Рекомендации
статья на тему

Черепанова Олеся Геннадьевна

Как помочь ребёнку учиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как помочь ребёнку учиться?35 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  «Как помочь ребёнку учиться.»

1. Если мы не хотим, чтобы с первых дней учения ребёнок начал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне учения, а в нём самом. Иначе говоря, надо поставить цель, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ещё Каменский призывал сделать трудного школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Необходимо, чтобы ребёнок почувствовал: учение- это радость, а не только долг, умением можно заниматься с увлечением, а не просто по обязанности. Речь идёт не только о том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность. Нужна, конечно, и занимательность, но не в том суть. Надо искать мотив радости в самом процессе учения, но в чём именно?

2. Учебная деятельность отличается от всех других одной важной особенностью.

       Взглянем на школьника, занятого рисованием – продуктом его деятельности является рисунок. Или допустим, ребёнок лепит, вот он результат – какой-то предмет.(грибок, зайчик) Совсем иное дело- учебная деятельность. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Однако никаких изменений в систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий – это прежде всего изменение самого ученика, его развитие. Это изменение, есть приобретение ребёнком новых способов действий с научным понятием. Учась, ребенок изменит самого себя.

3. Конечно, учебная деятельность имеет и внешние результаты. Занялся решением задачи – и получил решение. Готовился к сочинению, написал его. Но эти результаты оцениваются учителями и самими учениками, как показатель изменений, происходящих с учеником.

        Какими мотивами должна побуждаться такая деятельность?

        Очевидно, только непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий или, иначе говоря, мотивы собственного самосовершенствования.

        Если у детей удается сформировать такие мотивы, то наполняются новым содержанием и приобретают новую силу те мотивы, которые связаны с позицией школьника. Теперь, позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписание учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя. В этом и состоит общественная значимость учения: личное совершенствование приобретает общественный смысл.

         Такие мотивы называются учебно – познавательными. Они направлены не просто на усвоение информации об окружающем мире, а на усвоение способов действий. В конкретной области изучаемого учебного предмета. Сухомлинский на уроках давал ученикам время (30 мин.) на самостоятельную работу. Этим временем дети могли распоряжаться по собственному распоряжению. Обязательных заданий не было. Нельзя было ничего делать. Это один из путей воспитания самостоятельной активности в добывании знаний. У семьи в этом отношении возможностей не меньше, чем у школы. Плохо, если занятия дома превращаются в урок, да при этом еще далекий от представлений современной педагогики – натаскивания, зазубривания, бесконечное переписывание. Выполнение домашнего задания должно воспитывать у ребёнка навыки активной самостоятельной работы.

4. Первое, в чём родители могут способствовать формированию учебной деятельности у детей – это помочь им при выполнении домашнего задания выделить учебную задачу. Уметь её выделить – значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое- то конкретное задание. Первоклассник должен, например, понимать, что он рисует кружки, раскладывает счётные палочки, решает задачи для того, чтобы научиться сложению и вычитанию чисел. Это является для него учебной задачей.

    Ребёнок должен самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её и разрозненными заданиями. Если он не владеет этим навыком, ему трудно будет учиться, ему будут непонятны многие требования педагога. Почему, например, надо нарисовать 5 ёлочек, Ане больше? И вот, стараясь сделать всё как можно лучше, малыш рисует и раскрашивает 10 ёлочек вместо 5 . И невдомёк ему, что учитель просил нарисовать 2 большие ёлочки и 3 маленькие, для того чтобы показать, что 5 состоит из чисел 2 и 3.

     При решении задач внимание малыша часто «застревает» на сложных моментах, а не на зависимости, а не на зависимости решения от известных данных задачи.

     Когда учитель просит детей повторить хором слово, ребёнок может кричать громче всех и часто невпопад, потому что смысл происходящего он видит в том, чтобы включиться в общий хор, а не в том, чтобы правильно разбить слово на слоги, чего добивается учитель… Подобные случаи вызывают у взрослых улыбку, а ведь это сигнал: ребёнок не умеет выделить учебную задачу. Если на это не обратить внимание, то эти «забавные» ошибки исправлять будет всё труднее.

     Приведём хотя бы такой пример. Детям на первых порах нелегко даётся устный счёт. Считать на палочках или счётах гораздо легче. Однако дети, которые выделяют учебную задачу, стараются решить задачу так, как требует учитель, выполняя только предложенное учителем конкретное задание, плохо понимает, почему надо проделать все операции в уме, если это так трудно.

      Как правило дети болезненно переживают свою неудачу в учении, пытаются сами понять их причины и жадно тянутся ко всякой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации ролевых и коллективных игр

"Путешествие в мир сказок". Каждая группа выбирает сказку и разыгрывает её, а зрители должны отгадать, какая это сказка. "Мы ждём гостей". школьники выбирают хозяйку, хозяина, детей семьи, которые г...

Требования и рекомендации к ведению классного журнала

Очень полезный материал для каждого учителя, особенно молодого специалиста. При заполнении журнала иногда возникают вопросы, ответы на которые можно найти в этом материале. ...

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...