Положение о Портфолио ученика начальных классов
консультация (3 класс) на тему

Вольская Ольга Анатольевна

Настоящее положение  разработано в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 18 г. Иркутска. 

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Портфолио  позволяет учащемуся адаптироваться при переходе из класса в класс, из школы в школу, принимать участие в конкурсе при зачислении на обучение на рейтинговой основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_portfolio_nachalnykh_klassov.docx45.75 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено Приказом школы № 01-15025 от 11.04.2012 г.

Положение

о портфолио учеников начальных   классов

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение  разработано в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 18 г. Иркутска, Приказа министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования» и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

1.3. Портфолио  позволяет учащемуся адаптироваться при переходе из класса в класс, из школы в школу, принимать участие в конкурсе при зачислении на обучение на рейтинговой основе.

2. Цели и задачи.

2.1. Представить отчет по процессу образования ученика, возможности увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.

2.2.   Представить документированные результаты процесса образования школьника, достижений индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать спектр его способностей, культурных практик, интересов, склонностей.

2.3. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • Показывать динамику достижений учащегося;
  • Поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
  • Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  • Формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации образования ученика;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

2.4. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса, как:

Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени (за каждый учебный год).

Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС НОО.

Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

3.   Порядок формирования портфолио

3.1. Накопление (сбор) Портфолио проводится в период обучения в начальной школе.

3.2. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с учащимися, родителями.

3.3. Формирование портфолио,  возложено на учащегося и его родителей, школа оказывает помощь в этом направлении.

3.4. Учащийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

3.5. Учет документов, входящих в портфолио осуществляет классный руководитель, который  оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования портфолио, проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимся и его родителями, осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.

3.6. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, является как качественной, так и количественной.

3.7.Максимальное количество баллов, которое может набрать в портфолио выпускник основной школы, неограниченно. Оно складывается из пяти составляющих:

- результатов итоговой аттестации (до 20 баллов);

- результатов участия в олимпиадах (до 10 баллов за одну олимпиаду);

- результатов участия в научно-практических конференциях (до 10 баллов за одну научно- практическую конференцию);

- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования (до 10 баллов за одно соревнование или конкурс);

- среднего балла аттестата (до 5 баллов);

3.8. Методсовет МБОУ   г. Иркутска СОШ № 18  утверждает итоговую оценку портфолио выпускников  начальных   классов.

3.9. Сводная итоговая ведомость портфолио выпускников  начальных   классов заверяется школьной печатью и подписью классного руководителя и представителя администрации, вкладывается в личное дело учащегося.

3.10. Для решения спорных вопросов, возникающих в процессе работы с портфолио в течение учебного года, или в момент заполнения сводной итоговой ведомости портфолио, приказом директора лицея создается комиссия, которая в течение трех дней должна рассмотреть возникшую проблему.

3.11. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

3.12. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.

 

4.   Структура портфолио:

4.1. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (оформляется педагогом и родителями).

2. Раздел «Личностные результаты ученика»: характеристика ученика за каждый год обучения,  сведения о родителях,  анкета  «Психологическая культура личности», сведения о занятости в кружках и секциях (Приложение 1), участие в спортивных конкурсах и соревнованиях  (Приложение 2) и др. материалы, отражающие динамику развития основ гражданской идентичности личности, развитие системы  ценностных ориентаций учащихся начальных  классов, в том числе морально-этических, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).

3. Раздел «Предметные результаты»: достижения ученика в различных предметных областях, сведения об участии в предметных олимпиадах (Приложение 3) техника чтения по годам для учащихся начальной школ (Приложение 4),  Сведения об участии  в проектной и исследовательской деятельностях (Приложение 5), материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется классным руководителем, учителями-предметниками). 

4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)

5. Раздел «Метапредметные результаты»: комплексное задание «Минеральные соли»  (Приложение 6),  материалы, позволяющие увидеть динамику формирования универсальных учебных действий. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)

6. Раздел «Разные разности» (заполняется учащимся  по его усмотрению).

7. Раздел «Итоговая оценка»  (Приложение 7).

5. Информация о достигаемых обучающимися образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.

Приложение 1

АНКЕТА

"Психологическая культура личности"

Инструкция. 

Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Для этого справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ: 1 – очень редко; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – всегда.

Психологические умения и проявления

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Всегда

Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?

1

2

3

4

5

Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?

1

2

3

4

5

Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?

1

2

3

4

5

Охотно ли ты осваиваешь новые игры?

1

2

3

4

5

Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?

1

2

3

4

5

Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?

1

2

3

4

5

Признаешь ли свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?

1

2

3

4

5

Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?

1

2

3

4

5

Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?

1

2

3

4

5

Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?

1

2

3

4

5

Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

1

2

3

4

5

Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?

1

2

3

4

5

Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем?

1

2

3

4

5

Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?

1

2

3

4

5

Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?

1

2

3

4

5

Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?

1

2

3

4

5

Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?

1

2

3

4

5

Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, содержать в порядке свой стол?

1

2

3

4

5

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 ________________класс Ф.И. ученика ________________________________________

Виды культурно-психологического поведения

№ вопросов/ оценочные баллы

Итого баллов

Максимальный балл

% от макс. балла

Самопонимание и самопознание

№1

№7

№13

15

-

Конструктивность общения

№2

№8

№14

15

-

Психическая саморегуляция

№3

№9

№15

15

-

Наличие творчества

№4

№10

№16

15

-

Самоорганизованность

№5

№11

№17

15

-

Саморазвитие

№6

№12

№18

15

-

Психологическая культура в целом

90

-

Уровень психологической культуры

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 ________________класс Ф.И. ученика ________________________________________

Виды культурно-психологического поведения

№ вопросов/ оценочные баллы

Итого баллов

Максимальный балл

% от макс. балла

Самопонимание и самопознание

№1

№7

№13

15

-

Конструктивность общения

№2

№8

№14

15

-

Психическая саморегуляция

№3

№9

№15

15

-

Наличие творчества

№4

№10

№16

15

-

Самоорганизованность

№5

№11

№17

15

-

Саморазвитие

№6

№12

№18

15

-

Психологическая культура в целом

90

-

Уровень психологической культуры

Приложение 2

Сведения об участии в конкурсах

Класс

Название конкурса

Уровень

Занятое место, участие

Учитель

Название работы

(по необходимости)

Приложение 3

                                           Сведения об участии в олимпиадах

п/п

Класс

Предмет

Уровень

Место,

 участие

Баллы

Учитель

Приложение 4

Техника чтения по годам

Учебный год / класс

Начало года

Конец года

2011-2012   1 класс

2012-2013   2 класс

2013-2014   3 класс

2014-2015   4 класс

Приложение 5

Сведения об участии в проектной и исследовательской деятельностях

Класс

Название конкурса, НПК

Уровень

Занятое место, участие

Учитель

Название работы

(по необходимости)

Приложение 6

Комплексное задание  «Минеральные соли»

Цель – оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий» - оценка способности учеников работать с информвцией. Представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм/, графиков и др.) и решать практические и учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Алена после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые соли. Алена решила проверить, все ли правильно делает ее мама. Вот что она узнала о минеральных солях.

Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей и жидкостью. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?

Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество – гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.

Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.

При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль необходимо постоянно добавлять в пищу.

Берегитесь нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву  вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.

У свеклы нитраты накапливаются в основном в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной желтой части, а у капусты – в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.

Содержание минеральных солей в продуктах

Минеральные соли

Продукты

Соли магния

Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат

Соли кальция

Молоко, рыба, свекла, фасоль, репа, редис

Соли калия

Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь

Соли железа

Яблоки, абрикосы, соя, кабачки

Ответь на вопросы и выполни задания.

1.Какова цель текста «Берегись нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным ответом.

  1. Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.
  2. Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
  3. Проинформировать о минеральных солях – нитратах.
  4. Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений.

2. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобой словом.

Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли:

  1. Калия
  2. Кальция
  3. Железа
  4. Магния

3.На осмотре стоматолог обнаружил у Алены кариес и порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач?

1. Яблоки, курага, сливы.

2. Молоко, творог, рыба.

3. Помидоры, апельсины, хлеб.

4. Горох, орехи, изюм.

4. Алена любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут накопиться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены вместе с редиской могут попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.

  1. Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей

Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?

  1. Ухудшение работы кишечника

  1. Плохой рост скелета

  1. Малокровие

  1. Алена делает салат из капусты с морковью и хочет по возможности избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой счет.

Капуста __________________________________________________________________

Морковь __________________________________________________________________

Критерии оценивания

№ задания

Полученный балл

1.

1 балл – верно указан ответ: 3) Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.

0 баллов – все остальные случаи,  которые не соответствуют критериям на 1 балл

2.

1 балл -  верно указан ответ 3) железа.

0 баллов – все остальные случаи,  которые не соответствуют критериям на 1 балл

3.

1 балл – верно указан ответ 2) молоко, творог, рыба

0 баллов – все остальные случаи,  которые не соответствуют критериям на 1 балл

4.

Правильный ответ: азотные удобрения (или нитраты) – почва – редиска – организм Алены. На рисунке обязательно указание на азотное удобрение (или удобрение, или много удобрений или нитраты) – 1 балл, редиска (или овощи, или растения) – 1 балл.)

2 балла – правильно заполнены оба элемента схемы.

1 балл – правильно заполнен только один элемент.

0 баллов – все остальные случаи,  которые не соответствуют критериям на 1-2  балла.

5.

Правильные ответы: 1) соли магния или магний; 2) соли кальция или кальций; 3) соли железа или железо. За каждый правильный ответ 1 балл.

3 балла – даны три правильных ответа.

2 балла – даны 2 правильных ответа.

1 балл – дан 1 правильный ответ.

0 баллов – все остальные случаи,  которые не соответствуют критериям на 1-3  балла.

Приложение 7

Итоговая оценка выпускника

Составляется из совокупности  результатов, а также достижений учащихся за период обучения в начальной школы. На основании оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы:

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и  способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

  1. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы,  причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

  1. Выпускник  не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки  не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее   50 % заданий базового уровня.

(подпись и расшифровка подписи классного руководителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Положение о портфолио ученика начальной школы

Портфолио -  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных   образовательных  достижений обучающихся в  определенный период  его   обучения...

Положение о Портфолио учащихся начальных классов

В положении описаны функции Портфолио, структура, технология ведения....

Положение "О Портфолио" ученика начальной школы

Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах....

Положение о портфолио ученика начальной школы ЦДО

Положение о портфолио ученика Центра Дистанционного Образования ( начальная школа)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5971189","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150...

Положение о портфолио ученика начальных классов

Положениео портфолио ученика начальных классов...

ФГОС (Положение о портфолио учеников начальных классов)

ФГОС (Положение о портфолио учеников начальных классов)...