Родительское собрание "Творчество и дети"
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Максимович Раиса Петровна

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_tvorchestvo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция: 

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Дети и творчество — понятия практически неразделимые: творить у них получается гораздо лучше, чем у нас, взрослых.

 Жизнь и наши родительские наблюдения показывают, что дети инстинктивно тянутся к прекрасному, их сознание еще не затуманено стереотипами и штампами. Развитие, стимулирование творчества у детей — одна из наших родительских обязанностей, а вот на что именно «нажимать», что развивать, зависит уже от самого ребенка.

 Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром. И понять, что ему нужно, ребенок поможет себе сам. Просто приглядитесь к тому, в чем он любит больше всего проявлять себя. Если вам знакома ситуация — весь дом завален рисунками, «рисунки везде», на стенах, на полках, в коробках с игрушками, даже в шкафах с одеждой. А самое большое восхищение у ребенка вызывает новый комплект карандашей.

 Конечно, все догадались, что такому ребенку стоит развивать изобразительное творчество. А если ваш ребенок извел вас и бабушку своим пением по утрам, днем и вечером, да еще все это в свободном стиле — что видит, то и поет, смело начинайте развивать музыкальный талант.

 

Энергия творчества

 

Наверное, кто-то из родителей захочет спросить: а зачем вообще это развитие творчества в ребенке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу, надо совсем другое — просто хорошо усвоить школьные предметы.

 Но те, кто думают, что обучение творчеству — напрасная трата времени, заблуждаются. Исследования психологов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники.

 Творчество — процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом ребенке. Эта энергия приносит состояние гармонии.

 Творчество ребенка — важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания, благодаря чему он переделывает мир под себя и помогает сам себе все понять и постичь.

 

Главное — не упустить время

 Ну, а когда начинать? Вы правы: с первых месяцев ребенка невозможно научить рисовать. Что же тогда делать, неужели нужно ждать, когда наш малыш подрастет?

 А задумываетесь ли вы над подобным вопросом, когда учите ребенка разговаривать?

 Анализируете ли вы все за и против, когда именно с ним надо заговорить? Конечно, нет, вы просто говорите с момента появления на свет, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего.

 

 Так же и с творчеством — ждать, конечно, не надо: чем раньше начнем, тем лучше будет результат, главное — не упустить время.

 

Физиологически мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание является временем самых широчайших возможностей к развитию. Правда, у малыша начинают развиваться только те способности, для совершенствования которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Тем более в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А значит задача родителей — поощрять любознательность, вовлекать их в различные виды деятельности, способствующие расширению опыта.

 

Накопление опыта и знаний — необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

 

Звуки музыки

 

К детскому творчеству психологи относят: хореографию, изобразительное, музыкальное творчество, игру, сочинение сказок и стихов, фантазию.

 

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство, которое по сути должно стоять первым в списке. 

Рекомендуется использовать классическую музыку с первых дней, позже — добавляя детские песенки и аудиосказки. Однако многие родители игнорируют использование подобного метода развития.

 

А вы замечали, что раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку? Наверное, вы не раз радовались от души, глядя, как ваш малыш ритмично качает головой или весело крутит попкой под музыку — вы с восхищением рассказывали об этом своим друзьям. Психологи считают, что в первые два года жизни стоит обратить повышенное внимание на развитие психомоторики.

 

Правда, в последние годы делается сильный акцент в сторону более раннего развития мышления, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это — основа для развития всех видов детского творчества.

 

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит, активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи.

 

Каляки-маляки

 

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития творческих способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация.

Оно помогает ребенку испытывать разнообразные чувства: радоваться красивому изображению, которое он создал сам, огорчаться, если что-то не получается. Но главное — создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем.

 

В процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их использовать.

 

По утверждению физиологов, период осознанного увлечения изобразительным искусством и его понимания наступает у ребенка не раньше трех-четырех лет. Но это, конечно, не значит, что малышу не стоит рисовать, постигая цвета и формы. Более того, малыш, которого лишили возможности выводить каляки-маляки в раннем возрасте, способен отставать в развитии от прочих детей.

 

 

Психологи советуют в качестве первого рисовального инструмента использовать обыкновенный карандаш, можно даже не цветной, поскольку сначала ребенок понимает, что такое форма, а уж потом осознает цвета. Хотя на самом деле краски использовать куда приятнее.

 

 

Условия для успешного развития творческих способностей

 

Важным условием является создание обстановки, опережающей развитие детей. Постарайтесь заранее окружить их средой, предметами, отношением, которые стимулировали бы творчество.

 

Следующее важное условие — максимальное напряжение сил.

 

Это не означает, что ребенка надо мучить. Просто при достижении одного уровня ставьте задачу немного сложнее, т.е., стимулируйте достижение новых целей.

 

Есть замечательный пример с мячом: если ваш ребенок уже ползает и при игре мяч откатился под стол, родители не должны спешить достать ему эту игрушку, если ребенок может сделать это сам.

 

Чтобы стимулировать развитие творческих способностей, старайтесь предоставлять ребенку больше свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.

 

Не забывайте хвалить за полученный результат, и, конечно, проявлять сочувствие к неудачам — если они будут, предлагайте пробовать вновь, исключите любые виды замечаний и осуждений.

 

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Не забывайте, что большое значение для развития творчества детей имеет игра. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д.

 

Мелкая моторика лепит талант

 

Отдельное внимание обратите на развитие мелкой моторики! Учеными выявлена связь между активным движением пальцев ребенка и формированием его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно.

 

После тщательных исследований специалисты пришли к выводу, что складывание так называемых речевых областей совершается под влиянием исходящих от рук, точнее — от пальцев, импульсов.

 

Развитие мелкой моторики — залог нормального развития интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка.

 

Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но удобнее всего — из пластилина. Он мягок, пластичен, имеет много оттенков. Пластилин всегда есть под рукой, и он недорог.

Творческое воображение у детей и подростков

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Создание детского воображения резко, ярко расходится с опытом взрослого человека, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Затем известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку. Все это взятое вместе и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека. Мы знаем, далее, что интересы его проще, элементарнее, беднее; наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте — у подростков с порой полового созревания — соединяются мощный подъем воображения и первые зачатки созревания фантазии.

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е. чего-то такого, что является настоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится. Пожалуй, так же сильно, как у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень воображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то надо заметить, что они развиваются только с годами, очень медленно и очень постепенно.  В подростковом возрасте деятельность воображения «продолжается, но предварительно преобразовавшись: оно приспособляется к рациональным условиям, это уже не чистое воображение, а смешанное». Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант. «Творческое воображение приходит в упадок — это самый общий случай. Лишь особенно богато одаренные воображением составляют исключение, большинство мало-помалу входит в прозу практической жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью». И действительно, там, где сохраняется хоть незначительная доля творческой жизни, там имеет место и воображение. Что в зрелом возрасте часто кривая творческой жизни идет вниз — это всем известное положение.

Мы знаем, что переходный возраст характеризуется в целом ряде отношений антитетичностью, противоречивостью, полярностью характеризующих его моментов. Именно это обусловливает то, что самый возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. Вот и воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия. Что деятельность воображения в том виде, как она проявлялась в детском возрасте, у подростков свертывается, очень легко заметить на том факте, что у ребенка этого возраста, как массовое явление или, как правило, исчезает пристрастие к рисованию. Рисовать продолжают только одиночки, большей частью особо одаренные в этом отношении или побуждаемые к нему внешними условиями вроде специальных занятий рисованием и т.д. Ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают удовлетворять, они кажутся ему слишком объективными, он приходит к убеждению, что он не умеет рисовать, и оставляет рисование. Такое же свертывание детской фантазии мы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннего детства, к фантастическим сказкам и рассказам. Двойственность новой формы воображения, которая зарождается сейчас, можно легко увидеть из того факта, что наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения в этом возрасте является литературное творчество. Оно стимулируется сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме — в стихах, в рассказе, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей. Развитие этого противоречивого воображения идет по линии дальнейшего отмирания его субъективных моментов и по линии нарастания и закрепления моментов объективных. Обычно очень скоро опять, как правило, у массового подростка свертывается и интерес к литературному творчеству, подросток начинает критически относиться к нему, как раньше относился критически к своему рисунку; его начинает неудовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство. Итак, подъем воображения и глубокое его преображение — вот что характеризует критическую фазу. В эту же пору со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственны именно этому возрасту.

В детском возрасте встречаемся мы с так называемыми «вундеркиндами», или чудо-детьми, которые в раннем возрасте обнаруживают быстрое созревание какого-нибудь специального дарования.

Чаще всего приходится видеть вундеркиндов в области музыки, есть вундеркинды-художники, которые встречаются реже. Такой вундеркинд иногда в 6—7 лет дирижирует симфоническим оркестром, исполняя очень сложные музыкальные произведения, виртуозно играет на музыкальном инструменте и т.д. Уже давно отмечалось, что в таком преждевременном и чрезмерном развитии дарования есть нечто близкое к патологическому, т.е. ненормальному.

Но гораздо важнее то, почти не знающее исключений, правило, согласно которому эти преждевременно созревшие вундеркинды, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных нормальных детях. Это, конечно, не значит, что одаренность или талантливость не проявляется в раннем возрасте. Из биографий великих людей мы узнаем, что часто задатки этой гениальности проявлялись у некоторых в раннем возрасте.

«Как примеры скороспелости можно привести трехлетнего Моцарта, пятилетнего Мендельсона, четырехлетнего Гайдна; Гендель выступил композитором в 12 лет, Вебер — в 12 лет, Шуберт — в 11 лет. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются заметно позже — средним числом около четырнадцати лет; у Джотто они обнаруживались в десять лет, Ван Дейка — в десять, Рафаэля — в восемь, Грёза — в восемь, Микеланджело — в тринадцать, Дюрера — в пятнадцать. В поэзии не встречается произведения, имеющего некоторое неличное значение раньше шестнадцати лет».

Но от этих следов будущей гениальности еще очень далеко до подлинного великого творчества, они лишь, как зарницы, задолго предвещающие грозу, являются указаниями на будущий расцвет этой деятельности.

Одна из главнейших причин равнодушия детей к учебе – это отсутствие или убогость творческого начала в их духовной жизни. Хотя зачатки творческой силы существуют почти у всех детей, надо лишь создать для её проявления подходящие условия.

Детский рисунок, лепка, поэзия, вырезание из бумаги – это творчество, духовная жизнь ребенка. Хотите увидеть, что спрятано в кладовой души вашего ребенка, - дайте ему возможность проявить творчество. Его работа покажет, как ребенок воспринимает окружающий мир, художественные произведения. Это будет чудесный детский язык.

Рисунки, фигурки, вылепленные из глины, пластилина, соленого теста, вырезки из бумаги, резьбу по дереву можно определить как художественное произведение. Дети могут выполнять это не только в классе и кружках, но и дома. Поэтому в семье родители должны создать для этого все условия.

На свете много есть чудес,
И малых, и больших…
Но больше всех земных чудес-
Растить детей своих.
Семье родной дарить тепло
И сердца доброту,
В глазах детей читать восторг
И видеть их мечту.
Дети – это наша радость,
Наше будущее – в них,
Нашу силу, наше счастье
Всё черпаем в детях мы.
Да, конечно, с ними трудно:
Шаловливы иногда,
Но без них нам будет грустно,
Будет наша жизнь мрачна.
Так пускай под мирным небом
Наши дети вырастут,
Всё, что в детстве мы им дали,
В добрые дела возьмут.

Литература:

Ресурсы Интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Агрессивность детей"

Цели: исследовать причины агрессивности детей; помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка;  вызвать у родителей желаниепо-новому строить взаимоотношения в св...

родительское собрание "Трудные дети...Как им помочь?"

    Если  вдруг  ваш  ребенок  стал  плохо  учиться и  пропускать  занятия, значит,  он  потерял  веру...

Родительское собрание:"Агрессивниые дети"

Обсудить с родителями причины детской агрессии и пути её преодоления....

Родительское собрание "Учим детей думать"

Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;2....

Родительское собрание "Ужасные дети или ужасное время?"

Темародительскогособрания«Ужасныедети  или  ужасноевремя?»          Форма проведения: деловая игра с элементами тренинга....

Итоговое родительское собрание для детей и родителей (3 класс)

Родительское собрание проводилось как итоговое. Мероприятие проводили двое ведущих (мальчик и девочка), а так же сказочные парсонажи - Баба Яга, кот Базилио и лиса Алиса....

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей».

Родительское собрание «Наши дети: какие они? Визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты среди нас и наших детей" поможет расширить объем знаний родителей о том, на какие категории делятся  люди по ...