Главные вкладки

    Доклад "Диагностика уровня сформированности целеполагания"
    статья по теме

    Доклад "Диагностика уровня сформированности целеполагания"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_detey_tselepolaganiyu1.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа

    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково»

    Шатурского муниципального района

    Московской области

    Доклад

    «Диагностика уровня сформированности

    целеполагания»

    Подготовила учитель начальных классов

    Филатова Ирина Николаевна

    2016 год

    Целеполагание – это процесс формулирования цели, процесс ее развертывания. Цель –  это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

    Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных этапах.

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относится и целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. [1]

    Известно, что любая деятельность, включая и образовательную, начинается с постановки цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Следует также иметь в виду, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям. [4]

    Цель не возникает  стихийно – она подготовлена сложным аналитическим процессом. Основная задача учителя заключается в том, чтобы методически корректно подвести детей к целеполаганию и совместно спроектировать средства достижения цели. Учебная цель не должна навязываться ученику и не должна непременно совпадать с целью учителя, она может только соответствовать ей.

    Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

    • сам себе их поставил;
    • они понятны ему;
    • очевидны;
    • с интересом и удовольствием усваиваются.

    Основными характеристиками целей являются конкретность, привлекательность, достижимость.

    [5] Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?». «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?» Перечислим приёмы организации принятия цели, выделенные кандидатом педагогических наук, доцентом З. А. Кокаревой:

    – опора на личный жизненный опыт обучающихся;

    – использование занимательного игрового материала; – создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

    – выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

    – моделирование цели урока, введение понятия «задача»;

    – постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

    Способы формирования целеполагания у учащихся.

    1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

    Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели:

    изучить

    обобщить

    проанализировать

    знать

    закрепить

    сделать вывод

    уметь

    доказать

    разобраться

    выяснить

    сравнить

    систематизировать

    2. Подводящий диалог.

    Практически все приемы целеполагания на уроках в начальных классах строятся на диалоге, поэтому очень важно правильно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и задавать свои вопросы. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Данная беседа выявляет определенную неполноту знаний у учащихся. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

    3. Создание проблемных ситуаций

    Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

    Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

    Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, на листе, на экране, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.

    Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели.

    Для диагностики сформированности умения удерживать цели и умения соотносить учебные задачи с целью урока могут быть использованы подходы, разработанные З.А. Кокаревой, Л.П. Никитиной и Л.С. Секретаревой [3]. Содержание диагностики позволяет определить, сформировано ли у обучающихся умение удерживать цель, активно участвовать в целеполагании и планировании деятельности на уроке, соотносить учебные задачи с целью урока, оценивать результаты деятельности.

    После урока школьникам предлагается ответить на три вопроса:

    1. Какая цель урока ставилась учителем и вами на уроке? Для ответа продолжи нужное  предложение:
    • Научиться________.
    • Понять___________.
    • Тренироваться_____.
    • Узнать___________.
    1. Какие задачи помогли достичь цели урока?

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Продолжи одно из предложений:

    - Я научился сегодня на уроке___________________________________________.

    - Я могу объяснить другому_____________________________________________.

    - Мне еще надо поработать над__________________________________________.

    Первый вопрос – это умение ставить цели совместно с учителем и удерживать цель на протяжении всего урока.

    Второй вопрос  анкеты связан с определением умения школьников ставить учебные задачи, различать цель и задачи урока.  Надо отметить, что работа по формированию умения различать цель и задачи деятельности является более трудоёмкой, чем формирование умения удерживать ведущую цель урока.

    Третий вопрос – это самооценка собственной деятельности на уроке.

    По результатам диагностики складывается представление о грамотности формулировки целей и задач.  Данная диагностика поможет учителю систематически отслеживать умение младших школьников удерживать цели учебной деятельности.

    Для определения уровня сформированности целеполагания может быть использована таблица, предложенная А.Г. Асмоловым [1]. Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть его уровней.

    Таблица 1. Уровни сформированности целеполагания

    Уровни

    Показатели сформированности целеполагания

    Поведенческие индикаторы сформированности

    1. Отсутствие цели

    Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования).

    Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал

    2. Принятие практической задачи

    Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

    Осознаёт, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчёта о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий

    3. Переопределение

    познавательной задачи в практическую

    Принимает познавательную задачу, осознаёт её требование, но в процессе её решения подменяет познавательную задачу практической

    Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели

    4. Принятие познавательной цели

    Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

    Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

    5. Переопределение практической задачи в теоретическую

    Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

    Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения

    6. Самостоятельная постановка учебных целей

    Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

    Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия

    Уровни сформированности регулятивных УУД (целеполагание). [6]

    Высокий уровень – ребёнок адекватно принимает задачу, которая вызывает у него интерес, сохраняет к ней интерес, ставит цель; адекватная оценка достижения цели, результата.

    Средний уровень – ребёнок адекватно ставит цель, принимает задачу, сохраняет её, но не имеет адекватной мотивации;  оценивает только достижение / недостижение поставленной цели, результата; оценка адекватная – на успех, неадекватная – на неудачу.

    Низкий уровень – ребёнок задачу не принимает или принимает неадекватно, не сохраняет её, интерес отсутствует.

    Начинать формирование умение целеполагания целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности. Систематическая и целенаправленная работа по формированию умения целеполагания оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.

    Последовательность развития целеполагания на разных этапах обучения.

    В 1 классе – школьники учатся принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Во 2 классе дети определяют цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно после предварительного обсуждения.

    В 3 и 4 классах – учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, а повышенный уровень – обнаруживают и формулируют проблему, определяют цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно.

    Формирование у младших школьников способности удерживать цель деятельности, различать цели и задачи – достаточно сложная проблема. Учителю необходимо технологично проектировать урок, диагностично формулировать цели и задачи, использовать разнообразные методические приемы, способствующие удержанию цели деятельности, а также грамотно  продумывать учебные ситуации для организации рефлексии. [3]

    ЛИТЕРАТУРА.  

    1. Асмолов А. Г. Как пректировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008. – с.77-79
    2. Вольтов А.В., Муштавинская И.В., Петрова С.И., Полтавская Л.В., Фукс Л.А. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. Москва: Просвещение, 2011. – с. 84-85.
    3. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. –  2014, №2. – С. 21-24.
    4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2012. – с. 18-22.
    5. Никитина Л.П. Методика формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям. Вологда: БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», 2011. – с. 55-56
    6. Сурманова Е.В. МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 41» г. Череповца. Использование элементов проблемного обучения на уроках математики как средство формирования регулятивных УУД у младших школьников.  От общеучебных умений к универсальным учебным действиям. Вологда: БОУ СПО ВО Вологодский педагогический колледж, 2011. – с. 73-74

    ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ.

    1. Маринова А.Н. Как научиться ставить цели? Целеполагание на уроках. – Педагогическая мастерская. Все для учителя. № 8, август 2015. – http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_44_12484.pdf
    2. Хархалуп Ю.Е. Формирование навыков целеполагания на уроках физики – http://festival.1september.ru/articles/616203/
    3. Яшмолкина Н.В. Формирование умения целеполагания у младших школьников. – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/03/19/formirovanie-umeniya-tselepolaganiya


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

    Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

    Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побужд

    Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение.Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта...

    Методики для мониторинга уровня сформированности УУД

    Содержится описание методик, которые может использовать учитель в своей работе...

    ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

    Исследование уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха. С целью диагностики и сравнения уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у дошкольников с ...

    Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

    В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

    Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

    Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

    Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...