Но сейчас, мы стремимся разобраться - что же объединяет этих детей? Как говорят результаты современных исследований, для маленького талантливого ребенка характерна и повышенная концентрация внимания. Прежде всего, это выражается в высокой степени погруженности в задачу. Затем, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на обработку и восприятии информации.

Такой ребенок может справиться с долговременной задачей. Именно это качество становится причиной трудностей у талантливого ребенка в условиях массового обучения. Такие дети способны концентрироваться на проблеме настолько глубоко, что их сложно в итоге переключить на что-то иное. И прекрасная память

Среди многочисленных качеств талантливого ребенка специалисты непременно отмечают хорошую память. О возможностях памяти одаренных детей сложено немало легенд. Однако, на бытовом уровне, в семье, даже в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Ум и эрудированность не следует путать, поскольку это совершенно разные вещи. Дети, обладающие склонностью к хорошему запоминанию любят классифицировать, систематизировать - опыт, идеи. Делать записи, вести серьезные дневники. Иногда коллекционировать. Любят оценивать

Талантливый ребенок способен и любит оценивать. Эта функция как структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Склонность к оценке является производной критического мышления. Она и предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности и конечно, понимание личных мыслей, поступков, действий и мыслей и поступков других людей. Умение оценивать может обеспечить самодостаточность, самоконтроль и уверенность одаренного ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях. И что

же?

Талантливые дети могут осознавать масштаб своих мыслей, своих достижений. Но порой их суждения поражают и удивляют окружающих его людей. К примеру, Льюис Кэррол вряд ли смог бы предположить, что войдет в число самых известных и одаренных людей мире не как ученый, а как автор детских сказок.

Дети способны развиваться и способны давать нам новые решения на уже старые и наболевшие проблемы. У каждого из них есть талант, прежде всего - талант любить и становиться важным в жизни малыша должны не только родители но и все те люди, которые соприкасаются с его жизнью.

Беречь ребенка и создавать для него необходимые условия - вот задача родителей. Вовремя определив нестандартность мышления ребенка, его превосходную память и склонность к оцениванию и планированию действий, заметив его интерес к решению дивергентных задач, стоит задуматься и возможно выбрать для малыша подходящую систему обучения и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для учителей "Сопровождение одаренных и талантливых детей"

Данный методический семинар создан с целью просвещения учителей по теме "Одаренные дети",  освещает разные виды одаренности детей и   рассматривает педагогические подходы к детям данной...

Развитие системы поддержки талантливых детей

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности ...

Талантливые дети

Ваш ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка  может тест-анкета, разработанный учеными-псих...

«Система работы по созданию условий для развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 – 5 классов»

Данная работа содержит основные понятия, виды одаренности. Автор представляет систему своей работы по созданию условий  развития талантливых детей в рамках преемственности между 4 - 5 классами". ...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Роль семьи и школы в развитии талантливых детей

Совместные усилия семьи и школы в работе с талантливыми детьми. Формы работы с талантливыми детьми. Результаты моей работы....

Доклад."СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ И СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ."

Дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать ...