родительское собрание-практика
методическая разработка (2 класс) на тему

Воронина Ольга Васильевна

родительское собрание-практика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobraniepraktika.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание

«Что такое хорошо

и

что такое плохо?»

Автор-составитель:

                                                Воронина О.В.

              План собрания.

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие.
  3. Сообщение темы и целей собрания.
  4. Пролог.
  5. Глава 1. Погода в доме.
  6. Глава 2. Воспитание аккуратности.
  7. I 'лава 3. Защита от агрессии.
  8. Глава 4. Воспитание трудолюбия.
  9. Рефлексия собрания.
  10. Эпилог.
  11. Прощание.

            Цели и задачи собрания:

  • познакомить с темами родительских собраний на данный учебный год;
  • обратить внимание родителей на способы общения между членами семьи;
  • показать важность внешнего вида ребёнка в детской среде;
  • обсудить способы защиты детей от внешней агрессии;
  • доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности
  • выполнения трудовых обязанностей в семье;

Ход собрания.

  1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, уважаемые родители, мамы и папы моих учеников! Я рада вас видеть всех сегодня на нашем первом в этом учебном году родительском собрании. Многие из вас пришли сюда после рабочего дня утомлёнными. Для того, чтобы снять усталость, я предлагаю сделать несколько несложных упражнений, которые выполняют ваши дети на уроках для снятия напряжения и усталости.

Упражнения на релаксацию:

1. «Кулачки». Руки на коленях. Сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки
побелели и произносим слова:

Руки па коленях, Пальцы — в кулачки. Крепко с напряженьем Сжатые они. Пальчики сжимаем, Снова разжимаем. Девочки и мальчики, Отдыхают пальчики!

2. «Кораблик». Представьте себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставьте

пошире ноги и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу. Затем левую.

Стало палубу качать,

Ногу к палубе - прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем!

3. «Шарик». Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руки на живот.

Шарик мама нам достала.

Вдох - и тело лёгким стало,

Выдох - шарик ожил словно.

Дышим мы легко и ровно.

2.       Приветствие.

Учитель: - Я приглашаю выйти вперёд председателя родительского комитета и поприветствовать собравшихся здесь родителей. (Председатель родительского комитета здоровается с другими родителями своим приветствием, они приветствуют его также)

А сейчас поздоровайтесь друг с другом. Для этого встаньте, повернитесь лицом друг к другу, поднимите вверх правую руку и сделайте три покачивания кистью руки, одновременно притопывая левой ногой, (родители выполняют приветствие] Далее соедините свои ладони с ладонями вашего соседа и почувствуйте доброту и приветливость, которую каждый из вас постарается передать друг другу мысленно. (родители выполняют задание)

3.    Сообщение темы и целей собрания.

Учитель: - В этом учебном году все родительские собрания будут проходить под общей темой: «Воспитание в ребёнке положительных качеств личности». Тема собрания на сегодня «Что такое хорошо и что такое плохо» определяет темы родительских собраний на этот учебный год. А цели нашего собрания таковы:

- познакомить с темами родительских собраний на данный учебный год;

- обратить внимание родителей на способы общения между членами семьи;

- показать важность внешнего вида ребёнка в детской среде;

- обсудить способы защиты детей от внешней агрессии;

- доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности
выполнения трудовых обязанностей в семье;

Учитель: - Каждому родителю я дала памятку, которую вы должны заполнить для себя по ходу собрания.

                                                           Образец памятки.

Глава 1. Погода в доме.

хорошо

плохо

 

Глава 2. Внешний вид ребёнка.

хорошо

плохо

Глава 3. Защита от агрессии.

хорошо

Плохо

Глава 4. Воспитание трудолюбия.

хорошо

плохо

4.   Пролог

Крошка сын к отцу пришёл,

 и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

От вас у нас секретов нет. Слушайте, запоминайте,

И каждый свой ответ

В анкете заполняйте.

Учитель: «Родить ребёнка легко - воспитать трудно» неважно, кто произнёс эту фразу впервые, важен смысл данного высказывания. А смысл заключается в том, что воспитание детей дело не одного часа или даже года, а главное дело всей вашей жизни. У.Теккер сказал: «Посейте поступок - пожнёте привычку, посейте привычку ~ пожнёте характер, посейте характер - пожнёте судьбу». Какая судьба будет у ваших детей, зависит от вас, родителей, от вашей семьи, от вашего воспитания.

5. Глава 1. Погода в доме.

                       

                                     Если ветер крыши рвёт,                          Дождь покапал и прошёл.

                                     Если град загрохал                                    Солнце в целом свете.

                                    Каждый знает, это                                   Это очень хорошо –

                                    Вот для прогулок плохо.                            И большим, и детям.

                                                                                     

а/ Вступительное слово учителя.

Учитель:  Представьте себе, что эти строки говорят о погоде в вашем доме, семье. Семья для ребёнка - это место его рождения и становления как личности. Именно в семье складывается представление малыша о хорошем и плохом. Дороти Нолт сказала:

«Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и обсуждать

                                                                                                                            других  людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми,

                                                                                                                         учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными

                                                                                                                и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного

                                                                         достоинства уступает место чувству вины.»

б/ Анализ педагогической ситуации.

Учитель: А теперь разыграем такую ситуацию. Прошу выйти к доске папу, маму, а я буду выступать в роли ребёнка. (Текст слов раздаётся родителям. Остальные родители делятся на две группы - папы и мамы).

Ребёнок: Мам, я принёс новый диск, сяду за компьютер поиграть.

Мама: Сначала выучи уроки, а потом играть будешь. Я хочу видеть тебя образованным

человеком.

Папа. Да кому надо это образование. Я всю жизнь был троечником, а зарабатываю

побольше любого профессора. Иди, сынок, играй.

Мама: А я сказала, что он будет сначала учить уроки, а уж потом играть.

Папа: Слушай, ты, кто в доме хозяин?!

Мама: Муж - голова, жена - шея. Куда захочу, туда поверну.

Папа: Да пошла ты! Иди, сын, играй! Не слушай свою глупую мамашу.

Мама: Ещё не известно, кто глупее - ты или я!

Вопросы по ситуации:

1     Кто из родителей прав?

  1. В чём ошибка каждого родителя?
  2. Что может из этого выйти?
  3. Предложите своё решение проблемы.

(на обдумывание ответов на поставленные вопросы даётся 3 мин., после чего

представитель от каждой группы озвучивает ответы на вопросы, делают совместный

вывод).

Вывод по вопросу: «У обоих родителей должны быть единые требования к ребёнку.

Учитель: Подводя итог по главе «Погода в доме», давайте выберем те составляющие, которые по вашему мнению определяют хорошую погоду в вашем доме:

ненависть, зависть, любовь, враждебность, сочувствие, дружелюбие, недоверие, злобность, доверие, пессимизм, оптимизм, отзывчивость, равнодушие, внимание, сопереживание, безразличие, (родители делают выбор, заполняя памятку «Хорошо-плохо»)

Учитель: Вот вам рецепт, который должен стать основным законом воспитания детей в семье: «Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, единство требований к детям, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.»

6. Глава 2. Внешний вид ребёнка.

                                                     Этот в грязь полез и рад,        Этот чистит валенки,

                                                               что грязна рубаха.           Моет сам галоши.

                                                          Про такого говорят:         Он хотя и маленький

                                                          - Он плохой, неряха.                   Но вполне хороший.

а/ Вводное слово учителя.

Учитель: Внешний вид ребёнка является составной частью его поведения. Наблюдая за своими учениками, я сделала вывод - большинство детей оценивают друг друга на основании только одной внешности. С неряшливыми детьми не хотят дружить, сторонятся их, избегают, не принимают в свои игры. Такие дети часто становятся изгоями. И возвращаясь из школы, жалуются родителям на неприязнь одноклассников. Родители вместо того, чтобы объективно оценить эту ситуацию, в которой виноваты в первую очередь они сами, так как не привили ребёнку аккуратность, да и сами чаще всего одеты неряшливо, идут с претензиями в школу к учителю или родителям одноклассников своего

ребёнка. Начинать формировать культуру внешности необходимо с элементарной аккуратности и чистоплотности, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

б/ Анализ предварительного анкетирования:

Упражнение «Веер»: На каждого ребёнка заводится листок, где указаны его фамилия и

имя. Одноклассник пишет положительные, на его взгляд, качества указанного ребёнка и

сгибая листок закрывает своё мнение, затем передаёт листок следующему.

Аналогичная работа ведётся по отрицательным качествам. Учитель делает вывод по результатам анкетирования.

Учитель: Одним из главных критериев оценки учащимися начальных классов своих

одноклассников является внешний вид. Теперь я каждому родителю предлагаю

ознакомиться с мнением одноклассников об их ребёнке, (раздаются заполненные листки

упр. «Веер»)

в/ Обмен опыта родителей.

  • По результатам анкетирования выбираются родители ребёнка, которого большее
    количество детей назвали аккуратным.
  • Выбранные родители делает небольшое заранее подготовленное выступление по
    теме «Как воспитывать аккуратность в ребёнке»
  • Остальные родители задают интересующие их вопросы.

Вывод делают сами родители и заполняют памятку.

Хорошо:

- следить за своим внешним видом;

- уделять большое внимание внешнему виду своих детей;

- воспитание аккуратности вести систематически;
Плохо:

- не придавать значения своему внешнему виду;

- не придавать значения внешнему виду ребёнка;

- воспитание аккуратности вести не постоянно, а от случая к случаю;

7. Глава 3. Защита от агрессии.

                                      Если бьёт дрянной драчун         Этот вот кричит: - Не трожъ

                                      Слабого мальчишку,                     Тех, кто меньше ростом!

                                      Я такого не хочу                                 Этот мальчик так хорош,

                                      Даже вставить в книжку!         Загляденье просто!

а/ Вступительное слово учителя.

Учитель: Проработав много лет в школе, я заметила, что в каждом классе есть «драчун», а бывает даже и не один. Этот дерётся просто так, ради интереса, другой путём драк старается подчинить себе других детей, а третий вступается за обиженных. А страдают от драчунов дети, которые не в силах постоять за себя или просто потому, что не хотят, не умеют, не любят драться. И когда дети, возвратившись из школы домой, рассказывают о том, что их поколотили, реакция родителей проявляется по-разному.

б/. Обсуждение проблемной ситуации.

Ситуация: Ребёнка постоянно в классе бьют. Он приходит домой с жалобами на одноклассников. Какой из предложенных советов вы бы дали своему ребёнку?

  • Посоветуете дать сдачи.
  • Поговорите с ребёнком и выясните причину драки.
  • Пойдёте разбираться с родителями обидчика.
  • Пойдете с претензиями к учителю.
  • Посоветуете избегать контактов с такими детьми.
  • Свой совет.

(Родители выходят к доске и становятся под выбранным вариантом, образуя группы. Далее идёт обсуждение каждого варианта в группах по предложенному плану.) 

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему выбрали этот вариант?
  2. Ближайшие последствия вашего совета.
  3. Предполагаемый итог разрешения ситуации.
  4. Вывод. Правильный ли совет выбрали?

Выступление представителей групп.

 

Общий вывод по данной ситуации: 

Хорошо:

  • глубже вникать в проблему,
  • рассматривать проблему со всех сторон
  • решение проблемы не физическим, а демократическим путём.

Плохо:

  • отмахнуться от решения проблемы
  • всегда стоять на стороне ребёнка, не вникая в суть проблемы
  • решение проблемы физическим путём.

8.  Глава 4. Воспитание трудолюбия.

                                                                                         Если мальчик любит труд,

                                                                                         Тычет в книжку пальчик,

                                                                                          Про такого пишут тут:

                                                                                          Он хороший мальчик!

а/ Вступительное слово учителя.

Учитель: Многое изменилось в нашей жизни и жизни наших детей. Усложнилась школьная программа. Учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье. С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. К.Д.Ушинский сказал: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».

б/ Результат анкетирования.

Предварительная анкета для детей.

Детям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить, в каких домашних трудовых делах он хотел бы принять участие. Если какие-то поручения не указаны, то их надо дописать.

  • убирать свою постель;
  • убирать свою комнату;
  • мыть посуду;
  • ходить за покупками в магазин;
  • стирать мелкие вещи;
  • помогать в уборке квартиры;
  • ухаживать за младшими;
  • уметь кое-что готовить;
  • оказывать помощь, если таковая требуется;
  • выносить мусор;

Анкета для родителей.

Родителям предлагается ответить па вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах. Если какие-то поручения не указаны, то их надо дописать.

Мой ребёнок дома:

  • убирает свою постель;
  • убирает свою комнату;
  • моет посуду;
  • ходит за покупками в магазин;
  • стирает мелкие вещи;
  • помогает в уборке квартиры;
  • ухаживает за младшими;
  • умеет кое-что готовить;
  • не отказывает в помощи,
    если таковая требуется;
  • выносит мусор;

Учитель: Вы заполнили предложенные анкеты. Сейчас я раздам вам для сравнения анкеты детей с целью: познакомить вас с желаниями детей участвовать в трудовых делах семьи и предлагаю определить свою линию поведения на будущее.

в/Обсуждение смысла стихотворений.

Учитель: А теперь немножко отдохните, послушайте шуточные детские стихотворения и найдите в них распространённые ошибки родителей. При работе над стихотворениями сразу заполняйте памятку «Хорошо» - «Плохо»

Мамообслуживание.

Есть обслуживание «само»,

Есть обслуживание мамой.

Сам я не натуживаюсь,

Я мамообслуживаюсь.

Вопрос: Это хорошо или плохо?

 Забота.

- Мне даже слов не подыскать,
Ну как ты можешь, мама,

В кошёлках тяжести таскать

По десять килограммов?!

Смотрю, опять пришла чуть свет

Ты из универсама...

А что же делать, дай совет?

Сходи два раза, мама!

Вопрос: Это хорошо или плохо?

Украшение жизни.

Сказала папе с мамой Рая:

- К моим прислушайтесь словам.
Давайте купим попугая,

Он жизнь украсит мне и вам.

Он может так разговориться,

Что только слёзы утирай...

А кто же будет с ним возиться,
Кормить, ухаживать за птицей?

Такой вопрос легко решиться:
Нам это скажет попугай!

Вопрос: Это хорошо или плохо?

9   .Рефлексия собрания.

Озвучивается полученная памятка и каждый родитель оставляет её у себя с заданием -проанализировать по ней свои внутрисемейные отношения, для продолжения работы по данным темам на следующих занятиях.

10 . Эпилог.

                                           Родителям о воспитании.

                                                                                                   Себастьян Брандт

Ребёнок учится тому,                                       Коль видят нас и слышат дети,

Что видит у себя в дому.                                       Мы за дела свои в ответе

Родители пример ему.                                       И за слова: легко толкнуть

Кто при жене и детях груб,                             Детей на нехороший путь.

Кому язык распутства люб,                             Держи в приличии свой дом,

Пусть помнит, что с лихвой получит               Чтобы не каяться потом.
От них всё то, чему их учит.

11 .Прощание.

Учитель: Уважаемые родители! Мы заканчиваем нашу встречу, но наша совместная работа ещё далека от завершения. Перед нами стоит ещё много проблем, которые мы должны научиться решать. Я уверена, если мы будем делать это вместе, будем слушать и слышать друг друга, не будем бояться трудностей, у нас всё обязательно получится. Спасибо за плодотворную работу, до новых встреч!

Использованная литература:

  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
  • Погорельский М.Ю. Сценарии детских музыкальных представлений.   СПб.: Издательский дом «Литера», 2001
  • Метенова Н.М. Взрослым о детях. - Ярославль. 2003
  • Акутина С.П. Воспитание = Семья + Школа. Книга для педагогов и роди гелей.
  • Серия «СЕМЬЯ + ШКОЛА». Выпуск 1. - Нижний Новгород, ()()()  «Педагогические технологии», 2002
  • Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум - М, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание Тема: «Родительская любовь и воспитание»

- Дорогие родители, сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей  в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...