Сценарий родительского собрания на тему "Кто владеет информацией, тот владеет миром"
методическая разработка по теме

Тема: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Цели:  

  • понимание родителями важности умения работать с информацией для достижения успехов в учебной деятельности;
  • знание родителями способов поиска и правил представления информации, которой пользуются дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

 (Натан Ротшильд – основатель английской ветви Ротшильдов)

     

Цели: 

Понимание родителями важности умения работать с информацией для достижения успехов в учебной деятельности.

Знание родителями способов поиска и правил представления информации, которой пользуются дети.

     

Содержание: 

     Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации. 

     История книги и библиотеки. Глиняные книги. Библиотека царя Ашшурбанипала. Библиотеки Египта. Книгохранилище Рамсеса II – «Аптека для души». Книги и библиотеки античной эпохи. Берестяные грамоты в Древней Руси. Библиотеки средневековья. Книги на пергаменте. Изобретение книгопечатания - одно из крупнейших культурно-исторических событий XV в. 

     Книга в современном мире – источник информации и знания. Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации. Мультимедиаресурсы. Возможности мультимедиа. 

     Понятия: 

информация, информационная потребность, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, носитель информации, сохранение информации, видео, компьютер, мультимедиа, поиск информации, систематизация информации.

     Умения и навыки: 

- умение различать и использовать особенности различных носителей информации; 

- навыки работы с текстом, поиск и выбор необходимой информации.

     Форма организации: лекция, беседа, показ презентации, мастер-класс.

     Ход собрания

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Вступительное слово учителя.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Мастер-класс. «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи».

Продукт: групповой проект.

Учитель предлагает подготовить энциклопедическую статью, отрывок из художественной книги, буклет, веб-страницу, журнальную статью, памятку для учащихся начальной школы на тему «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи».

Родители  вместе с библиотекарем методом мозгового штурма выделяет главные вопросы, на которые нужно найти ответы, например:

 • Что такое информация?

• Какова роль информации в обществе?

• Какими способами передается информация?

 • Какие бывают носители информации?

• Может ли информация быть вредной?

 • Есть ли достоинства и недостатки у разных носителей информации?

3. Выявление причины затруднения.

Родители разбиваются на группы.

Каждая группа получает свой основной вопрос и должна поставить подчиненные вопросы.

Например, к вопросу «Какова роль информации в обществе?» подчиненными вопросами могут быть следующие:

• Для чего человеку нужна информация?

 • Когда человек использует информацию?

 • Как информация может влиять на нашу жизнь?

 • Как информация может влиять на окружающую среду?

 • Влияет ли отсутствие информации на наше здоровье?

 • Может ли информация помочь найти работу?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Обсуждение вопросов.

Составление общего развернутого плана/схемы по теме.

Особенностью этого этапа является то, что тема у всех групп одинаковая, а вот формы ее представления различаются. Форму представления информации группы получают по жребию — это может быть энциклопедическая статья, отрывок из фантастического романа, буклет, веб- страница, статья из молодежного журнала (например, «Крылья» или «Маруся») и т.п.

Осуществляя поиск информации, родители руководствуются общим планом или схемой, составленными совместно на предыдущем этапе. Однако при этом они должны учитывать и форму своего предстоящего представления.

5. Реализация построенного проекта.

После того, как родители собрали необходимую информацию, они оформляют результаты своей поисковой деятельности в соответствии с полученным заданием.

 Представление результатов своей работы. Одним из главных условий является то, что работа каждой группы должна быть представлена на общее рассмотрение.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Представление презентации.

     Слайд 1. 

     Понятие информации. Информация как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы». Значение информации в жизни человека и в развитии общества. Информация и знания. Многообразие и особенности организации информационных ресурсов в условиях распространения новых технологий сбора, хранения, переработки и распространения информации. Способы организации информации. Систематизация и хранение информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации. 

     Слайд 2. Каждому ребенку обеспечено право на доступ к информации 13 статьей «Конвенции о правах ребенка»:

     1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 

     2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: 

     a) для уважения прав и репутации других лиц; или 

     b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения. 

     Грани реализации этого права:

- физический доступ (к зданиям, столам обслуживания, рабочим местам, читальным залам, полкам и т. д.);

- интеллектуальный доступ (к содержанию носителей информации, включая наличие материала в альтернативных форматах, адаптированные рабочие станции и специальное программное обеспечение);

     Слайд 3. Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы: 

     Слайд 4. Что такое информация? 

     Слово «информация» происходит от латинского "informatio" – сведения, разъяснения. 

     Информация – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации. 

     Информация – это сведения об объектах или явлениях окружающей среды, которые мы запрашиваем в случае возникновения необходимости в них. 

     Информация существует в любом материальном объекте в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

     Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

     Люди воспринимают информацию с помощью органов чувств или с помощью специальных приспособлений. Действия, производимые с информацией: поиск, систематизация, хранение, обработка, передача.

     Слайд 5. Свойства информации

     Информация может быть новой – это сведения, которых мы еще не знаем, и устаревшей – т.е. известной, переработанной. 

Одна и та же информация для разных людей с различными информационными потребностями может быть новой или устаревшей, актуальной или неактуальной.

     Информация, переданная на электронном носителе, может быть интересна и доступна для человека, владеющего компьютерной грамотностью и бесполезна для того, кто не имеет под рукой компьютера или не умеет им пользоваться.

     Слайд 6. Информационная потребность

     Информационная потребность - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. В самом общем смысле под информационной потребностью понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

     Слайд 7. Роль информации в обществе

     Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. 

     Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Со временем, большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

     С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Нужно было изучать и понимать уже не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества – литературу, искусство, архитектуру и т.д. 

     Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе. 

     Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.

     Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

     Слайд 8. Хранение информации

     Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальный носитель, с которого возможно (но не обязательно) чтение имеющейся (записанной) информации. Носителем информации может быть любой материальный объект или среда, содержащий (несущий) информацию, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в/на него информацию. 

     Хранить информацию человечество научилось давно. В наиболее древних формах хранения информации использовалось расположение предметов — раковин и камней на песке, узелков на верёвке. Существенным этапом в развитии способов хранения явилась письменность — графическое изображение символов на камне, кости, обожжённой глине, дереве, пергаменте, берёсте, папирусе, воске, ткани, бумаге.

     Огромное значение в развитии этого направления имело изобретение книгопечатания.

     Информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом. 

     Сейчас мы всё чаще слышим и употребляем выражение «информационный ресурс» - один из важнейших видов ресурсов современного общества. Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 

     Данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе к информационным ресурсам к ним можно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации. Любой информационный ресурс (дальше мы будем использовать этот термин для источников информации) в любом формате несёт нам, прежде всего, знания. 

     Важное различие между информационными ресурсами и всякими иными заключается в том, что всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т. п.), а информационный ресурс остается «несжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

     За свою историю человечество накопило огромный объем информации, заключенной в информационных ресурсах, и их значимость возрастает с каждым годом.

     Слайд 9. Носители информации

     Традиционные (печатные) и нетрадиционные (электронные) носители информации. 

     В настоящее время особое значение получило хранение информации в двоичном коде на электронных носителях: дискета, CD, DVD, флешка, карта памяти, съемный жесткий диск, винчестер. 

     Преимущества электронных носителей: маленький размер, большой объём памяти, долговременность, малый физический износ, легкость в обработке информации.

     Слайд 10. Переработка и передача информации

     Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Передавать информацию от одного субъекта (транслятора) другому (реципиенту) можно множеством способов. Давайте проследим эволюцию средств, с помощью которых люди обменивались сведениями в разные времена. 

     Передавать и получать информацию человек научился даже раньше, чем хранить её. Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас. 

     Задолго до возникновения средств передачи, которые позволили перекачивать данные на расстояния, не сопоставимые с пределом видимости и слышимости человека, за секунды (а то и доли секунды), представители рода человеческого уже умели подавать друг другу знаки информирования через использование визуально воспринимаемых сигналов (сюда можно отнести костры, флажковую азбуку). 

     Настоящим прорывом в развитии средств обмена информацией стала череда изобретений в XIX в. Сначала появились телеграф, телефон и радио. В век "теле" и "радио" открылись новые возможности, которые были просто недоступны раньше. Они заложили свой камень в фундаментальной стройке, развернувшейся уже на стыке тысячелетий и известной нам как "формирование информационного общества". 

     Развитие почты на протяжении истории – еще один ракурс, под которым можно рассматривать становление и совершенствование инструментов перекачки известий, мыслей, чувств. 

     Неотъемлемыми атрибутами корректной и надежной работы почты во все времена и у всех народов являлись указание адреса получателя и обратного адреса (отправителя), хранение и пересылка самого ценного, что есть в письме – строк, - в конверте, скрывающем содержимое от посторонних глаз. Сегодня все чаще слово "почта" употребляется с определением "электронная" и, соответственно, все реже люди прибегают к отправке рукописного текста в бумажных конвертах, особенно в сравнении с более оперативными и предоставляющими больший выбор средств оформления письма электронными средствами связи.

     Разговор об электронной почте плавно перетекает в разговор об Интернете. Всемирная сеть (не напрасно иначе именуемая паутиной) все смелее и необратимее опутывает собой планету, оставляя нам вместе с тем все меньше шансов говорить о многовековых преградах – расстоянии и времени – как преградах впредь. Это можно рассматривать как компьютерное воплощение глобализации, где если сказал один, то знает уже весь мир (или почти весь: зачастую за исключением того, о ком было сказано).

     Прогресс подстегивает к усовершенствованию и давно существующих средств. Передача информации "по воздуху", т.е. посредством электромагнитных волн, позволяет управлять качеством передаваемого и, соответственно, получаемого сигнала через манипуляции с длиной волны ЭМИ. Возможно, не за горами то время, когда телевидение из двухмерного (два измерения – визуальное и звуковое) превратится в трехмерное (передача информации для восприятия органами обоняния человека). 

     Современная наука открывает все новые возможности передачи информации. Предела совершенствования в этой области пока не обнаружено. В любом случае, какими бы передовыми методами установления связи друг с другом не пользовались люди, необходимо помнить главное: не должны вноситься искажения в исходную информацию, и на выходе она должна отличаться "чистотой". 

     Достоверность, актуальность, полнота и некоторые другие характеристики информации всегда были и будут теми критериями, которые будут определять не только ее качество, но и резонность использовать то, или иное средство информационного обмена. 

     Слайд 11, 12. Итак, мы с вами обсудили вопросы, объясняющие: что такое информация, её свойства, способы хранения, переработки и передачи. На этом занятии вы должны усвоить следующие понятия: информация, информационная потребность, сохранение информации, информационные ресурсы, документ, архив, библиотека, традиционные и нетрадиционные носители информации, передача информации. 

7. Самостоятельная работа

Составление памятки для учащихся по работе с информацией.

8. Рефлексия деятельности.

Рефлексивный компонент можно представить в виде письменного краткого резюме каждого родителя. Например, каждый должен письменно ответить на три вопроса тремя предложениями:

 • Что было хорошо, интересно, полезно, запомнилось?

• Что было скучно, трудно, бессмысленно, неинтересно?

 • Что можно предложить для следующего собрания?

Подведение итогов первого собрания.

Приложение

Памятка для учащихся по работе с информацией

Поиск информации:

1. Прежде чем начать поиск в сети, надо определить, по какой теме необходимо начать искать информацию.

2. Для того чтобы найти требуемую информацию на различных сайтах необходимо:

- подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме,

- составить список используемых поисковых систем и каталогов,

- составить ориентировочный список сайтов информации по определенной вами теме,

- подобрать информацию по данной теме,

- предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал по теме.

3. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их.

4. Не забывай сохранять в «Избранное» ссылки с сайтов, которых ты брал информацию.

Примеры приемов и заданий 

1. При разработке презентаций первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей страницей,  выработайте ее концепцию, структуру, содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения.

2. Для создания странички необходимо длительное время собирать и систематизировать информацию, составлять комментарии и задания. Попробуйте проиллюстрировать найденную вами информацию рисунками, схемами.

3. Для того чтобы представленная в сети информация имела высокий уровень, необходимо научиться трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему.

4. Необходимо уметь аргументировать свои высказывания после прочтения информации.

5. Приемы по обучению работе с информационными сообщениями, включающие обучение умениям находить и исправлять ошибки, составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию, следующие. После ознакомления с полученной информацией проделайте следующие действия:

- внимательно посмотрите, содержит ли она какие либо ошибки?

- внесите предложения по их исправлению.

- составьте рецензию полученного информационного сообщения.

- составьте анонс информационного сообщения.

- составьте план, по которому можно воспроизвести его главную мысль и сюжет.



Edit this page (if you have permission) | 

Google Docs -- Web word processing, presentations and spreadsheets. 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ МИР: ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ХРАНЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ Основы информационной культуры. Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи». «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Слайд 2

Конвенция о правах ребенка, статья 13 1 . Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц; или b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.

Слайд 3

Определение «информации». Свойства информации. Информационная потребность. Роль информации в обществе. Способы хранения информации. Носители информации. Переработка и передача информации. ОБСУДИМ!

Слайд 4

ИНФОРМАЦИЯ – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации; – это сведения об объектах или явлениях окружающей среды, которые мы запрашиваем в случае возникновения необходимости в них; – это объективное свойство объекта представлять себя; – это разнообразие материального мира.

Слайд 5

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ Информация может быть новой – это сведения, которых мы еще не знаем, и устаревшей – т.е. известной, переработанной. Одна и та же информация для разных людей с различными информационными потребностями может быть новой или устаревшей, актуальной или неактуальной. Информация, переданная на электронном носителе, может быть интересна и доступна для человека, владеющего компьютерной грамотностью и бесполезна для того, кто не имеет под рукой компьютера или не умеет им пользоваться.

Слайд 6

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ Потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. В самом общем смысле под информационной потребностью понимается необходимость в информации, требующая удовлетворения и обычно выражаемая в информационном запросе.

Слайд 7

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ Кто владеет информацией, тот владеет миром. Сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях . Каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному. Человек стал понимать не только законы природы, но и понятия и ценности человеческого общества. Чем больше навыков и знаний у человека, тем выше он ценится как специалист, тем больше имеет уважения в обществе.

Слайд 8

ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальный носитель. Носителем информации может быть любой материальный объект или среда. Информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом . Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах. Накоплен огромный объем информационных ресурсов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах.

Слайд 9

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ Печатные – традиционные носители : книги, журналы, газеты (символы – буквы). Электронные – нетрадиционные носители: дискета, CD, DVD, флешка, карта памяти, съемный жесткий диск, винчестер (двоичный код). Преимущества электронных носителей: маленький размер, большой объём памяти, долговременность, малый физический износ, легкость в обработке информации.

Слайд 10

ПЕРЕРАБОТКА И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Процесс пространственного переноса информации от источника к получателю. Эволюция средств информационного обмена: речь система сигналов (наскальные рисунки, дым, колокольный звон, флажки) почта, телеграф, телефон и радио телевидение Интернет (электронная почта) Достоверность, актуальность, полнота – критерии выбора способа передачи информации.

Слайд 11

Информация, в широком смысле, — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. Информационная потребность – необходимость в информации, требующая удовлетворения. Сохранение информации осуществляется с помощью её переноса на материальный носитель. Документ - информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения. ЗАКРЕПИМ ПОНЯТИЯ!

Слайд 12

ЗАКРЕПИМ ПОНЯТИЯ! Информационные ресурсы —документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Архив, библиотека – информационные системы, используемые для хранения информационных ресурсов. Традиционные и нетрадиционные носители информации – печатные и электронные информационные ресурсы. Передача информации - процесс её пространственного переноса от источника к получателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации...

Методическая разработка родительского собрания на тему: "Источники информации как средство воспитания детей".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку родительского собрания на тему «Источники информации, как средство воспитания детей». Цель собрания: показать родителям, что не всегда качество и смыс...

Сценарий родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника».

Сценарий родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». 1 класс...

Сценарий родительского собрания. «Работа с информацией. Интеллект-карты».

Цель: создать условия для понимания значимости умения работать с информацией; формирование умения работать с интеллект-картами.Задачи: обсудить с родителями вопрос актуальности умения работа...