"Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению?"
материал на тему

Осетрова Ирина Владимировна

Дать практические рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_gotovym_k_shkole.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Скоро в школу. Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?».

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.  

  Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. Формирование активной педагогической позиции родителей. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии

        Добрый день, уважаемые родители! Сегодня Вы пришли на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Меня зовут …, я ваш учитель первого класса. (Родители представляют друг друга) .Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент - ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми.   Вместе с Вами мы будем помогать  детям  учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности. С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2013 года и это одно из первых условий приема детей в школу. Учёные говорят, что за первые 5 лет жизни человек получает большую часть  все жизненной информации. И оттого, что узнает от нас маленький человек, чему научится, будет зависеть то, каким   он станет. Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит,  как будет  учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное  испытание  как  для ребёнка, так и для родителей.

        Времена, когда ребенок мог пойти учиться в школу абсолютно неподготовленным, давно остались в прошлом.

   Сейчас поступать в первый класс без предварительной подготовки не только не принято, но и можно сказать даже неприлично. Да и требования к будущим первоклассникам давно изменились. Теперь дошкольник должен уметь читать и считать. Это как минимум. Сегодня свои требования для дошколят выдвигают как специализированные школы с каким-либо уклоном, так и вполне рядовые школьные заведения.

        Для того, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учеба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику еще до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков. Помочь детям овладеть ими могут, в первую очередь, конечно же, родители, а также педагоги, которые преподают на специальных курсах подготовки к начальной школе.

  К школе готов?

В каком возрасте надо начинать подготовку к школе? Начинать это дело ни в коем случае нельзя слишком рано. Но в то же время нельзя начинать подготовку и слишком поздно. Чтобы этого не случилось, озаботиться вопросом готовности Вашего ребёнка к школе надо примерно в возрасте 5 - 6 лет. Психологи советуют: начинать заниматься подготовкой к первому классу лучше всего за год или два года до поступления в школу. К этому времени родители должны определиться и выбрать один из вариантов "трудоустройства" своего дошколенка.

     От того, насколько правильно будет сделан выбор, зависит то, насколько подготовленным Ваш ребенок пойдет в школу и будет ли ему там легко.

Готовность номер один

    Неплохо, если к первому классу Ваш ребенок будет знать азы счета и уметь читать. Однако в понятие "готовность к школе" психологи вкладывают не только это. Специалисты выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

  1. Интеллектуальная готовность.

Она проявляется в способности ребенка концентрировать внимание, в умении строить логические связи, устанавливать связи между явлениями и событиями, а также в достаточном развитии памяти и мелкой моторики. Последнее является основным показателем готовности ребенка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом.

2. Эмоциональная готовность

Об эмоциональной готовности можно говорить, когда у ребенка ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение и появляется мотивация к обучению. Помимо этого, эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок уже научился управляться своими эмоциями и приобрел важное умение сосредотачиваться.

3. Социальная готовность

В это понятие входит потребность ребенка в общении, способность принимать роль ученика и умение слушать, а также способность к обучению и умение подчиняться правилам, принятым в коллективе.

Все эти критерии готовности детей к обучению в школе необходимы детям для успешного начала обучения в школе. Замечено, что интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе наступает приблизительно в возрасте 6,5-7 лет. Вот почему не стоит спешить отдавать в школу малыша более раннего возраста.

Многие родители сейчас обеспокоены тем: " Чему  и как учить ребёнка?"  Ответ прост:

  • первое и главное - умению слышать и слушать;
  • заниматься общим развитием ребенка, а не учить его считать до 100 и более,
  • развивать мелкую моторику рук, обратите внимание рук, а не руки. Рабочими должны быть обе руки.

 Дети должны знать:

  • Название нашей страны и её столицы;
  • Название родного города, свой адрес.
  • Назови свои фамилию, имя, отчество.
  • Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
  • Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
  • У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  • Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  • Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  • Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
  • Что бывает раньше – обед или ужин?
  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  • Кем работает твой папа, твоя мама?
  • Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
  • Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  • Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
  • Почему снег бывает зимой, а не летом?
  • Что делает почтальон, врач, учитель?
  • Зачем в школе нужна парта, звонок?
  • Ты хочешь пойти в школу?
  • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  • Каких животных ты знаешь?
  • Каких птиц ты знаешь?
  • Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
  • Что надо сделать если сломал чужую вещь?

Дети должны иметь представление:

  • о всенародных праздниках;
  • о труде людей в городе и сельской местности.
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
  • называть части суток, дни недели, названия месяцев;
  • иметь представление о домашних и диких животных;
  • о перелетных и зимующих птицах;
  • о лесных ягодах и грибах;
  • об овощах и фруктах;

                                 

  • о деревьях, кустарниках и цветах.
  • знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
  • раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  • Дети должны уметь: 
  • соотносить цифры и числа;
  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
  • составлять и решать самые простые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • называть материалы, из которых они изготовлены;
  • сравнивать по длине, высоте, ширине;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • различать форму предметов;
  • составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
  • понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";
  • знать дни недели, их последовательность;
  • уметь называть месяцы года.
  • проводить прямые, не дрожащие линии;
  • "видеть" строку и писать в ней;
  • видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
  • правильно произносить все звуки;
  • употреблять в речи простые и сложные предложения;
  • составлять небольшие рассказы о предмете, картине или по какой-либо теме;
  • пересказывать рассказы близко к тексту;

рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

  • запоминать и рассказывать стихотворения, загадки, повторять дословно предложения, состоящие примерно из 10 слов;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Помимо всего этого, будущий первоклассник должен знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес. Хорошо бы, если к школе дошкольник мог уже определять время по часам и знал бы основные правила дорожного движения.

Также  дети должны уметь:

  • прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
  • точно ловить и кидать мяч;
  • работать с пластилином, бумагой и картоном;
  • на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
  • застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • должны уметь рассказывать о своей семье.

Детям, которые  не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает  в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

Сейчас я назову "портрет" первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

                                                                                                                                   

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Основной формой организации обучения остается урок, но урок особый, его длительность 35 минут в 1 четверти, 40 минут со 2 четверти. Только хотелось отметить, что это не игра, а урок. В 1 четверти количество уроков - 3 и экскурсии по предметам, а со второй четверти - по 4 урока.

Обучение ведется без отметок.  Оценка не нужна для этого возраста. Обучение без отметок постепенно вселяет веру в свои силы у каждого малыша.

 Уроки в начальной школе  начинается в 9.00.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.                           

  • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
  • Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
  • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

В будущем году обучение будет осуществляться по УМК "Школа России"

Комплект учебников (показать)

Советы родителям:

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть  логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы. 
  • Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же.     Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).
  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова,

 знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под")”.

  • Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
  • Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

Прием в школу согласно нормативным документам Министерства образования начинается 1 апреля.  Мы ждем вас с ксерокопией свидетельства о рождении,  ксерокопией вашего удостоверения личности.

Медицинскую справку вы принесете в школу  после прохождения медосмотра.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником.    И очень - очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.

        Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса,с режимом школы;- Идет разговор о школьной форме;- Родители заполняют анкеты.

Советы родителям первоклассников. Несколько коротких правил

 Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

 Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.

 Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

 Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

 Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

 Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

 Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

 Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

 Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

 Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

 Признавайте права ребенка на ошибки.

 Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

 Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

 И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Правила поведения взрослых:

-  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей.

-  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже.

Есть ДРУГОЕ!