Родительское собрание "Застенчивость ребенка"
материал по теме

Ход собрания, презинтация, памятка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Застенчивость ребенка младшего школьного возраста».

«Даже в самой в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души».         
                                                                                                        
В. Леви

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
  2. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости.

 Вопросы для обсуждения:

  • влияние застенчивости на учебные успехи школьника;
  • пути преодоления застенчивости ребенка дома и в школе.

Ход собрания

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и, тем более, на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, бояться сделать ошибку.

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. Другими словами, человек становиться чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда — желание избежать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в адрес его внешнего вида или поведения. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которое потенциально может привлечь слишком активное внимание к его персоне. В Словаре английского языка Сэмюэла Джонсона за 1804 год понятие застенчивости объясняется с помощью трех слов: замкнутость, осторожность, подозрительность.

Часто застенчивость у детей взрослые видят в розовом свете. Такой ребенок послушен, не «хулиганит», не шумит, из-за него не вызывают родителей в школу. Страдающие от застенчивости дети не хотят привлекать к себе внимание, их постоянно беспокоит, что о них могут подумать, поэтому они могут казаться образцами хорошего поведения. Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

К счастью, у большинства людей застенчивость уменьшается с годами. Тем не менее, у многих остается чувство горечи из-за прежней робости, им кажется, что они что-то упустили в жизни. Поэтому застенчивым детям нужна помощь. И чем раньше ее окажут, тем лучше. Чтобы они потом не сожалели о «бесцельно прожитых годах».

Что же представляют собой застенчивые дети?

Они очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества наоборот не замечают и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика. Среди других ребят застенчивые дети часто избегают контакта, потому что считают себя хуже других. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями, проявлением неудовлетворенности вследствие "выключенности" из общественной жизни.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей может преследовать их всю жизнь. Застенчивость ни в коем случае не относится к "проблемному поведению", но поскольку это может стать препятствием в достижении социального успеха, она входит в число "38 типов проблемного поведения". У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так.

На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам. 

Застенчивость гораздо более распространенная черта, чем могли бы подумать многие. Просто эту черту стараются обычно не показывать. У детей определенный возрастной период связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но мы поговорим о той застенчивости, которая уже не является свойством возраста, а которая сформировалась у ребенка под влиянием различных факторов. Важно отличить застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался один дома, а займется чем-нибудь интересным, ничуть не страдая. Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию. 

Кто виноват?

Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств.

Психологи указывают на следующие причины ее возникновения:

- биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости;

- стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей;

- негативное общение в семье. Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется - «вести себя тихо»;

- травля в школе. Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети. Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Чем чревата застенчивость?

- ограничение контактов с людьми;
-
конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо;
- застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый";
- застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями;
- накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции;
- застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации.

 В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.

Симптомы застенчивости:

- покраснение лица;
- потливость;
- дрожь;
- учащение сердцебиения;
- стесненное дыхание;
- опущенные вниз глаза;
- тихий голос;
- скованность мышц и движений

Как помочь застенчивому ребенку?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым. Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны. 
Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность, и непримиримость в оценках и суждениях.

Излишнее давление только усилит неуверенность в себе. Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света. 

Предложите ему игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком. 

Теперь попросите его описать себя в той же ситуации - есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние. 

Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение вовремя дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего! 

Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение... Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка. Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Тренинговый практикум по преодолению детской застенчивости и неуверенности.

Упражнение 1. «Автопортрет».
Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребенок еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая...»

Упражнение 2. «Мои эмоции».
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Неоконченный рассказ».
Предложите ребенку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и ....»

Упражнение 4. «Маски».

Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по преодолению застенчивости в себе их детей.

  • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
  • Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
  • Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью школьников. Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
  • Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  • Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
  • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

Памятка для родителей.
Уважаемые папы и мамы!

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему тру дом и упорством.
  • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  • Радуйтесь его победам над собой.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Анкета для родителей

•        Считаете ли вы своего ребенка застенчивым?

•        В чем проявляется застенчивость вашего ребенка?

•        Как вы помогаете своему ребенку преодолевать это качество?

•        Какая помощь вам нужна от классного руководителя для того, чтобы помочь вашему ребенку?

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

•        наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если...

•        наш ребенок стесняется, если...

•        наш ребенок волнуется, если...

•        наш ребенок испытывает страх, когда...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Застенчивый ребёнок» 02.05.17

Слайд 2

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. 02.05.17 http://aida.ucoz.ru В ≪Словаре английского языка≫ Сэмюэла Джонсона понятие застенчивости объясняется с помощью трех слов: ≪замкнутость≫, ≪осторожность≫, ≪подозрительность≫.

Слайд 3

Застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей может преследовать их всю жизнь. Застенчивость ни в коем случае не относится к "проблемному поведению. 02.05.17

Слайд 4

У младших школьников застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. 02.05.17

Слайд 5

Между тем, такие дети довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. 02.05.17

Слайд 6

- биологическая предрасположенность; - стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка; - негативное общение в семье; - отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется - «вести себя тихо»; - травля в школе. 02.05.17 Причины застенчивости

Слайд 7

- ограничение контактов с людьми; - конформизм - человек, не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо; - застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением; - застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх. 02.05.17 Чем чревата застенчивость?

Слайд 8

- покраснение лица; - потливость; - дрожь; - учащение сердцебиения; - стесненное дыхание; - опущенные вниз глаза; - тихий голос; - скованность мышц и движений. 02.05.17 Симптомы застенчивости:

Слайд 9

Рекомендации родителям застенчивых детей - изменение стиля семейного воспитания. («…ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители») Луиза Хей 02.05.17 - развить у детей позитивное самовосприятие; - сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку; - воспитать у ребенка чувство собственного достоинства Основные задачи родителей:

Слайд 10

Позитивное самовосприятие. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни. 02.05.17

Слайд 11

- внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить; - не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. - как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений; - научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован. 02.05.17 Воспитание чувства собственного достоинства

Слайд 12

Как помочь детям преодолеть застенчивость 1. Поощряйте контакт взглядом. 2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. 3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. 4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. 5. Создавайте условия для игр в паре. 02.05.17

Слайд 13

02.05.17