Родительское собрание по теме «Поощрение и наказание в семье».
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Цели: формирование у родителей культуры поощрения и наказания. Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_2.docx97.14 КБ

Предварительный просмотр:

логотип СОШ 9

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

(МОУ «СОШ № 9»)

140208, РФ,  Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23,тел. (факс) (496)44-274-05, тел. (496) 44-272-07

E-mail: vosk-school9@mail.ru  ОКПО 50188397, ОГРН 1025000925344, ИНН/КПП 500501001

______________________________________________________________________________________

Родительское собрание по теме «Поощрение и наказание в семье»

12.10.17г.

 C:\Users\Елена\Desktop\2110-knut-i-pryanik-metod-nagrad-i-nakazanij-92.jpg

                                                       

2017 – 2018 уч. год

г. Воскресенск

Родительское собрание на тему «Поощрение и наказание в семье»

Цели: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

               определить значение этих методов воспитания;

               обобщить и дополнить знания родителей о видах поощрений и наказаний.

Форма проведения: лекторий для родителей, практикум, обмен мнениями.

                                                         

Участники:

1). Классный руководитель;

2). Родители учащихся 2 класса.

Подготовка:

1). Презентация;

2). Памятки для родителей;

3). Видео « Разговор с богом».

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) На доске записана тема собрания и цитаты:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я.Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин).

Ход собрания:

  1. Вступительное слово.

- Начать свое выступление я бы хотела с прочтения стихотворения:

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.

- Какие мысли у вас появились? (Обсуждение стихотворения)

- Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка?

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным. В такой семье часто вырастают        избалованные        дети
Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же        «Диктатора». 
Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей. 
           Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим         эгоистично. 
           Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают        его        родители. 
            Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного. 

2. Упражнение « Моё солнышко»

- Вот мы и подошли к следующему упражнению. Сейчас я раздам вам солнышки,  и вы увидите, что они особенные, в центре фотография вашего самого любимого солнышка.   На лучиках напишите, пожалуйста, качества, черты характера, какие-то особенности вашего ребёнка.

- А теперь для вас сюрприз переверните солнце и увидите качества, которые про себя написали ваши дети. И теперь зачитайте эти качества.

  1.  Работа с родителями «Поощрение и наказание в семье».

          Проблема наказания – неисчерпаемая тема дискуссий. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок вырастет не избалованным», «Я всегда слушалась свою маму, и мой ребёнок обязан меня слушаться». Бывает, правда, и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает

опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь и обиды, понимает, что никогда не поступит так же.

          Итак, начнём с сути понятий. Можно выделить следующие виды наказаний:

  1. Словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения);
  2. Физическое наказание (шлепки, порка, подзатыльники);
  3. Наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, отказ от контакта);
  4. Наказание трудом (уроками, чтением);
  5. Наказание лишением (прогулок, сладостей, компьютера).

Физическое наказание для одних родителей абсолютно неприемлимо, для других – в порядке вещей. В большинстве случаев за благовидной целью воспитания обнаруживается неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом. Физические наказания приводят к тому, что дети становятся неуравновешенными, ранимыми, замкнутыми  или вспыльчивыми; повышается уровень тревожности ребёнка; агрессия родителей приводит к агрессии детей.

Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими вреда ребёнку. И трудно представить родителя, который ни разу в жизни ни крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело с аффективной (эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются на ребёнка, когда у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. Просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы типа «Всё из-за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность.

Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты-высказывание» («Ты опять получил двойку! Когда это закончится!») заменить «Я-высказыванием» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим- выучи и расскажи мне эту тему.»)

Наказание изоляцией рекомендуется применять спокойно, объясняя причину наказания, обговорив условия его прекращения. Не нужно забывать об индивидуальных особенностях детей. Иногда такое наказание превращается в жестокую пытку и приводит к сильнейшему стрессу.

Наказание трудом – очень противоречивый метод. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». «За то, что опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

              Часто мы наказываем детей за такие промахи и поступки, которые можно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте. Порвал новые брюки – зашей и ходи с заплаткой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай.

             Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда ребёнку? Известный учёный Ю.Гиппенрейтер советует родителям следующее: когда наказания не избежать, придерживайтесь одного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь идёт о наказании лишением. Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно: прогулка, компьютерные игры, катание на велосипеде, выход в гости и т.д. Если ваш ребёнок совершает плохой поступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.

             Итак, подытожим:

  • Выбирая наказание, всегда спрашивайте себя, какую цель вы преследуете, удастся ли добиться поставленной цели? Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что их станет меньше? Может, причина неуспеваемости не связана с прилежанием. Ребёнок просто не усваивает материал.
  • При выборе метода наказания контролируйте свои эмоции.
  • Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте наказания, только если ребёнок совершил действительно серьёзный проступок.
  • Не наказывайте трудом, чтением и т.п.-тем, что он должен делать добровольно и получать от этого радость.

Обмен мнениями:

  • При каких условиях надобность наказания отпадает?
  • Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказание несправедливо?
  • Нужно ли наказывать за плохую отметку?
  • Нужно ли наказывать дважды за один и тот же проступок?
  • За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять? Хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок.
  • Надо ли наказывать трудом?
  • В чём вред физических наказаний?

          Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного результата поведения ребёнка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее, а не ругают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. 

          Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Хвалить нужно искренне, без заигрывания. Дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать способности и уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить нужно по-разному. Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не очень часто. У детей, которые привыкли к постоянным похвалам, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности.

(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки. Приложение)

       - Так, как же быть с наказанием и поощрением? Как это происходит в вашей семье.

Ребята ответили на ряд вопросов.

Анкета для учащихся

  • Если я получаю хорошую отметку, то…………………
  • Если я получаю плохую отметку, то…………………..
  • Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители……….
  • Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они……….
  • Родители хотят, чтобы я был ……………
  1. Подведение итогов.
  • Как итог нашего разговора, предлагаю посмотреть филосовский фильм « Разговор с

богом» и самим сделать соответствующие выводы.

Решение:

- Стараться умело пользоваться, в воспитании детей  наказанием и поощрением;

- Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой;

- Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Поощрения и наказания в семье"

Данное родительское собрание проходило в 3 классе. На нем шло обсуждение вопросов поощрения и наказания в семьях детей. Перед собранием беседа проходила с детьми. Предлагались анкеты и памятки родител...

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"

Цели и задачи:   1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.3. Показать преимущес...

Тематическое родительское собрание на тему : "Поощрение и наказание в семье".

Вопрос поощрения и наказания в семье, является особо острой. Цель доклада - донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми , недопустимо, что похвала и одобрение имеет более сильное пе...

Родительское собрание на тему: « Поощрение и наказание в семье»

     Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих  детей   и  желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и нап...

Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание в семье"

Конспект родительского собрания на тему: "Поощрение и наказание в семье"памятки, анкеты...

Родительское собрание на тему "Поощрение и наказание в семье"

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их....