Материально-техническая база.Орфографический режим.
учебно-методический материал на тему

Якубова Лениара Линуровна

Орфографический режим в начальной школе по основным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskiy_rezhim_1.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Принято на заседании                                                                          МО учителей начальных классов

от ____________   2015года

протокол №_____

Утверждаю

Директор школы _______________М.П.Рубан

от ____________   2015года

                                                                         

                                                                               

Положение

о едином орфографическом режиме

 в начальной школе

МКОУ «Богатовская средняя школа»

1. Общие положения

     1.1. На основании целей и задач, определённых в Уставе школы, настоящее Положение определяет следующие цели введения единого орфографического режима в школе:

- стандартизация требований учителей к учащимся при работе с тетрадями по различным предметам, а так же с дневниками для реализации принципа преемственности и создания единого образовательного пространства;

- развитие у учащихся ответственности за результаты своего труда;

- воспитание у учащихся внимательности и аккуратности;

- реализации принципа «прозрачности» требований для всех субъектов образовательного процесса.

1.2. Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и учащимися при оформлении тетрадей.

1.3. Предметы, специфика которых не позволяет применять стандартные требования к оформлению тетрадей, оговариваются на заседаниях МО.

1.4.  Единый орфографический режим определяет следующие процедуры:

- количество тетрадей, необходимых для ведения учащимися;

- стандарты при оформлении записей;

- регламент проверки тетрадей учителями.

1.5 Деятельность учителей контролируется и анализируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе на основании плана внутришкольного контроля.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

    2.1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого учащегося:

п/п

Учебный предмет

Кол-во тетрадей

Период обучения

Комментарии

текущих

контр

1

Русский язык                 (1 кл.)

Прописи

или   рабоч. тетр.

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие   1-2 тетрадей

Русский язык                   (2-4 кл.)

2

1

2-4

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящ. в УМК*

2

Литературное чтение

Нет

Нет

1-4

Допускается использование проверочных и рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК*

3

Математика

Прописи либо рабочие тетради

1

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие 1-2 тетрадей, а также использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК*

Математика

2

1

2-4

Допускается использование проверочных и рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК*

*на усмотрение учителя  (должно быть  согласие  родителей)

   2.2. В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками, которая впоследствии проверяется учителем. Для этого отводится специальный урок, на котором проводится анализ контрольной работы и выполняется работа над ошибками.

   

2.3.  При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учителю рекомендуется руководствоваться Положением о системе оценивания.

 

  2.4. В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Ежедневно после классной работы тетради собираются на проверку, на дом выдаются другие тетради (проверенные).

 

  2.5. Проверка тетрадей учителем осуществляется ручкой с пастой или чернилами красного цвета.

 

  2.6. Помимо ученической ручки с синей пастой, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. 

   

2.7 Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на родительском собрании или индивидуально при посещении школы. Тетради для контрольных работ хранятся в школе в течение всего учебного года и ещё одного календарного года.

   

2.8. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

3. Оформление подписей на обложках ученических тетрадей

   3.1. Тетради учащихся в 1-2 классах подписывает учитель (возможно использование печатного шаблона установленного образца). Тетради учащихся для 3-4-х классов подписывают сами учащиеся по образцу, написанному на доске учителем (печатный шаблон не допускается). ,  в  3классе  слабым ученикам подписывает учитель.

 

 3.2. Подписи тетрадей  необходимо оформлять по единой форме:

Тетрадь

для работ

по математике

ученика  1-А класса

МКОУ «Богатовская средняя школа»

Иванова Ивана

Тетрадь

для контрольных работ                  

 по русскому языку

ученицы  3-А класса

МКОУ «Богатовская  средняя школа»

Ивановой Ольги

Фамилия и имя ученика/ученицы записывается в родительном падеже единственного числа. В конце подписи тетради точка не ставится.

      4. Оформление письменных работ по математике и русскому языку                                                

Общие положения

4.1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

 

   4.2. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

 

   4.3. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

   

 4.4. Проведение минутки чистописания на уроках математики и языков (в начале урока) зависит от целей урока и осуществляется на усмотрение учителя. Формировать навык каллиграфического письма следует индивидуально при проверке тетрадей.

   

5. Оформление письменных работ по русскому языку

    5.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

   

 5.2. Каждый новый вид работы начинается с красной строки.

   

 5.3. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (~2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

 

  5.4. В ходе всей работы не пропускается ни одна строка. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

 

  5.5. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

   

 5.6. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

 

  5.7. Допускается сокращение слова «упражнение» в следующих вариантах:

Упр.13 Данная запись выполняется посередине рабочей строки тетради. (Для уч-ся 1-х  и слабых учеников 2-х классов)

Упражнение 45 Данная запись выполняется посередине рабочей строки тетради.  (Для уч-ся 2-4-х классов)

5.8. Запись даты написания работы по русскому языку и математике (как классной, так и домашней) ведётся по центру рабочей строки.

В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца (2 с., 3 ок., 10 н. ).

         По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.               Например:             1 декабря

 5.9. В 4-м классе дату в тетрадях для работ по русскому языку записывается прописью именем числительным.            Например:                    Шестнадцатое  января

 

  По усмотрению учителя, в зависимости от учебных возможностей конкретного класса, допускается запись числа прописью именем числительным с третьего класса.

 

  5.10. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру.

      Например:                            Классная работа                     Домашняя работа

                                           Работа над ошибками           Работа над ошибками

 

  5.11. Дата в домашней работе указывается только в том случае, если в этот день не было письменной работы в классе с указанием даты.

   

 5.12. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (краткая форма записи).

       Например:           I в. (или вариант)                 II в. (или вариант)

   

5.13. Во 2-4-х классах в контрольных тетрадях по русскому языку записывается вид работы и строкой ниже - ее название.

Например (вид):         Словарный диктант           Контрольная работа

 

Например (вид):             Диктант         Изложение             Сочинение

           (название):            Котёнок           У бабушки             Поздняя осень

5.14.1. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с  маленькой  буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     

Например:      ветер                молоко

                          восток                носок

                          песок                пила

 

  5.14.2. При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:      Ветер, восток, песок.

   

 5.15. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

 глухой - гл.,                     звонкий - зв.,    

согласный – согл,.                 гласный – глас.

твердый - тв.                    мягкий – мягк.    

 существительное - сущ.    прилагательное - прил.                      

 предлог - пр.                        глагол - гл.,      

мужской род - м.р.              женский род - ж.р.        

средний род - ср.р.

Прошедшее время - прош.   Настоящее время - наст.  

 Будущее время-   буд.

Единственное число -    ед.ч.   Множественное число  -  мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой     -  ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

5.16.Оформление грамматических разборов согласно требованиям МКОУ «Богатовская средняя школа».

Фонетический:

Липа – 2 слога

л [ л ’] – согл., зв., мягк.,

и [ и ] - глас., уд.,

п [ п ] – согл., глух., тв.,

а [ а ] – глас., безуд.,

4 б., 4 зв.

Синтаксический:

  п.   прил.   сущ.        гл.                  сущ.

На лесной полянке появились подснежники . (Повест., невоскл., распр.)

- По цели высказывания.

- По интонации.

- По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно).

- По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).

Морфологический:

Существительное

На полянке  (на чём? где?) – сущ.

1. Н.ф. – что? полянка.

2. Ж. р., 1 скл.

3. В п..п., ед. ч.

4. Вт. член.

Прилагательное

Тонким  (каким?) - прил.

1.Н.ф. – какой? тонкий

2. В ед. ч., м. р., Т. п.

3. Вт. член.

Глагол

Дует  (что делает?) – глаг.

1. Н. ф. – что делать? дуть.

2. 1 спр.,

3. В наст.вр., 3 л., ед. ч.

4. Сказ

  5.16. Обозначения над словами выполнять простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.

      Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

     

5.17. При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.

      Например:    мм,    м,   см,   ч,   мин,   км,   кг,   г    и др.

   

5.18.  Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию с косой линией разной частоты.

   

5.19. Переход учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса. 

6. Оформление письменных работ по математике

6.1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

   

6.2. От полей, сверху, начала внутренней страницы клетки  отступать 1 клетку.

   

6.3. От слов «Классная работа» вниз следует отступать 1 клетку.

   

6.4. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки .

   

6.5. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем в четвёртой. В зависимости от изучения темы в 4 классе учитель регулирует количество клеток между столбиками по своему усмотрению.

   

 6.6. Номер задания следует писать посередине. Указывать данный вид работы можно, начиная со второго полугодия первого класса или с первого полугодия второго класса по усмотрению учителя.

         Например:                           № 365

   

6.7. Дата записывается только цифрами.            Например:              12 сентября

 

 Дату следует писать традиционно посередине.

 Дата в домашней работе указывается только в том случае, если в этот день не было письменной работы в классе с указанием даты.

   

 6.8. Во 2-4-х классах в контрольных тетрадях по математике записывается такой вид работы, как математический диктант.

   

 6.9. При записи математических выражений все символы (знаки < >, цифры) фиксируются с учётом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.

 

  6.10. Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:  Маленькие - 7 м.                         М.-7 м.          

                Большие  -   3м.    ?м.                 Б.-3 м.        ?м.

 Существует несколько форм записи решения задач:

а)  по действиям,  выражением,  уравнением.

Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей.

 б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса.

Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.

   Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.

 Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы.

 6.11. При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записать выражение полностью;

  • указать цифрами над знаками порядок действий;

  • расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз 1 клетку;

  • записать окончательное значение выражения.    

   Например:

         3           1      4           2    

  3450 – 145 ∙  2 + 1265 : 5 = 3413

  1)145 ∙  2=290

   2) 1265 │5                   3) _  3450        4) + 3160

        26      253                          290                  253

         15                                   3160                3413

          0      

 

6.12. Приводим образцы оформления  простых и сложных уравнений.

  х + 15 = 40                          х + 56 ∙ 2= 638                         638

      х = 40 – 15                          х+112=638                               112

 х = 25                                               х=638-112                               526

     25 + 15 = 40                                 х=526  

     40 = 40                                  526+56 ∙ 2= 638

               

  Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

6.13.Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

                                         А                                          В

                                         Д                                           С

     Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

                                 

Задача

 Дл. –12 см                                          

Шир. – 6 см

Пер. -? см                                  

 Пл. - ? см2                                              

  (12+6) ∙ 2=36 (см

  12 ∙ 6=72 (см2)

 Ответ: периметр - 36 см, площадь = 72 см2

Задача

 а = 12 см

   в = 6см

  Р = ? см

         S = ? см2                                          

(12+6) ∙ 2=36 (см

 12 ∙ 6=72 (см2)

Ответ: Р = 36 см,    S = 72 см2

6.14. При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

     - записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;

     - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в ..,  раз.

     

  Образец:      675,      564 см,     на 78,     в 7 раз.

6.15. Особое внимание следует уделить написанию одной цифры или знака в отдельной клетке.

7. Порядок проверки письменных работ учащихся

    7.1. Регламент проверки тетрадей учителями начальной школы определён как ежедневный, письменные контрольные работы в тетрадях для контрольных работ к следующему уроку.  

 

7.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся и возвращаются к следующему уроку.

7.3 . Исправлять ошибки следующим образом:

- неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать красной пастой косой линией;

- части слов, слова, предложения зачёркивать тонкой горизонтальной линией;

- вместо зачёркнутого в 1-4 классе надписывать нужные буквы, слова, числа, цифры, пояснения к задаче и т.д

- не заключать неверные написания в скобки.

   7.4. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал. При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

   

 7.5. После проверки контрольных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

         8. Информационная поддержка:

8.1. Администрация школы обязана ознакомить учителей с настоящим Положением.

8.2. Учителя обязаны довести до сведения учащихся и родителей настоящее Положение.

8.3. Администрация школы определяет в плане ВШК периодичность проверок по выполнению единого орфографического режима и доводит график проверок до сведения педагогического коллектива.

8.4. В случае невыполнения учителем норм проверки, определённых настоящим Положением, администрация вправе вынести административное взыскание с последующей проверкой учителя по данному вопросу.

8.5. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учащимися норм оформления и количества тетрадей, определённых настоящим Положением, учитель обязан принять меры педагогического воздействия и довести информацию до родителей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объекты и средства материально - технического обеспечения по учебным предметам начальной школы

Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования....

Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)

Описание учебно- методического  и материально – технического  обеспечения образовательного процесса (английский язык 2, 3 классы)...

Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная инновационная образовательная система представляет собой систему разнообразных образовательных ресу...

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета

Приказ об аттестации кабинета на высшую категорию Материально-техническое обеспечение кабинета...

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП

   В  статье  описывается  материально-техническое обеспечение образовательного  процесса  детей с ДЦП...

Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов

Материально-техническое обеспечение кабинета начальных классов...