Внедрение технологии дополнительной коммуникации в образовательный процесс
методическая разработка по теме

Фоменко Оксана Петровна

Методическая разработка - презентация практического семинара по развитию навыков коммуникации у неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vse_lyudi_hotyat_obshchatsya_no_ne_vse_mogut.ppt144 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все люди хотят общаться, но не все могут… Семинар-практикум Ведущий: педагог Фоменко О.П. 15.12.2015

Слайд 2

Основные функциональные группы Группа экспрессивного языка Группа вспомогательного языка Группа альтернативного языка Сходство : не начали говорить вовремя либо потеряли речь. Различия : разная степень понимания устного языка; разная способность научиться его понимать и использовать.

Слайд 3

Группа альтернативного языка Почти или совсем не используют речь в качестве средства коммуникации (аутизм, ТМНР, и др.) Цель: обучение пользованию альтернативной формой коммуникации как родным языком. Сигналы: улыбки, плач, вокализация; рефлекторные и непроизвольные движения. Направление работы: создание среды для понимания и продуцирования языка в его альтернативной форме безотносительно к устной речи.

Слайд 4

Группа альтернативного языка Двигательные нарушения недостаточно контролируют органы речи; не могут контролировать артикуляцию; нарушение двигательных функций; могут не иметь функциональной речи; снижено понимание языка; имеют ограниченный жизненный опыт; имеют пассивный коммуникативный стиль; зависимы от других; часто имеют одну коммуникативную стратегию: ответ на вопросы; имеют различный уровень понимания языка.

Слайд 5

Группа альтернативного языка Нарушения интеллекта ограниченная способность справляться с жизнью в обществе, обнаруженная в раннем детстве; низкая языковая и коммуникативная компетенция; могут иметь множественные нарушения развития; могут иметь сенсорные и двигательные нарушения; имеют трудности с разборчивостью речи, разрыв между пониманием речи и способностью говорить; имеют задержку языкового развития; низкая скорость обработки впечатлений и реакций; низкий уровень взаимодействия.

Слайд 6

Группа альтернативного языка Аутизм обширные языковые и коммуникативные нарушения (наиболее распространенная форма невербальной коммуникации- использование последовательности действий); трудности в общении с другими людьми (сложно установить совместное внимание, создать совместный контекст); ненормальные реакции на внешнюю среду (отсутствие реакции на сигналы физической и социальной среды; негативная реакция на прерывание привычных действий, на изменение обстановки, обычного порядка действий; стереотипии; сверхчувствительность к слуховым и зрительным стимулам);

Слайд 7

Проблемы при работе с детьми с нарушениями коммуникации обучение занимает много времени (прерывание и перемены в установившемся порядке обучения приводят к фрустрации и поведенческим проблемам, к исчезновению освоенных навыков); приобретенные навыки не переносятся на другие ситуации; выученная пассивность и зависимость от других в ситуациях самовыражения (привычки и способы адаптации к стилю коммуникации, которые трудно изменить; исключительно ответная коммуникация); нарушения поведения (нарушенное или вызывающее поведение как способ привлекать внимание других, как позитивный признак, означающий , что человеку есть что сообщить).

Слайд 8

Видео

Слайд 9

Основной принцип коммуникативных программ: Все люди хотят общаться, но не все могут

Слайд 10

Общие навыки Интерес к людям, предметам и событиям: негативная настроенность, отсутствие желания к сотрудничеству уменьшается с приобретением некоторой коммуникативной компетенции; необходимо учить коммуникации на темы, которые ребенку известны и интересны; обучение следует начинать с развития интереса и осознания окружающего мира.

Слайд 11

Внимание и инициирование коммуникативного контакта могут не понимать направление взгляда, указательный жест и другие сигналы для совместного внимания; не умеют управлять вниманием других людей и инициировать совместное внимание; могут уметь только отвечать другим, а не брать инициативу на себя (выученная зависимость); могут разучиться инициировать контакт, потому что их не понимают (выученная беспомощность); дети могут быть боязливы, негативно настроены, агрессивны, в результате чего вступают в контакт только с близкими людьми.

Слайд 12

Навыки самообслуживания способность заботиться о себе; окружающие их люди склонны думать, что они могут делать гораздо меньше, чем могут в действительности; обучение языку и коммуникации должно быть адаптировано к обучению навыкам самообслуживания.

Слайд 13

Способность занимать себя языковое и коммуникативное обучение может увеличить способность человека самому находить себе занятия. улучшение способности к самовыражению дает людям больше возможностей определить, что они хотят сделать, что в свою очередь уменьшает выученную зависимость от других.

Слайд 14

Оценка двигательных навыков оценка движения рук выяснить, способен ли ребенок производить разборчивые жесты необходимо отличать трудности , связанные с двигательными нарушениями от проблем с выполнением инструкций выбор поз для сидения способы указывания на символы способы активирования кнопок

Слайд 15

Оценка зрительного и слухового восприятия получить информацию об имеющихся нарушениях зрения и слуха исследовать, насколько используется зрение и слух в обычной жизни

Слайд 16

Оценка развития языка и коммуникации Включает: понимание и использование невербальной коммуникации; понимание и использование устного языка; понимание и использование альтернативных форм коммуникации; компетентность людей из непосредственного окружения.

Слайд 17

Оценка использования направление взгляда в сторону интересующих объектов; вокализации, плач и другие признаки возбуждения в качестве выражения желаний и интересов; изменение мышечного тонуса как самое сильное выражение интереса; мигание, кивки и движения головой как выражение согласия/отрицания; взаимодействие в виде последовательности событий; использование местоположения в качестве коммуникации; использование жестов; Использование артикуляций, имеющих фиксированную акустическую форму, ясное использование и непохожих на слова (дрр-дррр… у-ууу).

Слайд 19

Список важнейших навыков коммуникации Навык: 1.Просьба о поощрении еда игрушки занятия просьба о помощи 2.Просьба о помощи 3.Просьба о перерыве 4. Отказ 5. Согласие 6. Реакция на просьбу «Подожди» 7. Переход от одного вида деятельности к другому 8. Следование расписанию

Слайд 20

Список важнейших навыков коммуникации Выполнение наглядных инструкций «Стой» «Иди сюда» «Сядь» «Дай это мне» «Пойди и принеси…» (знакомый предмет) «Иди в …» (знакомое место) «Положи» (на место) «Пойдем» (со мной)

Слайд 21

Список важнейших навыков коммуникации Выполнение устных инструкции Реагирует, когда его зовут по имени «Иди сюда» «Стой» «Сядь» «Дай это мне» «Пойди и принеси…» (знакомый предмет) «Иди в …» (знакомое место) «Положи» (на место) «Пойдем» (со мной)

Слайд 22

Понимание слов и ситуаций понимание слов и фраз может зависеть от ситуации; понимание предметных, жестовых, графических символов, понимание предложений; вызывающее поведение, как «примитивные попытки коммуникации», имеющее коммуникативное намерение управлять вниманием или действиями другого человека;

Слайд 23

Взаимодействие взрослого и ребенка Позволяете ли Вы ребенку выбирать игрушку или деятельность? Следуете ли Вы за тем, что ребенок хочет делать? Ждете ли, пока ребенок что-то скажет Вам? Слушаете ли то, что он Вам говорит? Говорите ли вы о том, что ребенок делает? Используете короткие, простые предложения? Ваш голос звучит интересно для ребенка? Садитесь ли Вы так, чтобы ребенок видел Ваше лицо? Вы задаете мало вопросов? Часто и много хвалите ребенка? Как вы понимаете речь и альтернативную коммуникацию ребенка и реагируете на них?

Слайд 24

Возможно, самая важная вещь, которую стоит сделать – остановиться и подождать… Детям с ТМНР нужно больше времени, чтобы понять, во что и как они хотят играть, и что они хотят сказать. ОТВЕЧАЙ НАБЛЮДАЙ СТОЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в образовательном процессе"

В данном выступлении на МО школы дается краткий обзор проектов, проведенных педагогами МБОУ "Красноануйская ООШ" совместно с детьми в 2010-2011учебном году. Технология проектной деятельности активно и...

Современные образовательные технологии- инструмент повышения эффективности образовательного процесса!

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развит...

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10

Из опыта внедрения курса "Наглядная геометрия" в образовательный процесс начальной школы МБОУ лицей №10 г. Батайска...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

Проект "Внедрение методов театральной педагогики в образовательный процесс в начальных классах "

Цель проекта "Изучить способы применения элементов театральной педагогики в учебной деятельности  начальной школы и выявить их эффективность на практике"...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников»...

«Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)

laquo;Внедрение технологии формирования функциональной грамотности в процесс обучения младших школьников» (презентация)...