Для родителей
консультация (1 класс) на тему

Дотпе Чаяна Орлановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ШКОЛЬНИКАМ

Форма проведения: лекция, беседа.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Знакомство родителей со школой.
  2. Реализация Концепции модернизации образования в образовательном учреждении. Устав школы.
  3. Особенности обучающих программ, требования к учащимся. 
  4. Перспективы развития образовательного учреждения.
  5. Знакомство со службами школы. Психологическая служба школы. Медицинский работник в школе, Совет профилактики и др.
  6. Роль родителя в успешном обучении ребенка.


Обсуждение с родителями данной темы является важной для их мотивации к посещению родительских собраний и предполагает знакомство с особенностями образовательного учреждения и программ обучения в начальной школе. В начале занятия родителей можно информировать о специализации класса, особенностях технологий обучения и воспитательных подходах к школьникам. Если школа реализует развивающее обучение необходимо познакомить родителей с программами и особенностями подготовки домашних заданий. Следует коснуться вопросов адаптации первоклассников, режима дня. Необходимо познакомить родителей со специалистами школы и дать им возможность очертить круг проблем, которыми они занимаются.

Важно акцентировать внимание родителей на факторах успеха в обучении детей и формирования у них адекватной самооценки. Важно выделить факторы защиты родительского воспитания ребенка: адекватные методы воспитания, грамотная помощь ребенку в преодолении трудностей. 

Обобщая результаты занятия, следует подчеркнуть необходимость особого внимания родителей к детям в период адаптации и формирования у ребенка позиции школьника. В заключение занятия необходимо рекомендовать им посещать их для повышения собственной родительской компетентности.

Рекомендуемая литература по теме:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Инновации в образовании.- 2002. - №3.
2. Концепция профилактической работы с родителями «Путь к успеху»
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (извлечения) // Воспитать человека. – 2002. – С. 11-13.
4. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России. – М., 1999.


^ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.
Вопросы для обсуждения: 

  1. Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные. 
  2. Родительские роли. 
  3. Этика внутрисемейных отношений. 
  4. Ролевые приоритеты семьи, климат домашнего уюта.
    Можно выделить четыре вида отношений в семье: 

    - психофизиологические (отношения биологического родства и полового удовлетворения);
    - психологические (предполагают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку);
    - социальные (отношения включают распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение);
    - культурные (это особого рода внутрисемейные отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях культуры, в которой эта семья возникла и существует). 
    ^ Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. 
    Частые причины аномалий в воспитании детей – систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Семья – уникальный социум. В ней мы проводим лучшую и самую важную часть нашей жизни. В семье наиболее реально создать обстановку, проникнутую духом бережного, заботливого отношения друг к другу, детям и другим членам семьи. Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом. Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родителями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений.
    ^ Семейный конфликт (по Е.Н.Корнеевой) - конфликтные взаимоотношения внутри семьи (между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами), порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав семьи. 

    Рекомендуемая литература по теме:

                1. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 1997
  1. Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. - М., 1996.
  2. Голод С.И. Стабильность семьи.- Л., 1984.
  3. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. - М., 1986.
  4. Желдак И.М. Искусство быть семьёй: Практическое руководство. - Минск, 1998.
  5. Матушкин С.Е. У вас растут дети.- М., 1994.
  6. Культура семейных отношений/Сборник статей.- М., 1985.
  7. Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы. – Казань, 2008.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонар муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».


Психическое развитие и формирование личности младшего школьника.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

1. Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

2. Происходят изменения в психической сфере ребенка.

Главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

Вначале преобладает наглядно-действенное мышление (1,2 класс), затем формируется абстрактно-логическое мышление (3,4 класс).

Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, изменяется структура мнемических процессов.

Возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Развивается логическое мышление. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

Развитие речи. Изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Ребенок знакомится с новым для него видом речи — письменной речью. Для того чтобы научиться писать и читать, кроме высокого уровня развития мышления, у ребенка должно быть хорошо развито и восприятие.

Развитие восприятия. Ребенок воспринимает абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединяет их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придает этому слову конкретное смысловое значение.

Развитие представлений. Переход от непроизвольного возникновения у ребенка представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка.

Развитие внимания. Внимание ребенка становится произвольным. Довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание. Происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация. Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс.

Развитие памяти. 

Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти. Школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа. Механическая память развивается очень быстро, словесно-логическая медленнее.

Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.

По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции - самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми, чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в словесной — грубит, дразнит. Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.

Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Мотивационная сфера.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. 

Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Первоклассников интересует сам процесс учения, им нравится читать, писать, рисовать, лепить. Познавательные интересы ребенка характеризуются преимущественной ориентацией на учителя. Первокласснику интересно не любое новое знание, а прежде всего то, которое он получает от учителя.

Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником» (характерный только для первого года обучения в школе). Это предопределяется внешней атрибутикой статуса школьника — различными учебными принадлежностями, ранцем и т. п. Мотив хорошей отметки. Зачастую отметка из знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, оценивающий личность в целом. Этому отчасти способствуют и взрослые (родители, знакомые, а часто и незнакомые), интересуясь у детей их отметками в школе и выражая удовлетворение лишь самыми высокими. Другие же отметки вызывают у них реакцию разочарования, которая автоматически травмирует ребенка. Мотив утверждения себя в классном коллективе или мотива соперничества, конкуренции, что свидетельствует о все еще эгоцентрической позиции ребенка; стремление к превосходству и признание одноклассниками.

Развитие Я - концепция.

При поступлении ребенка в школу формируется Я - образ ученика. Ребенок с готовностью принимает свой новый статус ученика, так как в нем содержится общественная значимость. Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает Я - концепция ребенка.

Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки. Положительные подкрепления учебной деятельности школьника не являются гарантией позитивности его самооценки, но повышают вероятность этого. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Низкая самооценка заставляет ребенка активно избегать проявления своих достижений, так как его действия, несовместимые с самооценкой, порождают у него дискомфорт и тревожность.

Развитие более высокой самооценки происходит по двум механизмам:

1. Ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны.

2. Он уверен, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов и неудач, что его не будут уравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности.

В конечном итоге основная цель развития Я - концепция заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Поведенческие особенности.

С наступлением среднего детства и началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, существенно изменяется социальная среда: ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации — семьей и школой.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Они бегают, прыгают, катаются на всем, что движется, лазают, ныряют, плавают, возятся друг с другом, толкаются, пинаются и иногда дерутся. Значительная часть их активности связана с проверками окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т. д. Во взаимодействии детей с предметами окружающего мира имеются определенные различия между мальчиками и девочками.

У девочек выражено стремление поставить предмет или обломок предмета себе «на службу», «приспособить их качества к своим целям». Они в большей мере стараются сохранить, сберечь. В их личном окружении, играх, манипуляциях с объектами важна эстетика, «организация красивого целого из элементов».

Мальчикам же больше свойственна аналитичность, стремление подвергнуть найденный предмет разнообразным испытаниям — огнем, ударом. Огонь и взрывы вообще чрезвычайно привлекательны для мальчиков. Поджигать, плавить, производить сильный шум, звон, грохот — привилегия мальчиков.

Достаточно много времени они заняты и игрой, где все большее место занимает соревнование. Мальчики играют с солдатиками, машинами, ракетами, самолетами, игрушечным оружием. Девочки — с куклами, игрушечной посудой и мебелью, в игры со скакалкой, в «классики».

В этом возрасте продолжает совершенствоваться тонкая моторика ребенка. В 1-м классе многие дети еще неуверенно пользуются карандашом и ручкой. Их тонкие движения еще неловки и угловаты. Однако очень быстро дети овладевают навыками письма, и к 4-му классу подавляющее большинство детей не только бегло пишут, но и рисуют.

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее. Формируется чувство умелости. Появляются типы отношений, как лидерство и дружба.

Важной ведущей деятельностью становится учебная.

Литература

1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск 1989. (Младший школьный возраст)

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968. (Формирование личности в младшем школьном возрасте)

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.— М., 1979. /Личность младшего школьника)

4. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М„ 1966. (Эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте)



Предварительный просмотр:

Тематика родительских собраний

1 Ж класса МБОУ СОШ №1 г. Шагонар

Срок

 проведения

Тема собрания

Цель

сентябрь

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Внедрение ФГОС второго поколения в 1 классе.

ФГОС: внеурочная деятельность.

Портфолио учащихся.

Выборы родительского комитета.

1) Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей.

2) Формирование родительской компетентности в области новых образовательных стандартов.

3) Выявление проблем и обозначение ориентиров в работе.

4) Формирование коллектива родителей.

5) Формирование родительского комитета.

сентябрь

Школьные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период.

Ваш малыш -  школьник. Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность.

Родителям о здоровом питании ребёнка.

Организация горячего питания в школе.

1) Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период.

2) Дать рекомендации по организации режима дня первоклассника.

3) Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

4) Формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.

5) Воспитывать ответственное отношение родителей к здоровью детей.

6) Дать рекомендации по правильному питанию детей.

октябрь

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

Учеба и игра в жизни первоклассника.

Игры наших детей.

1) Познакомить родителей с понятием «темперамент».

2) Показать необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

3) Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

4) Дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком каждого типа темперамента.

5) Показать значение совместных игр в семье для развития ребёнка.

6) Воспитывать культуру семейных игр.

декабрь

Как помочь ребёнку стать внимательным.

Итоги адаптационного периода.

Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения.

1) Познакомить с понятием «внимание» и его свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся.

2) Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.

3) Показать родителям приёмы, упражнения и игры по развитию внимания.

4) Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил ПДД – самое главное для сохранения и здоровья их детей на улице.

январь

Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

Профилактика простудных заболеваний.

Осторожно, дорога. Опасные игры.

1) Объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья.

2) Формирование понимания значимости собственного здоровья.

3) Получить информацию о формировании гигиенических навыков у учащихся класса.

4) Дать рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.

5) Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми.

6) Помочь родителям осознать личную ответственность за здоровье своих детей.

7) Научить родителей базовым правилам профилактики и умению вовремя отметить начало болезни у ребенка, принять первые доврачебные меры.

8) Провести беседу о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

9) Дать рекомендации родителям по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

март

Компьютер и телевизор: друг или враг?

Воспитание трудолюбия в семье.

Как воспитать себе помощника.

1) Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.

2) Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

3) Формировать представление о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей младшего школьного возраста.

4) Формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости

5) Дать информацию медицинского характера, освещающей вопросы работы на компьютере младшего школьника.

6) Дать рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

май

Перелистываем страницы учебного года.

Погода в нашем доме.

Организация и проведение летних каникул.

Один дома: техника безопасности.

Предупреждение ДДТТ во время каникул.

1) Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям, развитию доброты и взаимоотношения в семьях учащихся.

2) Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.

3) Расширить знания родителей об обеспечении безопасности жизни детей

4) Формировать понимание важности бесед с ребёнком, направленных на предупреждение несчастных случаев.

5) Напомнить о правилах техники безопасности и ПДД в летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...