Главные вкладки

    Материалы для родительского собрания "Готовность к школе"
    статья на тему

    Коробова Елена Григорьевна

    Данное выступление будет актуально  для родителей будущих первоклассников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

    «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать.

     Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться!»

     Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.

     Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

    Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

    Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

    Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

     Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

     За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе

     Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.

     Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

     Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

    Тест для родителей

     1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

     2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

     3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

     4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

     5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

     6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

     7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

     8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

     9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

    10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

    11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

    12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

    13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

    14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

    15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

    16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

    17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

    18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

     Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

    * 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

     * 10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

     * 9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

     Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать – если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

    Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

     * Ø Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

     * Ø Их длительность не должна превышать 35 минут.

     * Ø Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

     * Ø Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер – «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

     Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.

     Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

     * Ø Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова – предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).

     * Ø Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры, которые развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

     * Ø Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.

     * Ø Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего и чем они отличаются.

     * Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).

     * Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

     * Ø Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO – все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства – можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

     И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

    Визит к врачу – это тоже подготовка к школе

    Для оздоровления будущего ученика за год-два до определения в школу надо обязательно показать его не только участковому педиатру, но и врачам узких специальностей. Осмотр ребенка перед поступлением в школу врачами-специалистами поможет выявить различные, на первый взгляд скрытые отклонения в состоянии здоровья.

     Повышенную нервность ребенка обнаружит невропатолог, нарушения в произнесении слов, заикание – логопед. Особое внимание надо обратить на состояние носоглотки. Если будет выявлена какая-то патология, есть время для тщательного лечения.

     Начальные формы отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата могут быть выявлены врачом-ортопедом Если при проверке слуха окажется, что он понижен, нужно до начала учебного года пролечить уши. Очень важно проверить зрение. Необходимо побывать и у зубного врача. Больные зубы – серьезный очаг инфекции, и если они есть, надо их пролечить. Итак, еще раз перечислим врачей, которых желательно посетить за год до посещения школы для того, чтобы у вас осталось время, чтобы исправить некоторые пробелы в здоровье ребенка, если таковые выявит врач (Невропатолога, окулиста,

    ортопеда, отоларинголога, логопеда, стоматолога).

    Психологические советы

     В школу с 6 лет?

    Социальные противопоказания:

     * Единственный ребенок, воспитывающийся в большой семье. В такой ситуации одновременная вовлеченность 3-5 взрослых в процесс обучения ребенка будет достаточно высокой. Масса родственников станет контролировать успехи одного малыша. Для шестилетнего ребенка такой психологический прессинг, такая мера ответственности слишком велики.

     * Выбор привилегированной школы, гимназии или лицея, как правило, связан с ежедневными, часто длительными, поездками туда и обратно. Программы обучения в таких учебных заведениях усложнены, значит, к высоким интеллектуальным нагрузкам добавится усталость от длительного путешествия и раннего подъема, а это уже грозит здоровью и психическому развитию шестилетнего малыша. К семи же годам выносливость организма существенно повышается.

    Психологические противопоказания:

    * Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Ребенок еще не наигрался, у него не появилась тяга к теоретическим знаниям. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия будут тяжелы для малыша. А время, проведенное в стенах школы, воспринимается ребенком как вычеркнутое из жизни.

     * Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако, учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

     * Рождение братика или сестрички. Первоклассник и грудной ребенок – не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в садике.

    Медицинские противопоказания:

    * Различные психические и соматические заболевания, недавно перенесенные травмы головного мозга и позвоночника. Как бы хорошо ни был подготовлен малыш к школе, учебный режим потребует от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к рецидивам и осложнениям. За год ситуация значительно изменится в лучшую сторону, да и в целом ребенок окрепнет. Эта рекомендация касается и часто болеющих детей. Низкий иммунитет и связанные с этим часто возникающие заболевания могут привести к серьезным перегрузкам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы для родительских собраний

    Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

    Материалы к родительскому собранию "О введении ФГОС"

    Цель выступления познакомить родителей  будущих первоклассников с ФГОСНОО....

    Материалы к родительскому собранию на тему "Телевизор:его роль в жизни семьи и первоклассника"

    Материал для подготовки к родительскому собранию "Телевидение:его место в жизни семьи и первоклассника"...

    ЛЕКЦИЯ О ВОСПИТАНИИ «Любовь к ребенку» материалы для родительского собрания

    "Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети...". Большинство родителей любят своих детей. ...

    Материалы к родительским собраниям.

    Подборка  материалов к родительским собраниям по темам "Первые  уроки школьной отметки",  "Режим дня школьника", "Детская агрессия"....

    Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

    Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...

    "Как помочь детям подготовиться к основной школе".Материалы для родительского собрания в 4 классе.

    Четвероклассники - это выпускники начальной школы.Именно это расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.Завершился первый этап школьной жизни ребё...