Семейный совет." Школа без неудачников. Возможно ли это?"
методическая разработка (3 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     «Школа без неудачников. Возможно ли это?»

 

 

 

 

 

                                                                                                     Разработала:

                                                                                                     Явкина Валентина Алексеевна

                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №31    имени                                                                                                           

                                                                                                     А.П. Жданова»

                                                                                                     Высшая квалификационная

                                                                                                     категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                                    3

Основная часть                                                                                                                          5

Заключение                                                                                                                               17

Литература                                                                                                                                18

Приложение 1                                                                                                                           19

Приложение 2                                                                                                                           22

Приложение 3                                                                                                                           26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей ( Л.Б. Шнейдер. Психология семейных отношений. М., 2000.), именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая школу, призваны этому содействовать. Семья и школа – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если школа способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

 

Сегодня социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • обеднённый, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу ребенка из влияния семьи”. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как , только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате, ребёнок может стать Личностью.

Необходимо помнить: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета Личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку набрать высоту. Воспитывая себя, мы воспитываем других. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей – можно добиться желаемых результатов. Цель моей работы: создать альянс единомышленников, в котором каждый взрослый педагогически и психологически компетентен.

Находясь в постоянном творческом поиске, мне удалось отыскать 12 ключиков к успешному взаимодействию:

периодические праздники, театрализованные действия, которые сближают родителей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;

оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которое позволяет учителю сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;

нетрадиционные родительские собрания в форме “круглого стола”, дискуссионного клуба, где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания;

приём “справочного бюро”, когда родители делятся опытом своего семейного воспитания;

совместные вечера отдыха для родителей с детьми – это по-настоящему сближает и помогает лучше узнать друг друга;

периодические субботники по благоустройству кабинета и ремонту дидактического и наглядного материала, которые способствуют укреплению здоровых взаимоотношений;

помощь родителей в создании предметно-развивающей среды, когда родители своими руками что-то делают, им уже не будет безразлично, как протекает жизнь ребенка, появляется связь со школой, более живая, чем прежде;

проведение различных конкурсов среди родителей, мобилизующих их силы на выдумку и фантазию;

совместные экскурсии в музей, посещение кинотеатра, театра – это возможность увидеть своих детей со стороны;

ежедневное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка в течение дня, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей;

участие детей в конкурсах, олимпиадах разного уровня, особенно дистанционных  позволяет родителям поверить в успех своего ребёнка, раскрыть его интеллектуальный потенциал, скорректировать пробелы в знаниях;

создание “Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни класса.

Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал семьи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31 имени А.П. Жданова»

        «Школа без неудачников. Возможно ли это?»

                                                                                                     Разработала:

                                                                                                     Явкина Валентина Алексеевна

          учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №31    имени                                                                                                            

        А.П. Жданова»

        Высшая квалификационная

                                                                                                     категория

2015 год

Содержание

Введение                                                                                                                                    3

Основная часть                                                                                                                          5

Заключение                                                                                                                               17

Литература                                                                                                                                18

Приложение 1                                                                                                                           19

Приложение 2                                                                                                                           22

Приложение 3                                                                                                                           26

Введение

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей ( Л.Б. Шнейдер. Психология семейных отношений. М., 2000.), именно от нее на 70 % зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие институты воспитания и образования, включая школу, призваны этому содействовать. Семья и школа – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если школа способствует интеграции ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития.

Сегодня социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • необходимость экономического, а порой и физического выживания;
  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • обеднённый, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу ребенка из влияния семьи”. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам.

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как , только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате, ребёнок может стать Личностью.

Необходимо помнить: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета Личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку набрать высоту. Воспитывая себя, мы воспитываем других. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей – можно добиться желаемых результатов. Цель моей работы: создать альянс единомышленников, в котором каждый взрослый педагогически и психологически компетентен.

Находясь в постоянном творческом поиске, мне удалось отыскать 12 ключиков к успешному взаимодействию:

периодические праздники, театрализованные действия, которые сближают родителей и педагогов; в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие;

оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которое позволяет учителю сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился;

нетрадиционные родительские собрания в форме “круглого стола”, дискуссионного клуба, где мы совместно решаем волнующие нас вопросы воспитания;

приём “справочного бюро”, когда родители делятся опытом своего семейного воспитания;

совместные вечера отдыха для родителей с детьми – это по-настоящему сближает и помогает лучше узнать друг друга;

периодические субботники по благоустройству кабинета и ремонту дидактического и наглядного материала, которые способствуют укреплению здоровых взаимоотношений;

помощь родителей в создании предметно-развивающей среды, когда родители своими руками что-то делают, им уже не будет безразлично, как протекает жизнь ребенка, появляется связь со школой, более живая, чем прежде;

проведение различных конкурсов среди родителей, мобилизующих их силы на выдумку и фантазию;

совместные экскурсии в музей, посещение кинотеатра, театра – это возможность увидеть своих детей со стороны;

ежедневное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка в течение дня, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей;

участие детей в конкурсах, олимпиадах разного уровня, особенно дистанционных  позволяет родителям поверить в успех своего ребёнка, раскрыть его интеллектуальный потенциал, скорректировать пробелы в знаниях;

создание “Книги добрых дел” является стимулом для активного участия родителей в жизни класса.

Положительные результаты можно получить только тогда, когда педагог глубоко и систематически изучает семьи учащихся, деликатно и с уважением относится к родителям и детям, знает и максимально использует воспитательный потенциал семьи.

Семейный совет

Школа без неудачников – возможно ли это?

                                                                         Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.”

А.С.Макаренко.

Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи: 

  • Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • Оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • Познакомить  со стилями семейного воспитания

Ожидаемый результат:

  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
  • Подготовка  ребенка к социальным отношениям.

Подготовительная работа.

1. Подготовка детских выступлений для родителей.

2.Разработка оформления кабинета (высказывания, плакаты, воздушные шары, игра «Цветик – Семицветик»)

3. Составление и распечатка памятки «Умеете ли вы любить своего ребёнка?»

4. Составление и распечатка рекомендаций для ребёнка «Как стать победителем»

5. Заготовки для игры «Шляпа вопросов и ответов»

1. Формирование участников заседания по группам.

В коробке лежат открытки, на которых написаны изречения великих людей о воспитании. Открытки разрезаны на несколько частей (по количеству человек, которые будут сидеть за одним столом) и перемешаны. Входя в кабинет учителя, родители берут из коробки кусочек открытки и ищут того, у кого остальные кусочки. Подсказкой служит фон открытки: красный, синий, жёлтый, зелёный. Участники находят свой стол по цвету воздушного шарика и собирают открытку. Таким образом, формируется состав участников каждого стола.

Изречения великих людей о воспитании:

1. “Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной” А.С.Макаренко

2. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.” А.С.Макаренко.

3. “Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание - это терпение. Понимать, принимать, терпеть. Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”. С Соловейчик

4. Новорождённые везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания.    Сюнь Цзы

5. Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы её исполнить, и не требующая никакого терпения, чтобы её получить. Леонард Луис Левинсон

 Информация для размышления:

Дети позорят нас, когда на людях ведут себя так, как мы ведём себя дома.

Статистика разводов показывает, что родители убегают из дома чаще, чем дети.

Брошенные дети часто живут с родителями.

Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. Жюль Ренар

Не  делайте из ребёнка кумира, когда он вырастет, то потребует жертв.                                                                                      Пвер Буаст

Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники.  Евгений Шварц                

                                                                                       

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. И. Карамзин

Воспитание – лучший припас к старости.  Аристотель

Пословицы о воспитании:

ДЕТЕЙ НАКАЗЫВАЮТ СТЫДОМ, А НЕ КНУТОМ.

ДЕТКИ ХОРОШИ – ОТЦУ, МАТЕРИ – ВЕНЕЦ;

ДЕТКИ ПЛОХИ – ОТЦУ, МАТЕРИ – КОНЕЦ.

ДИТЯТКО, ЧТО ТЕСТО: КАК ЗАМЕСИЛ, ТАК И ВЫРОСЛО.

ЕСЛИ БАТЬКА РЫБАК, И СЫН В ВОДУ ГЛЯДИТ.

КАКОВ ДУБ, ТАКОВ И КЛИН;

КАКОВ БАТЬКА, ТАКОВ И СЫН.

ЛЕГКО ДИТЯТКО НАЖИТЬ, НЕЛЕГКО ВЫРАСТИТЬ.

Ход собрания

I Постановка и актуализация проблемы

Учитель: Добрый день, уважаемые родители. Сегодня наше общение будет проходить в форме семейного совета, где нам предстоит ответить на непростой вопрос:

Школа без неудачников – возможно ли это?

Почему мы взяли именно эту проблему для обсуждения?

Да потому, что она является очень важной не только для жизни школы, но и для жизни вообще.

«Люди, у которых жизнь не получается, требуют запретить, отобрать и поделить», - метко подметил сатирик М. Жванецкий. А писатель Ю. Нагибин  считал, что привычка к неудачам убивает волю, желание, стремление к чему-либо. Свой путь неудачники и победители начинают в школе.

Американский психолог Эрик Берн называет людей ПОБЕДИТЕЛЯМИ, если они преуспевают (со своей точки зрения) в том деле, которое наметили выполнить, и НЕУДАЧНИКАМИ, если они не в состоянии выполнить намеченное.

Интересно, что рождаемся мы все победителями, но в своём развитии встречаемся с препятствиями и разочарованиями. Если человек концентрируется на отрицательном опыте, если, столкнувшись с неудачей, ожидает её и в будущем, то этот процесс ограничивает его возможности, сдерживает инициативу, приводит к неудовлетворению или даже к отчаянию.

Профессор Уильям Глассер пришёл к выводу, что основной причиной появления в обществе социально пассивных людей является система образования. Он полагает, что общество должно быть ответственным за создание такой системы образования, при которой в школах не будет неудачников, а успех станет возможным для каждого конкретного человека. Глассер убеждён, что если ребёнку удаётся добиться успехов в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Трудно с этим не согласиться.

У каждого на столе лежит листок с качествами победителя и неудачника.

II Характерные особенности поведения победителя и неудачника

Сейчас двое родителей, распределив между собой роли Неудачника и Победителя, прочитают, как в некоторых жизненных ситуациях они себя ведут.

(Из книги М.Н. Григорьевой «Психология педагогической деятельности»)

Характерные особенности поведения победителя и неудачника

Победитель

Неудачник

1

2

Чем больше работает, тем больше времени у него остаётся

Ему никогда не хватает времени сделать необходимое

«Вгрызается» в проблему

Старается обойти проблему, но постоянно на неё наталкивается

Берёт на себя обязательства

Раздаёт обещания

Знает, где нужно бороть, где отступить

Отступает там, где нужно бороться, и стоит на своём, когда в этом нет смысла

Чувствует себя достаточно сильным, чтобы быть благожелательным с другими людьми

Редко относится к другим людям благожелательно. Он либо чувствует свою слабость, либо ведёт себя как маленький тиран.

Умеет слушать других

Не слушает, ждёт, когда настанет его черёд говорить

С уважением относится к людям, которые способнее его, и пытается у них учиться

Не признаёт способностей у других людей. Он выискивает их слабые стороны

Старается объяснить суть событий

Постоянно оправдывается

Чувствует ответственность не только за свою часть работы, но и за всю задачу в целом

Предпочитает говорить: я человек маленький

Сам задаёт себе темп работы

У неудачника только две скорости: истерическая и апатическая

Использует время на то, чтобы стать лучше

Использует время на то, чтобы избежать критики

Не боится сделать ошибку, чтобы стать лучше

Отказывается делать что – либо, боясь сделать ошибку или опасаясь критики окружающих

Концентрирует своё внимание на возможностях

Концентрирует своё внимание на неудачах

Ищет решение проблем

Ищет оправдание

Надеюсь, что вы все узнали в себе Победителя. А наши Победитель и Неудачник будут «мозговым центром», который должен обрабатывать поступающую информацию.

II Работа в группах

Задание 1.

Сегодня на семейном совете  у нас будет несколько заданий. Выполнение задания считается законченным, если группа, его выполнившая, вместе, дружно хлопнет в ладоши. Дело это сложное, не у всех получается сразу. Поэтому давайте потренируемся (группы по очереди хлопают в ладоши; нужно добиться слаженности хлопков – это создаст атмосферу единения, азарта, хорошего настроения, желания работать с ведущим)

 (жетоны – победителям)

Задание 2.

Сидящие за одним столом рассчитайтесь по порядку.

После выполнения задания, хлопните вместе в ладоши.

Задание 3.

Подумайте, какие воспитательные меры способствуют формированию чувства неудачника у ребёнка. Запишите их на листочке.

После выполнения задания, хлопните вместе в ладоши.

Победит тот стол, у которых воспитательных мер будет больше.

Задание 4.

Подумайте, какие воспитательные меры способствуют формированию чувства победителя у ребёнка.

После выполнения задания, хлопните вместе в ладоши.

Победит тот стол, у которых воспитательных мер будет больше.

Результаты групповой деятельности передаются для обработки и подведения итогов в «мозговой центр».

Результаты заносятся на 2 ватмана.

Воспитательные меры,  формирующие  чувство Победителя у ребёнка.

Воспитательные меры,  формирующие  чувство Неудачника у ребёнка.

Пока наш «мозговой центр» обрабатывает информацию, я предлагаю Вам поиграть.

Задание 5.

Игра «Цветик – Семицветик»

На лепестках написаны отрывки текста. Ваша задача – собрать целый текст.

Текст:

Древние говорили: “От года до 7 лет - ребенок царь”. Все служат ему, управляют им незаметно, дипломатично, за исключением табу. От 7до 15 лет ребенок - “раб”. Хозяин печется о своем рабе, любит его, и раб платит любовью и послушанием, и главное здесь - воспитание послушания, без послушания раб не может реализовать свои деловые качества во взрослом состоянии и не сможет уважить вашу старость. От 15 и старше - ребенок - “друг”. Вы можете только советовать ему, как поступить, а выбор остается за ним. Руководство им строится вновь на вашей дипломатии и на том уважении, которое вы воспитали к старшим за предыдущий период от 7 до 15 лет.

После выполнения задания, хлопните вместе в ладоши.

Какие чувства, мысли возникли у вас, после прочтения текста?

III Подведение результата работы в группах.

«Мозговой центр» обобщает мнение родителей о том, какие методы способствуют воспитанию Неудачника, а какие – Победителя.

«Мозговой центр»

Участниками семейного совета были выявлены следующие воспитательные меры для формирования чувства Неудачника у ребёнка:

- постоянное порицание

- наказание

- клеймо, ярлык неудачника

- неправильная реакция родителей на оценки

- унижение личности, сравнение с более успешными детьми

- занижение способностей ребёнка

- игнорирование его успехов

Воспитательные меры, формирующие чувство Победителя у ребёнка:

- поощрение деятельности

- создание ситуации успеха

- умение выслушать ребёнка

- создание психологического комфорта для каждого ученика

- публичное признание успехов

- личный пример родителя, учителя

- похвала

IV 10 ошибок в воспитании ребёнка

Прошу сейчас каждого из Вас на листе бумаги написать 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. (Приложение 1)

V Разные стили воспитания и их влияние на поведение детей

Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребёнка в школе, его активностью, самооценкой, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и проявлением антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки.

В современной практике семейного воспитания выделяют четыре  стиля воспитания: авторитарный, либерально-попустительский, отчуждённый и авторитетный.

1. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ

Этому стилю недостаёт теплоты, для него характерна строгая дисциплина, подавление инициативы. Родители часто отдают детям свои инструкции, приказы, при этом, не обращая внимания на их мнение и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются, считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается – чаще физически. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает  чувство страха, незащищённости.

Психологи утверждают, что это приводит к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Дети в подростковый период , когда влияние сверстников на них наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны. Они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если ты всё равно всегда не прав). Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и часто протестуют против их ценностей и принципов. Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик, они не уверены в своём успехе, менее уравновешены и настойчивы в достижении цели.

Позиция ребёнка

Отношение родителей

Последствия в развитии личности

«Задавленное детство»

Запреты, как система воспитания, жестокость в обращении, излишняя строгость, грубые проявления родительской власти.

Неуверенность в себе, страх, мстительность, попадание под влияние более «сильных», заниженная самооценка, приспособленчество, угодничество.

2. ЛИБЕРАЛЬНО – ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ

Для либерального (свободного) стиля тёплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина. Этот стиль был наиболее популярен в 1950-1960 годы. Тот факт, что до этого многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители как бы «создали условия» для Гитлера. Надеясь впредь избежать таких нежелательных побочных эффектов, они стали либеральными. Общение происходит на принципе вседозволенности, чрезмерной ласки и потакании ребёнку. Дети утверждают себя через требования: Хочу! Дай! Моё! Либеральным родителям трудно установить чёткие границы  допустимого поведения, они непоследовательны в требованиях и часто поощряют плохое поведение. Если в семье  и существуют определённые правила, то детей не заставляют следовать им в полной мере.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены к таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии. Легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным стилем воспитания и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.

Постоянные капризы и демонстрирование своих обид приводит к тому, что ребёнок не может развиться в социально зрелую личность, не понимает слово «надо», эгоистичен, конфликтен и труден.  В школе обречён на провал в общении со сверстниками, так как не приучен уступать.

СУЩЕСТВУЮТ ВАРИАНТЫ ДАННОГО СТИЛЯ: ГИПЕРОПЕКА И ГИПООПЕКА.

ГИПЕРОПЕКА – лишает ребёнка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. Ребёнок не успевает потребовать, а родители уже удовлетворяют его запросы. Мама внушает недоверие к самому себе: «Я лучше тебя знаю, что тебе нужно». Ребёнок не разбирается в своих потребностях, перестаёт, что либо хотеть и в подростковом возрасте не знает чем ему заняться. Боязнь несчастного случая, болезни, стремление компенсировать неудачи будущими успехами.

(ученик учится на «3» - родители: это учительница виновата, ты вырастешь, станешь врачом – мы ей покажем)

Другими словами; чем не доиграли родители – всё это будет у ребёнка. Бабушки дают внукам всё, что не дали детям.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА.

Кумир семьи, ребёнок – объект восхищения, его не критикуют, есть масса поощрений, но нет требований. Поощрения не соответствуют реальности, ведут к тому, что вместо нормального уровня притязаний формируется завышенный уровень претензий. (У меня не получается, потому что виноваты окружающие.)

Не могут соразмерить свои возможности и потребности, первая неудача ведёт к резкому падению самооценки. Ребёнок хочет быть в центре восхищённого внимания и хочет получать поощрения от своих сверстников. Много неоправданных сил на то, чтобы быть в центре.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРОПЕКА.

Много требований и запретов «Ты должен!» Это встречается в «социально-правильных» семьях, где бабушки – педагоги или семья военнослужащих. Жёсткий контроль, чрезмерная защита от опасностей, навязывание решений. Нет инициативы, нет самостоятельности, нет жизненного опыта. Ребёнок не знает, что он хочет, что может, знает только, что ДОЛЖЕН. Проблема  в проявлении желаний и эмоций выливается в невроз. Родители ставят очень высокую планку, а ребёнок не может ей соответствовать.

Позиция ребёнка

Отношение родителей

Последствия в развитии личности

«Заласканное детство»

Слепое обожание, потакание всем желаниям, ребёнок – «кумир» семьи, неоправданная идеализация его родителями.

Замедление социализации, несамостоятельность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка.

ГИПООПЁКА.

1.Безнадзорность - отсутствие контроля, интереса к ребёнку. Взрослые предпочитают не видеть ребёнка, держать его на расстоянии. Ребёнок одинок и несчастен. Он осознаёт, что хочет, но не получает. (Результат: улица, подвалы).

2. Скрытая гипоопека – родители формально соблюдают правила воспитания. Стимулы поощрения, наказания декларируются, но не выполняются. Ребёнок реагирует не на смысл слова, а на эмоциональное состояние родителей. Родители поступают так, чтобы не осуждали окружающие.

Позиция ребёнка

Отношение родителей

Последствия в развитии личности

«Равнодушное детство»

Отчужденность, пренебрежение интересами ребёнка, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Обострение самолюбия, замедление эмоционального развития, агрессивность, отчаяние, недоверие ко взрослым, разочарование, уход в собственный мир (секс – девушки, наркотики – юноши)

Педагогов, использующих либеральный стиль воспитания, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый безнравственный вид взаимоотношений.

3. ОТЧУЖДЁННЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Неприятие самого факта существования ребёнка, его ненавидят, отыгрываются на нём за свои неудачи.

Морали – это психологическое истязание ребёнка. Неосознанное неприятие ребёнка – главный признак этому – постоянно попадает в травмпункт. Подсознательно эти дети выполняют заказ мыслей мамы. Снижен инстинкт самосохранения. Родители закрыты для общения. Из–за обременённости своими проблемами у них не остаётся сил на воспитание детей. Эти дети встают на путь дезадаптации, быстро теряют интерес к любому виду занятий, у них низкий интерес к учёбе. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Нет связи что я хочу, что я могу сделать.

Позиция ребёнка

Отношение родителей

Последствия в развитии личности

«Загубленное детство»

Аморальный «пример» родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребёнок – объект постоянных ссор

Признание силы кулака, лицемерие, злость, агрессивность, разочарование,  неверие взрослым, недисциплинированность, уход в собственный мир (наркотики, алкоголь, преступность)

4. АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Для данного стиля характерны тёплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, в отличии от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, убеждения, а не силу. Взаимоотношения строятся на взаимоуважении и доверии. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования. Устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Признают и поощряют растущую самостоятельность детей, поощряют успехи детей в школе. Они учатся совместно с детьми, увлечены общими делами, обсуждением совместно прочитанных книг, проведением дискуссий. Результатом такого воспитания являются ответственные, независимые и уверенные в себе дети. Они менее агрессивны и добиваются большего успеха в жизни, более того, они лучше приспособлены к жизни. Они менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают высокой самооценкой. У них также меньше отмечается фобий, депрессий и агрессии.

        

Позиция ребёнка

Отношение родителей

Последствия в развитии личности

«Счастливое детство»

Заботливость, любовь в сочетании с требовательностью,  дружба, доверие, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка.

Какой из стилей воспитания, по-вашему мнению, способствует формированию у ребёнка устойчивой позиции победителя?

Предлагаю Вам отдохнуть, посмотреть на своих детей и узнать, какой стиль воспитания в семье они будут демонстрировать.

  1. Инсценировка произведения С. Михалкова «Недотёпа»

Мама:

"Талантливые дети

Надежды подают:

Участвуют в концертах -

Танцуют и поют.

А детские рисунки

На тему "Мир и труд"

Печатают в журналах,

На выставки берут.

У многих есть возможность

Объездить целый мир -

Проводят в разных странах

Где - конкурс, где - турнир.

Лисичкина Наташа

Имеет пять наград,

А Гарик, твой приятель,-

Уже лауреат!

И только недотепам

К успеху путь закрыт..."

Сын:

Моя родная мама

Мне это говорит.

Но я не возражаю,

А, губы сжав, молчу,

И я на эту тему

С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети

Надежды подают:

Картиночки рисуют,

Танцуют и поют,

На скрипочках играют,

Снимаются в кино -

Что одному дается,

Другому не дано!

Я знаю, кем я буду

И кем я стать могу:

Когда-нибудь из дома

Уеду я в тайгу.

И с теми, с кем сегодня

Я во дворе дружу,

Железную дорогу

В тайге я проложу.

По рельсам к океану

Помчатся поезда,

И мама будет сыном

Довольна и горда.

Она меня сегодня

Стыдила сгоряча -

Строитель в наше время

Не меньше скрипача.

2. Инсценировка произведения А.Л. Барто «Мой папа рассердился»

Я заработал двойку
Из-за трёхзначных чисел.
Мой папа рассердился,
Но голос не повысил.
Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол!
Нет, он молчит часами...
Он слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.
Он, мне не отвечая,
Меня не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая...
Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка!
А мне молчанье в тягость!
Я с горя спать улягусь.

3.Инсценировка произведения Марка Шварца «Я, в своей родной квартире»

Я, в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
У меня все командиры,
Только я здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:
По приказу – одеваться,
По приказу – умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться,
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать!

Теперь Вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де-мо-би-ли-за-ци-я!

4. Разыгрывается сценка "Малютка".

В ней участвуют два ученика, изображающие- Малютку, старшего  брата.

Старший брат. Что нам делать, дорогие ребятки? В нашей семье большие беспорядки!

Мой младший братишка - Малютка Колечка - не слушается никого нисколечко! Ни маму, ни папу, ни деда, ни бабу, ни тетю Матрену, ни даже меня - своего старшего брата. Капризничает, проказничает, привередничает, безобразничает. Хоть я и старший брат, ума не приложу, кто в этом виноват. Мы ли его не любим, мы ли его не голубим, ничем не мешаем, все ему разрешаем! А он на всех орет, все делает наоборот... Да вот он и сам сюда идет!

Появляется Малютка. Он так закутан, что виднеется только нос. На нем поверх полушубка - пуховый платок, поверх платка - берет, на ногах валенки, на руках рукавицы. Тем не менее, Малютка в бодром настроении и горланит песню.

Малютка (поет). Возвращаюсь я

с прогулки,

Час гулял я в переулке.

Там гонял я с криком "бей!"

Воробьев и голубей!

Старший браг (нежно). Ах ты, мой светик!

Ах ты, мой голубчик!

Дай сниму беретик,

Дай сниму тулупчик!

Малютка (поет). Отстань, дуралей!

На прогулке по привычке

Сниму с тебя платочек!

А теперь, голубчик,

Сниму с тебя тулупчик!

А вот и фуфайка!

Сниму ее, дай-ка!

А теперь, дружок,

Сниму с тебя свитерок!

Малютка (ревет отвратительным голосищем).Ша-а-а!

Ша-а-а!

Старший брат (испуганно). Что с тобой, деточка?

Что с тобой, крошка?

Малютка (топая ногами, истошно вопит). Ша-а-а!

Ша-а-а!

Старший брат (догадался). Ша?

Шалить тебе хочется?

Пошали немножко!

Малютка (совсем зашелся). Ша-а-а-а-а!!!

Старший брат (в публику). Ша?

Пожалуйста! Слышите? Ша!

Чтоб не смела пикнуть

Ни одна душа!

Малютка ярости). Ша-а-а-а! Ша-а-арфик забыл с меня снять! Недотепа!

Старший брат (хлопнув себя по лбу). И впрямь, недотепа! Прости, Малютка! Недоглядел! (Снимает с него очень-очень длинный шарф.)

Малютка. Ну а теперь что у нас по порядку? (Хитро глядя на брата, вскакивает ему на шею.) А ну, поехали! Гоп! Гоп! Гоп! (Старший брат послушно везет Малютку, на ходу жалуясь публике.)

Старший брат. Уж мы его любим,

Уж мы его голубим,

Уж мы его обожаем, уж мы его ублажаем,

И все ему разрешаем, и ни в чем ему не мешаем.

Голос из публики (рассудительно). Чего же непонятно? Избаловали мальчишку?

Старший брат (замедляя бег). Вы так думаете? А может, и верно? (Останавливается.) Может, потому и ведет себя скверно?

5. Дети инсценируют стихотворение «Маму не запугать».

Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек.

От автора: Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама заходит в дом, Мама глядит кругом.

Появляется девочка - «мама» с тяжёлыми сумками, снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире.

Мама: Был на квартиру налёт?

Дети: Нет.

Мама: К нам приходил бегемот?

Дети: Нет.

Мама: Может быть, дом не наш?

Дети: Наш.

Мама: Может, этаж не наш?

Дети: Наш.

Это приходил Серёжка, Поиграли мы немножко!

Мама: Значит, это не обвал?

Дети: Нет.

Мама: Слон у нас не танцевал?

Дети: Нет.

Мама: Значит, просто показалось.

Я напрасно волновалась!

Вместе в доме уберём

И порядок наведём.

Какой из стилей воспитания преобладает в вашей семье?

Какой из них Вам больше по душе?

Какой Вы отвергаете?

Помогите ребёнку поверить в свои силы, в этом Вам помогут рекомендации для ребёнка «Как стать победителем» (Приложение 2)

VI. Подведение итогов работы. Рефлексия.

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Кое-что мы оставили вам для размышлений в памятке  нашего разговора (Приложение 3) . Я попрошу вас оценить  нашу работу.

Вот шляпа вопросов и ответов.

 Я предлагаю выполнить следующие задания.

Перед вами лежат три листочка разного цвета.

1. Возьмите листок белого цвета. Задайте вопрос по теме семейного совета.

Например, может ли неудачник осчастливить хотя бы одного человека в мире?

Возьмите листок жёлтого цвета.

2. Как вы думаете, способствуют ли предложенные сегодня советы и рекомендации формированию у детей чувства Победителя? Запишите ответ на листе жёлтого цвета.

3. На листочке зелёного цвета закончите предложение: Я -

Заключение

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

В работе с родителями необходимо акцентировать их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей. Так как , только физически и интеллектуально развиваясь в здоровом психологическом микроклимате, ребёнок может стать Личностью.

Используемая литература.

 1. «Награды и наказания в семейном воспитании»\\И.О.Фесенко, хрестоматия «Семейное воспитание» сост. П.А.Лебедев, Москва, 2001г.;

2. Психология детей с нарушениями поведения. И.А.Фурманов, Москва, 2004г.;

3. А.Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.

4. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.

5. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.

6. Л.Б. Шнейдер. Психология семейных отношений. М., 2000

7. Журнал «Директор школы» 2008г.

8. М.Н. Григорьева «Психология педагогической деятельности» М. : МЭГУ, 1991.

9. Сергей Михалков. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999.

10. Марк Шварц «Стихи детям»

Приложение 1

Десять ошибок в воспитании,

 которые все когда-нибудь совершали.

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы бывают в жизни моменты, когда поведение любимого ребенка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, не правда ли?          

        

  1. Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

        Мнение родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают  это нам на зло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас используют эту фразу!

        Мнение психологов. Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете надолго потерять доверие ребенка – малыш будет принимать вас как людей лживых.

   Намного лучше сказать так: «Я буду все равно любить тебя, но твое поведение я не одобряю».

  1. Безразличие.

«Делай что хочешь, мне все равно»

        Мнение родителей. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

        Мнение психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за поступок критика. Словом, замкнутый круг. Поэтому вместо показного безразличия надо постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

 Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобиться,  ты можешь спросить у меня совета».

  1. Слишком много строгости

«Ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная»

        Мнение родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

        Мнение психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем».

  1. Детей надо баловать.

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это  по силам».

        Мнение родителей.   Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети должны получать самое лучшее. Детство такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

        Мнение психологов.   Избалованным детям очень сложно приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

  1. Навязанная роль.

«Мой ребенок - мой лучший друг».

        Мнение родителей.  Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, и с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

        Мнение психологов.  Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в мир сложных взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.  

  1. «Больше денег - лучше воспитание»

        Мнение родителей.  Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе даже позволить побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы бы были лучшими родителями.

        Мнение психологов.  Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с небольшим достатком взрослые делают все, чтобы ребенок не в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержание вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а сознание того, что он для вас самый – самый.

  1. Наполеоновские планы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю упустить свой шанс».

        Мнение родителей.   Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И главная цель пап и мам – дать детям лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

        Мнение психологов.  К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка

заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день  ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

  1. Слишком мало ласки.

«Поцелуй и всякие там нежности не так уж и важны для ребенка».

        Мнение родителей.  Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более нужные и серьезные вещи.

        Мнение психологов.  Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает ощущать себя любимыми и придает уверенность в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки, в большинстве случаев, исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

  1. Ваше настроение.

«Можно или нет? Это зависит от настроения».

        Мнение родителей.  Неприятности на работе, плохое настроение в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверенны, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

        Мнение психологов.   Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное какое у мамы настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если оно плохое постарайся быть ко мне снисходительным».

  1. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совершенно нет времени для тебя».

        Мнение родителей.  Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

        Мнение психологов.  Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.

        Приложение 2

Рекомендации для ребенка: «Как стать победителем»

1.Считай себя удачливым.

 Когда ты принижаешь себя, говоря себе « я плохой», или « я неудачник», ты настраиваешься на еще большие неудачи, да еще и другие думают о тебе хуже, отражая твое мнение о себе. Будь удачливым. Концентрируйся на том, что ты уже сейчас можешь сделать хорошо. Вспомни об успехах (один удачный ответ на уроке истории на прошлой неделе), чем зацикливаться на 6 неудачных ответах на этой; от каждого из этих случаев все равно была польза. Любой опыт, любая работа или усилие, сделанные тобой - важная ступенька к цели, поэтому успех сопутствует тебе все время.

2. Не уклоняйся от принятия решения.

 С этого момента учись действовать так, как будто   ты - удачливый человек.  Прочти о людях, добившихся успеха в какой-либо области. Начни жить с настроем на успех. Любым   способом       отказывайся   быть   неудачником. Способность принимать решения -     жизненно важная предпосылка успеха. Но решение будет решением с того момента,   когда   ты   начнешь   действовать.   Принимай решения и действуй в нужном тебе направлении. Учись принимать решения ежедневно. Даже если поначалу все принятые тобой решения будут неверными, не отчаивайся. Дело в том, что все принятые тобой решения делают тебя победителем. Тренируйся на простых случаях принятия решений, например, во что одеться завтра в школу, и не отступай. Придет время, когда ты приобретешь свое Я.

3. Люби себя, или по крайней мере постарайся себе нравиться.

 Некоторые люди склонны считать себя никчемными, бесполезными. Как правило, такое отношение к себе обусловлено отношением других. Однако все люди равны. Дворник равен президенту по той простой математической формуле, что 2 величины равны между собой, если равны третьей. Третья - это польза, приносимая каждым. Или телефон и лампа равны, т.к. полезны и во-вторых - исключительны. Так и люди, все уникальны и исключительны. Так не считай, что ты хуже других. Старайся понравиться себе самому. Зачем нравиться другому? Что ни делай, есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другими можно расстаться, а с собой? Один человек всегда при мне - я сам. И должен понравиться этому человеку. Хочешь, чтобы тебя полюбили - полюби себя самого. Если я не люблю себя, то и другого любить не должен, ибо обязан его любить как самого себя. Если я себя не развил, то и не люблю себя. Стань профессионалом высокого класса, тогда и другим тоже понравишься. Прости и прими себя, любуйся собой, уважай и учись любить себя. И самое главное - учись понимать себя. Другим ничего не остается, видя тебя, как только показать своим отношением к тебе, насколько ты успешно продвигаешься в этом чрезвычайно важном направлении!!!

        

4.Люби других (или, по крайней мере, старайся, чтобы они тебе нравились).

 Предположи, что у окружающих позитивные, а не негативные намерения в отношении тебя. Необходимо думать, что никто не хочет тебя обидеть, а хочет помочь тебе. Например, учитель строго говорит, что тебе надо заниматься больше. Вместо обиды, подумай, что он действительно хочет, чтобы ты был умным и успешным. Не будь недоброжелательным. Будь вежлив, но тверд. Дай другим понять, что ты ценишь их добрые намерения. Предоставь им право быть самими собой, и сам отстаивай это право. Скоро у тебя появятся друзья, которые будут ценить тебя, дружить с тобой.     Общаясь с людьми, показывай им свою доброжелательность так:

- будь пунктуальным и надежным во всех отношениях;

-тактичным и заботливым;

-искренним,

-улыбчивым - плохо быть букой.

 В свою очередь, им ничего не остается, как только ответить тебе взаимностью. Ты будешь получать именно то, что отдаешь.

5.Считай все достижимым.

 Всякий раз, когда ты говоришь «Я не могу», «Это невозможно», - ты предопределяешь для себя неудачу. На каждого, кто говорит «Это невозможно», находится некто, кто говорит «Да, это возможно!», идет вперед и добивается своего. Рассуждая и действуя в соответствии с этим принципом, ты скоро привыкнешь добиваться своей цели, невзирая на то, насколько она далека от тебя сейчас.

6. Доводи начатое до конца.

  Очень многие строят грандиозные планы, но мало кто реализует их. Основная причина - не недостаток ума, способностей и усилий, а - привычка, сформированная в детстве - не доводить начатое до конца. Настраивайся на то, чтобы доводить все, что делаешь, до конца. Начни с мелочей, таких, как приготовление уроков или мытье посуды. Заканчивай все, что ты мог раньше оставить недоделанным. Завершай дела как можно быстрей. Всегда выполняй обещанное тобой. Научись не откладывать дела на потом. Ты научишься претворять в жизнь любой свой план, каким бы грандиозным он не был.

7.Не оправдывайся.

 Оправдывая себя, ты перекладываешь то, что произошло с тобой, на других. Ты становишься беспомощным и зависимым от других людей и обстоятельств. Ты делаешь это со своего согласия. Прямо сейчас учись отвечать за все, что случается с тобой, не перекладывай вину на других, Подражай замечательному человеку из Миссури - президенту Гарри Трумэну, чьим девизом были слова: «Ответственность на мне». Пусть окружающие видят, что уверенность и независимость являются принципом твоей жизни. Перестав оправдываться, ты приобретешь уверенность в себе. Ты перестанешь опаздывать. Тебе начнут доверять. У тебя улучшится настроение, и ты будешь доволен собой.

8. Отстаивай свои права.

 Многие этого боятся, так как не уверены в себе. Сохраняя молчание, человек соглашается с пренебрежительным отношением к себе и оскорблением со стороны других, допускает посягательство на свои права. Вместо этого лучше высказывать свое мнение как можно спокойнее и рассудительнее по каждому случаю. Таким образом ты даешь понять родным, друзьям, а главное - себе, что ты - не тот человек, которым можно манипулировать, лгать. Если ты твердо стоишь на своем и можешь положить конец нежелательным отношениям с нежелательными для себя друзьями - заслужишь уважение других и самого себя.

9.Контролируй услышанное.

 Остерегайся ненужной информации. Избегай тех, кто постоянно ссорится или ругает своих друзей, близких в их отсутствие, если ты стремишься к успеху, отключайся и не слушай тех, кто начинает пересказывать плохие события, говорить, что у тебя ничего не получится. Действуй так, как поступают люди, добившиеся успеха, или как сам бы ты поступал в предыдущих, успешных, случаях. Твоя настойчивость и упорство значат больше, чем сомнения окружающих. Если ты часто выслушиваешь чужие жалобы - откажись: тебе надо находиться на «диете» хороших новостей. Она поможет избежать депрессии с ее неминуемыми последствиями, влияющими на здоровье.       ЗАПОМНИ:

Ты являешься редактором, издателем, корреспондентом и темой журнала, издаваемого ежедневно в течение жизни. От того, как ты озаглавишь статью, зависит ее содержание. Издание в черной рамке под названием « Лена болеет» - сентиментальная интерпретация фактов. Если ты решишь опубликовать сообщение и том, что Лена чувствует себя все лучше и лучше, твое подсознание вскоре сообщит тебе приятные новости.

 Запомни еще один важный факт: все, что ты думаешь и говоришь о других, в конечном счете будет иметь отношение к тебе.

10. Будь терпеливым.

 Не многие это умеют. Кто не научился этому, ставит себя в затруднительное положение. Им движет убеждение в том, что другие люди или обстоятельства мешают добиться желаемого, или что ожидаемое благоприятное событие произойдет слишком поздно. Более важно требование быть терпеливым по отношению к себе. Верь в себя, доверяй своей интуиции, тогда страх превратится в уверенность, неудача - в успех, страдание - в счастье. Чем больше ты уверен в себе, тем больше тебе будут доверять другие.Не завидуй другим. В противном случае ты создашь все большие причины для зависти. Твои друзья, возможно, более состоятельны, зато у тебя, может быть, больше мудрости, душевного спокойствия, уверенности и свободы. Кто-то может оказаться умнее тебя, у тебя же, с другой стороны, привлекательный характер. Жизнь справедлива. Там, где у нас недостаток, у кого-то изобилие. А того, чем богаты мы, ему недостает.

11 Ты имеешь право не зависеть от того, как к тебе относятся другие.

 Если ты убежден, что для успешного общения надо добиться дружеского расположения всех ребят, то ты открываешь себя для манипуляции, и она будет тем сильнее, чем больше твоя потребность достижения дружеского расположения. Люди пугаются , что их не будут любить все, но в норме каждый не обязан любить тебя. Ты не должен волноваться из-за того, что кому-то не нравишься (учителю, новой компании, знакомому мальчишке или девчонке). Тебе ведь тоже не все люди нравятся и не со всеми ты готов дружить. Твоя самооценка не должна снижаться от того, что кто-то из людей тебя не принимает.

12.Ты имеешь право делать ошибки.

 Ошибаться - одно из свойств человеческого существа. Если ты веришь, что ошибки - это зло, то ты - объект для манипулирования: ты ошибся - ты виноват. Но ошибка - это не зло, это просто ошибка. Не надо винить себя за ошибки, но необходимо извлекать уроки из них и исправлять их. Исправлять ошибки - это не значит наказывать себя. Это - способ предоставления компенсации за нанесенный кому-то твоим проступком моральный ущерб, или это начало твоего активного действия.

13.     Развивай уверенность в себе.

 Старайся быть уверенным в себе. Напоминай себе обо всех умениях и навыках, которыми ты овладел, даже если это всего лишь умение ходить, говорить, выигрывать в шахматы. Ты отнюдь не беспомощен. Ты обрел уверенность, пытаясь справиться с трудной ситуацией. Внушай себе приятные мысли по отношению к себе и другим. Увеличивай чувство удовлетворения каждый миг, час, день.

Не сравнивай себя с другими. Их наследственность и окружающая среда отличаются от твоих. Не позволяй другим навязывать тебе свои желания и нормы. И не навязывай своих. Не жди случая, как это делают многие, Они полагают, что будут счастливы, если будут жить в определенном месте, учиться в определенном месте, носить определенную одежду. Другие хотят обладать определенным весом, ростом, деньгами. Если ты не доволен сейчас, завтра ты будешь не доволен еще больше! Это одно из правил подсознания.

14.     Учись быть счастливым!

 Начни прямо сейчас быть довольным собой. Своими взглядами, своей семьей, своими родителями, братьями, сестрами, даже собакой. Своими способностями, учителями, друзьями. Улучшай все, что можешь или хочешь. Используй все, что ты знаешь о благоприятной для себя жизни. Борись со склонностью вернуться к сомнениям, страху и депрессии. Общайся со счастливыми людьми. Делай то, что приятно для тебя, думай о хорошем. Проще смотри на вещи, не воспринимай себя самого и окружающих слишком серьезно. Учеба должна быть развлечением, а не борьбой. Найди удовольствие во всем, что ты делал раньше.

 Не позволяй обстоятельствам лишать тебя уверенности в себе, безмятежности. Сравни себя с цыпленком. Ни наседка, ни человек не могут помочь ему проклюнуться через скорлупу. Ему дали силу и смышленость, необходимые для выживания. Но и он должен сам использовать эти качества, чтобы выбраться из яйца. Это справедливо и в отношении тебя. У тебя есть все, что поможет тебе справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами. Будь благодарен за то, что ты имеешь и знаешь. За то, что ты сейчас есть. Ты удачливее, чем ты думаешь.

15.     Добивайся своего.

 Будь настойчив. Не отступай. Только тогда ты приобретешь уверенность в себе. В один прекрасный день она станет для тебя естественной. Ты уже знаешь, какая привычка является для тебя наиболее важной: ПРИВЫЧКА БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!   Сегодняшний день открывает для тебя новые возможности. Применив на практике наши советы, сделай что-нибудь полезное для себя. Тебе потребуется знание и усилия, чтобы избавиться от врожденных привычек. Став таким, каким ты хочешь быть, ты приобретешь новое чувство уверенности в себе!

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.

Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при реш...

Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....

Заседание МО. "Школа без неудачников. Возможно ли это?"

ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ № 31 имени А.П. Жданова» Тема: Школа без неудачников – возможно ли это?...

Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ....

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...