Диагностика уровня сформированности логического мышления
консультация на тему

Макарова Елена Валентиновна

Диагностика уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_logicheskogo_myshleniya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности логического мышления

 у детей младшего школьного возраста

Диагностика способности выделять существенный признак 
Младшему школьнику предлагается ряд слов, в каждом из которых одно слово дается перед скобками, а пять в скобках. 
Школьники должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. 
Достаточно предложить 5 заданий из данного перечня. СЛОВА ОТВЕТЫ 
1. Огород (растение, удобрения, собака, забор, земля) Растения, земля 

2. Озеро (берег, рыба, тина, рыболов, вода) Вода, берег 
3. Квадрат (углы, чертёж, стороны, дерево, бумага) Углы, стороны 
4. Чтение (глаза, книга, картина, слова, печать) Глаза, печать 
5. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, кустарник) Кустарник, дерево 
6. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Чувство, человек 
7. Школа (парта, касс, здание, директор, ученики) Здание, школа 
8. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Здание, улица 
9. Война (пушки, сражения, солдаты, ружья, аэроплан) Сражение, солдаты 
10. Пение (голос, звон, искусство, мелодия, концерт) Голос, мелодия 
11. Аптека (здание, аптекарь, больной, лекарство, человек) Здание, лекарство 
12. Корт (площадка, бокс, футбол, команда, теннис) Площадка, теннис 
13. Дом (улица, здание, люди, площадка, больные) Здание, люди 
14. Больница (сад, врач, учреждение, больные, радио) Учреждение, больные 
15.Кольцо (диаметр, проба, алмаз, округлость, 
печать) Диаметр, округлость 

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ 

Учащимся предъявляются или называются, какие либо два предмета или понятия. 
1.НАПРИМЕР: КНИГА - ТЕТРАДЬ; 
ЛОШАДЬ – КОРОВА; 
ЛИНЕЙКА – ТРЕУГОЛЬНИК; 
ОЗЕРО – РЕКА; 
СОЛНЦЕ – ЛУНА; 
САНИ – ТЕЛЕГА; 
ДОЖДЬ – СНЕГ; 
РУЧКА – КАРАНДАШ; 
КУСТ – ДЕРЕВО; 
ВИШНЯ – СЛИВА; 
ОЗЕРО – ПРУД; 
МОРЕ – РЕКА; 
АВТОБУС – ТРОЛЛЕЙБУС; 
ТРАМВАЙ – ТРОЛЛЕЙБУС. 

Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – отличительные черты названных предметов или понятий. 
На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. Затем листки бумаги собираются. 

2.НАПРИМЕР: ЧЕМ ПОХОЖИ ЧИСЛА? 
а) 5 и 50; 17 и 170; 201 и 2010; 8 и800; 14, 16, 20 и 24. 
СРАВНИ ЧИСЛА: 
а) 26 и 4; 
б) 31 и 48. 
СРАВНИ ФИГУРЫ: 
а) треугольник и четырёхугольник; 
б) круг и квадрат; 
в) прямоугольник и квадрат; 
г) прямоугольник и ромб. 

(Каждый раз после сравнения нужно назвать признак, по которому проводилось сравнение). 




ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ОБОБЩАТЬ 
Младшему школьнику предлагается 5 пар слов. Ему нужно определить, что общего между словами в каждой паре слов. Время на выполнения задания – 4 минуты. 

ДОЖДЬ – ГРАД; 
ЖИДКОСТЬ – ГАЗ; 
ПРЕДАТЕЛЬСТВО – ТРУСОСТЬ; 
ВОДОХРАНИЛИЩЕ – КАНАЛ; 
ШКОЛА – УЧИТЕЛЬ; 
СКАЗКА – БЫЛИНА; 
ИСТОРИЯ – ПРИРОДОВЕДЕНИЕ; 
НОС – ГЛАЗ; 
СУММА – ПРОИЗВЕДЕНИЕ; 
ПОВЕСТЬ – РАССКАЗ; 
БАСНЯ – СТИХОТВОРЕНИЕ; 
ПРОДАВЕЦ – МАГАЗИН; 
ШОФЕР – КОНДУКТОР; 
ЧАСТНОЕ – РАЗНОСТЬ; 
УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ; 
ДОБРОТА – СПРАВЕДЛИВОСТЬ. 



ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЕРАЦИЙ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 

АНАГРАММА. 
Учащимся предлагаются анаграммы. Они должны по анаграммам найти исходные слова. 
ЛБКО, РАЯИ, УПКС, ЕРАВШН, РКДЕТИ, АШНРРИ, 
ОКТР, ЕМРТ, ОСЕНТ, ТЕННСИ, ОКОРАВ, ОГОЛАВ. 
Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на 2 группы. 
1 группа – отсутствует теоретический анализ (способность быстро мысленно выделять структуру слова); 
2 группа – быстро находят ответы, обнаружив общие правила. 



ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ПРОВОДИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ 

I.Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Детям предлагается найти это слово. 
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время работы – 3 минуты. 

1. ПРИСТАВКА, ПРЕДЛОГ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ, КОРЕНЬ; 
2. ТРЕУГОЛЬНИК, ОТРЕЗОК, ДЛИНА, КВАДРАТ, КРУГ; 
3. ДОЖДЬ, СНЕГ, ОСАДКИ, ИНЕЙ, ГРАД; 
4. СЛОЖЕНИЕ, УМНОЖЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, СЛАГАЕМОЕ, ВЫЧИТАНИЕ; 
5. ДУБ, ДЕРЕВО, ОЛЬХА, ТОПОЛЬ, ЯСЕНЬ; 
6. ВАСИЛИЙ, ФЕДОР, ИВАН, ПЕТОВ,СЕМЕН; 
7. МОЛОКО, СЫР, СМЕТАНА, МЯСО, ПОСТОКВАША; 
8. СЕКУНДА, ЧАС, ГОД, ВЕЧЕР, НЕДЕЛЯ; 
9. ГОРЬКИЙ, ГОРЯЧИЙ, КИСЛЫЙ, СОЛЕНЫЙ, СЛАДКИЙ; 
10. ФУТБОЛ, ВОЛЕЙБОЛ, ХОККЕЙ, ПЛАВАНИЕ, БАСКЕТБОЛ; 
11. ТЕМНЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ГОЛУБОЙ, ЯРКИЙ, ТУСКЛЫЙ; 
12. САМОЛЕТ, ПАРОХОД, ТЕХНИКА, ПОЕЗД, ДИРИЖАБЛЬ; 
13. КРУГ, КВАДРАТ, ТРАПЕЦИЯ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬНИК; 
14. СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЗЛОЙ, ОТВАЖНЫЙ; 
15. ХОЛОДНЫЙ, ГОРЯЧИЙ, ТЕПЛЫЙ, КИСЛЫЙ, ПРОХЛАДНЫЙ; 
16. СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ЯРКИЙ, ЖЁЛТЫЙ, ГОЛУБОЙ; 
17. ДОБРЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, ЗЛОЙ, ИСКРЕННИЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ; 
18. ПЕТРОВ, СЕРГЕЙ, ИВАНОВ, СИДОРОВ, КУЗНЕЦОВ; 
19. ЗЛОЙ, ХИТРЫЙ, СЕРДИТЫЙ, ДОБРЫЙ, ЗАВИСТЛИВЫЙ; 
20. МЯСО, КОЛБАСА, ВЕТЧИНА, МОЛОКО, БУЖЕНИНА. 

II.Предложить ребёнку геометрические фигуры двух цветов (синего и красного), двух форм (треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие). 
Требуется разбить фигуры на две группы: 
а) по цвету; 
б) по форме; 
в) по величине. 
III.Числа 22, 35, 48, 51, 31, 45, 27, 26, 36, 20 разбиты на две группы: чётные и нечётные. 
В какой строке классификация проведена правильно? 
а) 31, 35, 27, 45, 22, 51 48, 24, 20, 36. 
б) 31, 35,27, 45, 51 22, 27, 20, 24, 36, 48. 
в) 27, 31, 35, 45, 51 20, 24, 22, 36, 48. 
г) 26, 31, 36, 35, 46, 51 20, 24, 22, 48. 

IV.Даны числа, разделить их на группы двумя способами: 
  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. 


АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ (АНАЛОГИЯ) 
Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из других предложенных слов существуют такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово. 
Например: песня – композитор = самолёт - ? 
а) аэродром, 
б) горючее, 
в) конструктор, 
г) летчик, 
д) истребитель. 
Функциональные отношения: песню сочинил композитор. 
Ответ: в) конструктор создал самолет. 
Школьникам можно предложить от 5 до 10 заданий. Время выполнения соответственно 5 10 минут. 
1. Школа – обучение = больница - ? 
а) доктор, 
б) ученик, 
в) лечение, 
г) учреждение 
д) больной. 
2. Песня – глухой = картина – ? 
а) слепой, 
б) художник, 
в) рисунок, 
г) больной, 
д) хромой. 
3. Нож – сталь = стол - ? 
а) вилка, 
б) дерево, 
в) стул, 
г) столовый, 
д) длинный. 
4. Паровоз – вагоны = конь - ? 
а) поезд, 
б) лошадь, 
в) овёс, 
г) телега, 
д) конюшня. 
5. Лес – деревья = библиотека - ? 
а) город, 
б) здание, 
в) книги, 
г) библиотекарь, 
д) театр. 
6. Бежать – стоять = кричать - ? 
а) ползать, 
б) молчать, 
в) шуметь, 
г) звать, 
д) плакать. 
7. Утро – ночь = зима - ? 
а) мороз, 
б) день, 
в) январь, 
г) осень, 
д) сани. 
8. Волк – пасть = птица - ? 
а) воздух, 
б) клюв, 
в) соловей, 
г) яйцо, 
д) пение. 
9. Холодно – горячо = движение - ? 
а) покой, 
б) взаимодействие, 
в) инерция, 
г) молекула, 
д) бежать. 
10. Слагаемое – сумма = множители - ? 
а) разность, 
б) делитель, 
в) произведение, 
г) умножение, 
д) деление. 
11. Круг – окружность = шар - ? 
а) пространство, 
б) сфера, 
в) радиус, 
г) диаметр, 
д) половина. 
12. Светло – темно = притяжение - ? 
а) металл, 
б) магнит, 
в) отталкивание, 
г) движение, 
д) взаимодействие. 
Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между понятиями: причина – следствие, противоположность, род – вид, часть – целое, функциональные отношения. 



СКОРОСТЬ ПРОТЕКАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 


I.Для изучения скорости протекания мыслительных процессов учащихся можно использовать метод, суть которого состоит в заполнении пропущенных букв в предложенных словах: 
К - РА К - Р - А К - М - К 
С - НО П - Л - НО Т - Р - М 
Т - ЛО Р - М - НЬ К - Р - ВА 
С - ВА М - Л - Т С - В - А 
П - НИ П - Р - Г Т - А - Ь 
Учитель обращает внимание на то, сколько потребовалось школьнику времени на обдумывание каждого отдельного слова и заполнения пропущенных букв. 
II.Отыскать по таблицам Шульте как можно быстрее числа от 1 до 25, показывая и произнося и названия вслух. Ребенок 6 – 7 лет должен выполнить задание за 1 – 1,5 минуты, а 8 – 10 лет за 45 секунд. Можно предложить несколько вариантов таблиц. 

21 12 7 1 20 9 5 11 23 20 
6 15 17 3 18 14 25 17 19 13 
19 4 8 25 13 3 21 7 16 1 
24 2 22 10 5 18 12 6 24 4 
9 14 11 23 16 8 15 10 2 22 

14 18 7 24 2 22 25 7 14 11 
22 1 10 9 6 6 2 10 9 23 
16 5 8 20 11 17 12 16 5 18 
23 21 25 3 15 1 15 20 3 24 
19 13 17 12 4 19 13 4 21 8 

5 14 12 23 2 
16 25 7 24 13 
11 3 20 4 18 
8 10 19 22 1 
21 15 9 17 6 


Предложенные задания, упражнения, игры позволяют преподавателям начальной школы подготовить учащихся к обучению в среднем звене. 
Диагностические методики будут необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий. 




  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности учебных навыков по предметам

Диагностика уровня сформированности учебных навыков по предметам: математика,русский язык, чтение, рисование....

Анализ входной диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий

В середине сентября в нашем классе проводилась входная диагностина на определение уровня сформированности метапредметных, регулятивных и личностных результатов. Такие у нас результаты....

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 4 классов

Текст Рашита Нигмати "Белая"2 варианта заданий, включающие в себя задания по окружающему миру, русскому языку и математике.Карта анализа диагностической работы....

Доклад "Диагностика уровня сформированности целеполагания"

Доклад "Диагностика уровня сформированности целеполагания"...

Диагностика уровня сформированности умений младших школьников решать задачи.

Данная диагностика содержит задания в тестовой форме для выявления у учащихся уровня сформированности решать задачи. В данном тесте также содержится шкала оценивания....

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...