Исследовательская работа в системе самостоятельной работы школьников.
статья (4 класс) на тему
Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность. В статье даются рекомендации родителям, как начать исследование со своим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность младшего школьника
в системе самостоятельной работы школьников.
Мысль о том, что в основе подготовки специалистов должен лежать самостоятельный труд, ни у кого не вызывает сомнений.
Очень важно, чтобы каждый ученик, занимающийся исследовательской работой, понял, что развитие его интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности мышления возможно только путём приобщения к самостоятельной научной деятельности, а учитель является направляющим звеном этой работы. И лишь правильно поставленная работа будет иметь достойный результат.
2. Исследовательская деятельность в системе самостоятельной работы школьников
Многие под самообразованием понимают образование, приобретаемое вне школьного заведения, путем самостоятельной работы дома. Это было правильно в те времена, когда оно в значительной степени заменяло образование в силу недостаточно развитой системы учебных заведений.
Ведь самообразование - систематическая и добровольная познавательная деятельность, основанная на внутренней потребности познания и реализуемая в процессе целенаправленной самостоятельной работы с целью углубления и расширения знаний, всестороннего развития интеллектуальных качеств личности, формирования научного мировоззрения.
Самообразование школьников является составной частью всей системы учебной работы любого образовательного учреждения. Всё это предполагает умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формировать любознательность.
Путём написания научной работы формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний и к последующему профессиональному самообразованию. При выполнении такой работы самообразованием получают большой объём знаний, а так же приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований.
Польза от самостоятельной работы, в том числе и работы над научной работой, будет только в том случае, когда в её процессе ученик воздействует не только на учебный материал, но и на самого себя. Это позволит ему познать собственные психологические особенности (сильные и слабые стороны своего типа восприятия, памяти, мышления, чувств и воли), учит объективно оценивать свою работоспособность, свои познавательные возможности. Тогда самостоятельная работа над учебным курсом и над самим собой образует прочное единство и способствует сознательному, творческому овладению наукой.
3. Примерный алгоритм разработки программы исследования
Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы (УВР), которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.
Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Например: "Объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений. Предмет исследований - микрофлора почвы, её влияние на морфофизиологические признаки растений". Часто предмет близко совпадает с темой исследования. Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д.
Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента. Например: "Цель работы: вырастить в теплице арбуз на основании изучения основных видов агротехнической деятельности. Задачи: познакомиться с основными этапами агротехнического процесса; освоить технику работы с землёй, и вырастить необычную северную ягоду-арбуз".
Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.
Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.
Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.
Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Необходимым компонентом программы эксперимента является установление сроков исследования. Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации. Проведение эксперимента осуществляется по плану.
Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования. Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования. Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. Четвёртый этап - контрольный. Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.
Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, и критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любой научной работы, эксперимента могут быть критерии результативности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/28/picture-229366-1375024212.jpg)
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-492276-1474115866.jpg)
конкурс по безопасности в системе воспитательной работы (в системе интернет)
Конспект урокапрезентация...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/17/picture-692683-1623917523.jpg)
Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-224544-1364134378.jpg)
"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования: выявить основные направления самостоятельной работы при изучении ху...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/18/picture-950911-1621302197.jpg)
Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1451041-1674074930.jpg)
Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...