Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста
статья (1 класс) на тему

Огородникова Елена Леонидовна

 

 Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детства.Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. «Ум ребенка – в пальчиках» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

 Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детства. Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства.

Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться. В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п. «Ум ребенка – в пальчиках» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки(мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в школе так и дома.

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

 - помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

 Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа

Моя семья :

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – дедушка,

 Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Капуста:

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений через игры и специальные упражнения"

Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные упражнения"Начиная работать по данной теме, передо мной встали проблем...

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК...