Буклет "Как развивать ребенка?"
консультация (1 класс) на тему

Скоблякова Анна Станиславовна

Часто родители задают себе вопрос: Как развивать ребенка? Что сделать для того, что бы у него  в школе все получалось? В данном буклете представлены упражнения, которые не потребуют от родителей больших усилий, но позволят максимально развивать любимого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_rebenka.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. Упражнение «Слушай и исполняй».

Назовите 1-2 раза несколько движений, не показывая их. Ребенок должен воспроизвести движения в той последовательности, в какой они были названы.

4. Упражнение «Зрительный диктант»

Инструкция. Сейчас я покажу тебе подряд несколько картинок (от 5 до 10). Запомни их в таком же порядке и нарисуй на листе бумаги.

Примечание. Начать стоит с предметных картинок, а затем перейти к абстрактным символам, знакам.

Игры на развитие мышления

1. Отгадай предмет

Инструкция. Сейчас я загадаю слово. Ты должен отгадать его, задавая мне такие вопросы, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Например: «Этот предмет живой?» и т. д.

2.  Упражнение «Кто кем будет?»

Ребенку, задают вопрос: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок?» и т.д.

При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, даже яичница.

3. Исключи лишнее

Инструкция. Я сейчас зачитаю тебе несколько слов. Все из них, кроме одного, объединены каким-либо общим свойством, признаком. Найди лишнее слово.

1) стол, стул, кровать, чайник;

2) лошадь, кошка, собака, щука;

3) елка, береза, дуб, земляника;

4) огурец, репа, морковь, заяц;

5) блокнот, газета, тетрадь, портфель;

6) огурец, арбуз, яблоко, мяч;

4. Сходство и различие

Инструкция. Сравните между собой два предмета, назовите их общие и различные качества.

  1. бубен и барабан,
  2. книга и журнал,
  3. школа и детский сад,

4) растения и животные.

5. Толкование пословиц и поговорок

Инструкция. Объясни переносный смысл пословиц и поговорок. К каким ситуациям из жизни они применимы?

1. Не все то золото, что блестит.

2. Лес рубят – щепки летят.

3. Шила в мешке не утаишь.

МБОУ КР ОО «Черкасская средняя общеобразовательная школа»

Составитель:

педагог-психолог Скоблякова А.С.

Развиваем мелкую моторику руки

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Насторожитесь, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение  менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, игрушки. Затем следуют упражнения  на расслабление пальцев и кистей рук: «погладим котенка», «веселые маляры» (синхронные движения кистей обоих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого взмаха, затем влево-вправо); «ладонь-ребро-кулак» (чередование движений); «азбука Морзе » и др.

 Некоторые игры требуют участия  обеих рук, что дает возможность детям  учиться ориентироваться в понятиях «вправо», « влево», «вверх», « вниз», «над», «под» и т.п. Можно использовать следующие виды упражнений: «пчелиный рой»- вращательные движения поднятым вверх указательным пальцем, «стул»- правая ладонь, сжатая в кулак, левая, прижатая вертикально к правой, «бегущая лошадь»- средний палец вытянут вперед, остальные упираются в стол и передвигаются в медленном, а затем и в быстром темпе; «улитка с рожками»- правая рука прижата к столу вниз, указательный и средний палец разведены, а пальцы левой руки обхватывают пальцы правой как панцирь и т.п.

Графические упражнения

 «Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонталь-ная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовала-ми, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

«Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигу-ры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

 «Графический диктант».

Ребенок должен провести линии под диктовку. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клетка вниз; из левого нижнего угла клетки в правый верхний угол т.д. Узоры могут быть различными.

Развитие движений пальцев рук с использованием предметов

Работа с конструктором (от кубиков и деталей крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить и т.п.).

«Почтовый ящик»-(положить в отверстия в крышке ящика нужной геометрической формы посылку).

Упражнения с гранеными  карандашами, ручками:

а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами; б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями /пусть он вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев); в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем; г) удерживать карандаш пальцами,  расположенными так: указатель-ный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот; д) «пропел-лер» - вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянными пальцами; закручивать карандаш, передвигая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем. Чтобы карандаш не вываливался из пальцев, нужно стараться подхватывать карандаш ближе к его середине.

Упражнения со спичками:

а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец; г) «змейка»-

Игры с шариками:

- попасть шариком в цель;

- прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;

- держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик согнутым пальцем;

Игры с пуговицами:

Попросите своего ребенка помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую.

Игры на развитие внимания и памяти

1. Упражнение «Обратный счет».

Вы бросаете ребенку мяч и называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке – 11. И так далее.

2. Упражнение «Не пропусти растение».

Ребенок сидит и внимательно слушают слова, которые вы произносите. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, он должен хлопнуть в ладоши.

Слова, к примеру, такие:

Дорога, береза, самолет, пшеница, роза, змея, ромашка, дуб, кукла, гриб, шиповник, киви, хоккей, собака, рама, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, график, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать самостоятельность у детей

Советы психолога, как развивать самостоятельность у детей....

Развивая речь - развиваем личность

В этой статье рассказывается о системе работы по развитию речи по программе внеурочной деятельности "Родничок" в 3 классе, где раскрываются приёмы и методы работы, структура и содержание занятий....

Доклад по теме "Развивая пальчики-развиваем память и мышление"

В докладе описаны несколько игр для развития памяти и мышления в  здоровьесберегающей технологии....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....