Родительское собрание «Шалость и хулиганство – есть ли различия?»
статья (4 класс) на тему

Карданова Светлана Хасанбиевна

Родительское собрание на тему «Шалость и хулиганство – есть ли различия?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Шалость и хулиганство – есть ли различия?»

Цель:

-продолжить правовое просвещение родителей;

-формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

-создание благоприятного психологического климата во взаимодействии родителей и педагогов.

        1. В последние годы внимание воспитателей (родителей, учителей, общественности) не только обращают на себя, но и настораживают особенности в поведении детей. Эти особенности поведения не только  свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений     нравственных, социальных, правовых норм, представляют собой угрозу субъекту поведения, окружающим его людям,  обществу в целом.

Чаще всего всплеск  правонарушений приходится на летний период, когда дети  большую часть времени предоставлены сами себе, то есть безнадзорны, а в школе  на начало учебного года. После каникул дети еще не переключились на деловой ритм жизни, им хочется пошалить, и порою, они не отдают себе отчет в том, что их шалость переходит в мелкое хулиганство.

Чем отличаются эти два понятия: шалость и хулиганство?

        Статья 213 УК РФ поясняет так слово хулиганство:

Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а разно уничтожением или повреждением чужого имущества.

 Мелкое хулиганство - нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие

 «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И.  поясняет слово «хулиганство» так: «Хулиганство - поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, достоинству человека, крайнее бесчинство».

 Хулиганство - одно из наиболее распространенных преступлений. Его особая опасность состоит в том, что зачастую хулиганство приводит к совершению других, более тяжких преступлений.

Говоря о хулиганстве, нельзя не упомянуть о вандализме.

Статья 214 УК РФ о вандализме говорит:

Вандализм - осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественных местах.

Слово «шалость» «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И.  поясняет так:

шалость  - веселая, забавная проделка. Шалить - баловаться, резвиться, своевольничать.

Проверим, как вы эти понятия можете соотнести с поступками ваших детей. Что вы видите в их поступках: шалость, хулиганство или вандализм?

1. Ученик на уроке громко запел

2.  В автобусе мягкие сиденья изрезаны ножом.

3 Ученики - старшеклассники, разговаривая друг с другом, используют нецензурные выражения,

4. Школьники разбросали песок, который их сосед привез для выполнения строительных работ и не успел перенести во двор.

5. Ученики 6 класса разрисовали работы участников кружка художественного творчества, выставленные в рекреации школы.

6.  Ни перемене пятиклассники, играя в салочки, разбили стекло.

7. Ученик 7 класса разбил стекло в кабинете истории, потому что не согласен с оценкой, выставленной учителем.

8. Вырезание ножом на партах.

9. Выкручивание болтов из мебели, приведение ее в негодность.

10. Надписи на стенах в туалетах.

11. Ученик 11 класса разбил плафон, подбрасывая пенал на перемене.

12. В кабинете биологии ученик 6 класса разбил цветочный горшок. Просто так. Было скучно.

2.Богаты на выдумку наши дети. Любят они пошалить, не думая о том, что их шалости переходят часто в разряд  хулиганства.

        Давайте просмотрим несколько ситуаций о шалости и хулиганстве детей и задумаемся, а мог ли мой  сын и моя дочь быть на их месте, и как бы я, как родитель, поступил, чтобы предотвратить аналогичные поступки?

-Очень часто устраивают дети драки, «назначают стрелки», в ходе которых наносят  удары, побои, причиняют  вред здоровью потерпевшего. Прежде было принято считать, что среди «разрушителей» и драчунов больше мальчиков, нежели девочек. В наше время это уже не так. Сегодня «хрупкие создания» легче вступают в драку, чем мальчики, а в пылу борьбы между ними принципы «до первой крови» или «лежачего не бьют» не срабатывают никогда. Несмотря на то, что для совершения серьёзного акта вандализма нужна недюжинная сила, даже в этом девочки уже не уступают ребятам.

-Любят наши дети жвачку.  Использованные остатки разбрасывают, приклеивают к мебели, что приводит к порче имущества, одежды, обуви окружающих.

-Своими вдруг возникшими увлечениями  в шалостях дети часто заражают одноклассников, что приводит к массовому использованию некоторых предметов, приносящих вред здоровью окружающих. Таким предметом является рогатка.  Вместо рогаток часто используют разобранные ручки.

-К разряду наиболее типичного хулиганства относится телефонное хулиганство. Это ложные сообщения в пожарную часть, милицию, вызовы скорой помощи, поломка телефонов в общественных местах.

-Следующие примеры говорят  уже не о безобидных «детских шалостях», не о рядовых эпизодах и заслуживают серьёзного разбирательства,  о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Совершают хулиганские действия дети  с использованием  лазерных устройств. Направляя сильный луч на объекты, например, самолеты, они ослепляют в данном случае летчиков, что может привести к крушению  самолетов.

-Дети бьют стекла  автомашин, кидают камни в окна поездов.  Жертвами таких выходок становятся безвинные люди.          

-Существуют различные формы детского вандализма. Одна из них – мщение, ответная реакция на обиду или оскорбление. Как правило, в таких случаях разрушения совершаются анонимно, процесс уничтожения или порчи имущества обидчика приносят мстителю эмоциональное удовлетворение и позволяет вандалу долгое время оставаться безнаказанным, так как всё происходит без свидетелей и участия пострадавшего. Часто обида может возникнуть из чувства зависти или допущенной несправедливости, а может и вообще быть воображаемой. При этом сам объект разрушения выбирается по принципу «просто под руку попал».

-Любят дети собственноручно изготавливать взрывные устройства и испытывать их, что опасно для жизни и самих испытателей, и  окружающих.

Понятно желание родителей дать своим детям средство защиты от нападения хулиганов, преступников.  Но, вручая газовый баллончик, необходимо объяснить, что использовать его можно только для самообороны и только в случае крайней необходимости. Ни в коем случае нельзя распылять газ ради шутки, потому что можно причинить серьезный вред здоровью окружающих.  Газовые баллончики начинены веществами, которые в незначительных концентрациях вызывают раздражение слизистых оболочек глаз, верхних дыхательных путей, иногда кожных покровов. Человек, против которого применили баллончик, на 5-15 минут выходит из строя. Распыление  аэрозоля прямо в лицо опасно сильным химическим ожогом носоглотки и глаз. Газ может спровоцировать приступ у детей, страдающих аллергией или астмой. Были случаи в школе, когда дети распыляли в кабинетах, а также в лица  учащимся различного вида дезодоранты.

-Мы ранее говорили, что хулиганство  может сопровождаться применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения.

        -А вот об увлечениях граффитчиков можно поспорить.  Если дети организованно, в специально отведенных для этого местах, проводят соревнования по искусству росписи на любой поверхности с помощью баллончиков, то это привлекает внимание многих прохожих. Но вот расписанные стены домов и заборы в любом населенном пункте страны вряд ли обрадуют взрослого человека. Скорее всего действия «экстремалов»  граффитчиков граничат с преступлением – порчей общественного личного имущества или с вандализмом.

-Загрязнение окружающей среды тоже происходит не без участия детей.

-Что характерно, учёные выявили закономерность: те, кто совершал разного рода акты хулиганства и вандализма в подростковом возрасте, как правило, к 21 году уже имеют солидный «послужной список» – череду приводов в милицию, постановку на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних, а то и уголовный «стаж».

Сегодня мы вспомнили не все шалости и хулиганские выходки детей, но нам, родителям и всем работающим с детьми, надо помнить, что часто  необдуманные действия подростков приводят их в колонию.

Артур Шопенгауэр говорил: «Досуг без духовных занятий – гибель для человека».

Считается, что одной из причин, почему у детей возникает желание что-то крушить и портить, искать понимания у таких же «детей улиц», является напряжённая обстановка в семье, когда ребёнок видит, что родителям безразлично, как, где и в какой компании он проводит свободное время, чем занимается.

Однако усиленные контроль и внимание – не панацея. Чрезмерная строгость, лишение права на самостоятельность, суровые наказания за незначительные или непреднамеренные провинности также способствуют срывам в поведении подростка.

Уважаемые взрослые, задумайтесь, не являются ли подобные акты вандализма своеобразным криком ребёнка о помощи? Что предпринять? Здесь следует действовать сообща семье и школе. Обсуждая проблемы дома за «круглым столом», вы поможете детям избежать многих неприятностей.

Ну, и, конечно же, прилагайте максимум усилий, чтобы воспитать в детях чувство ответственности за сказанное и сделанное. Это очень сложно, но необходимо.