Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания " Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребёнка младшего школьного возраста"
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Корешкова Елена Александровна

    Цель собрания:

     

    ·        формирование психолого-педагогической готовности и практических навыков родителей по развитию гражданской идентичности личности младшего школьника в семье.

     

    Задачи собрания:

    •  включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей;
    • формирование представления о роли семейных традиций;
    • установление сотрудничества между школой и семьей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 23-10-2014_15-45-42_1.zip2.88 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2»

    город Кольчугино Владимирская область

    Авторы: Фролова Светлана Николаевна

                    Новикова Наталья Геннадьевна

                    Корешкова Елена Александровна

    Область применения: родительское собрание в 1 классе

    Тема : «Семейные  традиции в организации жизнедеятельности  ребенка младшего школьного возраста»

    Форма проведения: мастер-класс.

    Предполагаемая категория потребителей: классные руководители.

                                                              2013 год


    Цель собрания:

    • формирование психолого-педагогической готовности и практических навыков родителей по развитию гражданской идентичности личности младшего школьника в семье.

    Задачи собрания:

    • включение родителей в активные формы формирования гражданской идентичности у детей;
    • формирование представления о роли семейных традиций;
    • установление сотрудничества между школой и семьей.

    Оформление класса:

    • выставка творческих работ родителей учащихся,
    • выставка детских рисунков «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»

    Оборудование:

    • интерактивная доска, ПК, проектор;
    • таблички «Светская семья», «Православная семья»;
    • раздаточный материал для работы групп;
    • клубок ниток;
    • веточки
    • шаблоны: листочков, яиц;
    • карандаши, краски, кисти, клей.

    Ход собрания.

    • Приветственное слово учителя.

    - Эпиграфом нашего родительского собрания будут такие слова:

    Если не мы, то кто же

    Детям нашим поможет

    Россию любить и знать?

    Как важно не опоздать!

    - Тему я вы узнаете по ходу нашего собрания.

    • Вход.

    Перед нами совершенно обычная, ничем не примечательная стеклянная банка. Вы спросите, каким образом этот предмет связан с нашим родительским собранием? Смысл в том, что все в этой жизни находится в руках человека. Красота души, красота окружающего нас мира зависит от стараний, стремлений, ценностей самого человека. Давайте проверим, как же эта идея воплощается в жизнь в отдельно взятом помещении, на отдельно взятом мероприятии для родителей, чьи дети учатся осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира.

    • Прием "Дерево ожиданий"

    Прежде чем приступить к теме  родительского собрания, хотелось бы узнать ваши ожидания от происходящего здесь события. Итак, вот наше дерево ожиданий (в банку ставятся веточки). Пожалуйста, запишите на листочках, которые у вас на столах, чего вы ждете от собрания. Затем листочки разместите на нашем дереве ожиданий. Зачитываются записи на листках. Давайте начнем работу, и проследим, удалось ли нам предугадать ваши ожидания.

    •  Мастер-класс.

    - Чтобы настроиться на работу послушайте веселую песню в исполнении группы "Непоседы" «Моя семья» (остановка аудиозаписи 1минута 08 секунд)

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем собрании?

    Продолжение песни (остановка аудиозаписи  1 минута 19 секунд)

    - Игра "Паутинка".

    Родителям предлагается вам встать в круг. Передавая друг другу клубок,  продолжите фразу "Со мной моя семья, а это значит..."

    Благодарим вас за активность, посмотрите, какая замечательная паутинка получилась, что говорит о том, как важна семья для каждого из нас.

    - Дослушайте песню и дополните ключевую фразу: (остановка аудиозаписи 2 минуты 29 секунд)

    «Со мной моя семья, а это значит...

    Я счастливей всех на этом свете!»

    - Теперь вы можете определить тему нашего собрания.

    Предлагаю вам распределиться на 2 группы: ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ, СВЕТСКАЯ СЕМЬЯ. На столы учитель ставит 2 карточки с названием групп.

    Работа с текстом.

    - Прочитайте текст. В данном тексте каждая группа подчеркивает фразы, которые соответствуют представлениям о своей семье (светская семья – зеленый карандаш, православная семья – красный карандаш).

    Из каждой группы по 2 представителя организуют третью группу – многонациональная семья. Синим карандашом отмечают то, что может относиться к любой семье.

                Человек всю свою жизнь стремится к счастью.

      А полноценное счастье немыслимо без семьи. Семья - самое главное в жизни  для каждого человека. Существует несколько подходов к определению этого слова. «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».  «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». Выражение "семья – малая Церковь" мы встречаем на страницах Священного Писания.

              Семью создают два человека, полюбившие друг друга.  Влюбленные  приходят в отдел ЗАГСА, где подают заявление на регистрацию бракосочетания. Через некоторое время их брак регистрируется в торжественной обстановке, в широком кругу друзей и родственников. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать». Издавна на Руси люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Венчание – одно из важнейших таинств Православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди дают обет Богу с любовью «нести бремя друг друга», то есть любить друг друга, заботиться, делить все тяготы жизни пополам, никогда не оставлять ни в болезни, ни в беде. К венчанию брачующиеся должны тщательно готовиться: не только одеться в красивые наряды, но и духовно подготовиться, понимать, что с этого момента каждый из них несет ответственность за другого. Семья основывается на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, бережном, чутком отношении супругов друг к другу. Русское слово супруги пошло от понятия «запряжённые в одну упряж – супряжные».  Супругом называли только ... парную упряжь.
    Коли двух лошадей или волов запрягали вместе, то это и называлось  «супругъ». Так что далеко не каждую пару можно называть супругами, если слово это будем мы применять осмысленно.
               Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом и смыслом. С рождением детей в доме исчезает порядок, деньги, покой и безмятежность… и появляется счастье. Родившийся ребенок – это плод большой любви. Детей в православных семьях принято    принимать как дары от Бога. Родители желают наполнить жизнь своих детей высоким смыслом. Они стараются передать своим детям и свои знания, и свою веру, и семейные ценности.  Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Везде, где муж хочет жене счастья, а жена - мужу, там и дети хорошие. Родители всю жизнь на глазах у детей, и значит, всю жизнь должны подавать пример благородства, доброты и человечности.

                Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве  имеются свои законы, нравственные нормы и ценности. Какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

            В 2008 году Советом Федерации была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева — Светлана. Ей же принадлежит идея ромашки как символа праздника. Этот праздник отмечается 8 июля и имеет глубокие духовные корни: 8 июля на Руси вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских, которые издревле считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранители семьи и брака.

    Отчет групп о проделанной работе.

    - В каждой семье должно быть интересно! Дом должен давать пищу детскому воображению и чувствам. Ведь дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений, им все мало. Им хочется участвовать в каких-то делах, праздниках, радостных волнениях. Так давайте же мы, родители, не будем лениться доставлять радость нашим детям, давайте сделаем их жизнь интереснее и насыщеннее! Все в наших силах, главное — захотеть!

    - Сегодня мы приглашаем всех провести вечер в двух семьях: православной и светской. Посмотрим, как идет подготовка к семейным праздникам. Ведь семейные  праздники – это часть воспитательного процесса. Неудивительно, что праздники учат, рассказывают, дарят, гостей созывают, всех объединяют, угощают, лечат…Огромное позитивное, лечебное… да, да, лечебное - не удивляйтесь, значение имеют традиционные праздники, чем традиционней праздник, тем сильнее его воздействие. Учёные их называют «лучшим средством от наркомании, асоциального поведения, агрессии. Если человеку хватает своих гормонов радости, то он не ищет искусственных заменителей». Традиционные народные праздники помогают накапливать эти замечательные гормоны! «Духовные примеры,  несомненно,   действуют сильнее хороших правил»  (Д. Локк)

    Задания для группы «Светская семья»:

    1. Составьте кроссворд наоборот по теме "Свадьба. Брак".

    1 (по горизонтали) ____________________________________________________

    1 (по вертикали) ______________________________________________________

    2 ___________________________________________________________________

    3 ___________________________________________________________________

    4 ___________________________________________________________________

    5 ___________________________________________________________________

    6 ___________________________________________________________________

    7 ___________________________________________________________________

    8 ___________________________________________________________________

    9 ___________________________________________________________________

    1.  Работа с текстом «Мужчина и женщина» (работают 2 человека).

    Прочитайте и объясните всем, что обозначают слова «мужчина» и «женщина»

    Слово мужчина, как и, слово, женщина, всем нам хорошо знакомо и каждый из нас использует его десятки раз на день в своём обиходе, и как обычно, не подозревает о том, почему мы называем эти слова и что они означают.

    Для нас это не более чем слова, с помощью которых мы разделяем по половому признаку людей. Но как было на самом деле?

    Слово МУЖЧИНА составное и представлено такими словами – Муж-чин-его, что означает общественное положение или титул и обозначает человека женатого. До того как мальчик становился мужчиной, он был чадом до 7 лет, затем отроком, потом парубком, и уже после 21 года парубкам позволялось жениться. А обзаведшись женой и создав семейный союз, он становился МУЖЧИНОЙ или женатым человеком.

     Слово ЖЕНЩИНА тоже титул и состоит из следующих слов – Жена-чин-её, что ранее читалось как женсчина, но позже звуки слились, и получилось нам хорошо знакомое слово женщина, которое стало обозначать замужнюю девушку. Женщины до 7-ми летнего возраста также назывались чадами, затем отроковицами, девушками. Стоит напомнить, что девушек выдавали замуж по достижению ими 16 летнего возраста, и девушка на выданье называлась вестой или нареченной. А невестой называлась девушка, которая ещё не прошла период обучения и подготовки к семейной жизни, то есть она была ещё не веста или не ведающая как строить семейный очаг.

    1. Праздничное украшение дома. Творческое задание (остальные члены группы).

    Поделка со смыслом «Ромашка»

    Создай несколько цветов, символизирующих членов

    семьи. В серединке каждого цветка напиши букву:

    М – мама, П – папа, С – сестренка или

     Б – братишка, и конечно же, Я.

    У каждого члена семьи свой цвет лепестков.

     Вроде бы и неплохо, но нет никакой радости  в данной поделке.

    Но стоит только объединить всех

    членов  семьи, и цветок заиграет

    всеми красками радуги, у него

    появится настроение. Так же и в настоящей

    семье: вся семья вместе, так и радость, счастье

    на месте.

    Выберите те пословицы, которые отражают суть Вашей творческой работы:

    • На что клад, коли в семье лад.
    • Семейное согласие всего дороже.
    • Счастливая семья лучше богатства.
    • Семья без детей, что цветок без запаха.
    • Семья в куче, не страшна и туча.
    • В семье все согласно, значит семья прекрасна.
    • Русский человек без родни не живёт.
    • В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Отчет группы  о проделанной работе.

    Задание для группы «Православная семья»:

    1. Прочитайте и инсценируйте историю появления крашеных яиц (3 человека).

    Рассказ о первом красном яичке

    После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере. Среди учеников Господа были и женщины, одна из них - Мария Магдалина - отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

    - Когда-то я была богатой и приносила ценные подарки. Сегодня я богата только верой в Спасителя и Господа Христа. Что я могу сегодня подарить? Вот дар - яичко, символ жизни. Христос воскрес!

    Император ответил Марии:

    Как может кто-нибудь воскреснуть? Невероятно это, невозможно. Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье, когда б яичко это стало красным.

    Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

    О, император, посмотри скорее! Яичко розовеет, нет - темнеет. О чудо! Оно стало ярко красным!      

    2. Познакомьтесь с техникой окрашивания пасхальных яиц. Проявите свое творчество и раскрасьте несколько заготовок разными способами (остальные члены группы).

    Техника окрашивания пасхальных яиц

    Крашенки — от слова красить, то есть яица, крашеные в один цвет. Красить яйца можно по-разному. Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.  

    Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. На общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета.

    Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.  

    Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.  Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом.

    Писанки — это искусно расписанные вручную пасхальные яйца. Писанки - настоящие произведения народного творчества.  Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.

    3.Ознакомьтесь с пасхальными играми и проведите  одну из них (1 человек).

    Катание яиц

    Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для этого специально делали или подыскивали деревянный или картонный каток — горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашеные яички, конфетки, маленькие подарки-сувениры. Играющие по очереди должны подходить к катку и прокатывать по нему свое яйцо. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка, конфеты или сувенира, участник игры забирает его в подарок.

    Где яички варятся?

    Дети раскладывают на столе яички. В старину их накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые стаканчики из-под йогурта. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол. Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и спрашивают "Где яички варятся?". Водящий указывает на один из стаканчиков и поднимает его. Если там есть яичко, то забирает его себе как приз. Игра продолжается до тех пор, пока дети не разберут все яички.

    Пасхальное гнездышко

    Это игра-эстафета, в которой участвуют две команды. Дети каждой команды переносят в деревянной ложке деревянные пасхальные яички, каждая команда в свое пасхальное гнездышко. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее

    Отчет группы о проделанной работе.

    •  Рефлексия собрания.

    1. Составьте СИНКВЕЙН к слову «семья» по следующим правилам:

    • 1-я строка. 1 существительное.
    • 2-я строка. 2 прилагательных.
    • 3-я строка. 3 глагола.
    • 4-я строка.  Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства
    • 5-я строка.  Одно слово, по сути своей синоним тому, с которого синквейн начинается.

    1. Рефлексия собрания «Дерево ожиданий»

    - Давайте посмотрим, на все ли вопросы вы получили сегодня ответы.

    (Учитель зачитывает слова с «листочка», участники собрания аплодисментами показывают, сбылись ли их ожидания по данному вопросу.)

    - Вопросы, на которые не были получены ответы, предлагается вынести на следующие собрания.

    1. Методом активного обучения «Мухомор».

    Цель: выяснить впечатление участников о прошедшем собрании

    Проведение:

    Вариант 1.

    Использование интерактивной доски.

    Вариант 2.

    На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу предлагаемых вопросов. Вне круга записываются вопросы.

    На сколько я был доволен:

    1. Эмоциональным состоянием;

    2. Работой в группе;

    3. Формой проведения собрания;

    4. Личным вкладом в общее дело.

    Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставится кружок.

            Подводя итог нашему собранию, хочется сказать, что счастье вашей семьи и счастливая жизнь вашего ребенка по большей части в ваших руках. Не будьте равнодушными в жизни,  всегда ставьте семью выше всех проблем и у вас все получится. И дай Бог, чтобы каждый родитель услышал в своей жизни слова своего ребенка: «Любимые мои родители! Спасибо, что вы воспитали такого меня!»

    Не стремитесь быть на кого-то похожими,

    мол, у этого деньги, машина, завод.

    Вы такие, какими создала вас природа,

    И есть у вас дети – не в этом ли счастье вот.

    Ан, глядишь, тот икру поедает

    И идет нос, задрав высоко.

    А что в сердце его ты не знаешь.

    В сердце рана лежит глубоко.

    Сын оболтус и пьет уж, и курит.

    И с женой он не сладит никак.

    Никакими деньгами в мире

    Не наладить ему тот бардак.

    Не завидуй ему, не завидуй,

    У тебя ведь своя семья есть.

    В доме скромно, но счастье, веселье,

    Взаимопомощь, любовь и честь.

    Посмотрите-ка, вот ваши дети,

    Ваша гордость и радость растут!

    И веселые глазки вот эти

    Пусть в счастливое завтра зовут!

    - К следующему родительскому собранию хотелось бы  вас, родители, привлечь к обмену опытом воспитания (презентация семейных программ, альбомов, реликвий, увлечений семьи, традиций).

    Интернет-ресурсы:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во 2 классе "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста"

    Родительское собрание "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста" проведено с целью помощи родителям в воспитании культуры поведения у детей, рассмотрения недост...

    Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

    Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...

    Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"

    Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть с...

    Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"

    Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"...

    Сценарий родительского собрания "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"

    Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»  Задачи: - Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье....

    Выступление на родительском собрании "Развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста"

    Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. Родители получат ряд рекомендаций по развитию вни...

    Родительское собрание на тему: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», 3 класс.

    Тема собрания: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»Цель классного часа: формирование у родителей значения взаимосвязи семейных традиций и воспитание труд...