Доклад на тему: "Семейное воспитание в формировании толерантности школьников».
классный час на тему

Шапкина Анна Викторовна

Доклад на тему: "Семейное воспитание  в формировании  толерантности школьников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

                «Семейное воспитание

в формировании

толерантности школьников»

        

                                               Подготовила:

                                                                       учитель начальных классов

Iквалификационная категория

                                                                      Шапкина Анна Викторовна

2017-2018 учебный год

Что же такое толерантность?

 Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. Слово толерантность означает:

В английском - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

 Во французском- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

 В китайском- позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;

 В арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим;

 В персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению;

В испанском – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

В русском – способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.

 В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований.

Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

16 ноября отмечается всемирный день толерантности.        

Символом толерантности является радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка, а это, в первую очередь детский сад, школа, и, конечно же, семья.

Становление личности и личностных качеств ребенка – сложный, многогранный процесс, ведущая роль в котором отводится воспитанию в семье.

Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого.  Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях.

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Есть одна восточная семейная притча:        

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья – мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу:

«Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».

Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:

«Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

-Зачем?

- А когда вы с мамой состаритесь, она понадобится мне, чтобы отнести вас в лес.        

Эта мудрая сказка показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих.

Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Дети осваивают социальные связи и роли в мире; становясь старше, они все больше ориентируются на ровесников и социальные институты. Родители, давая ребёнку относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. Формирование толерантной личности происходит в семьях, где отсутствуют авторитарный стиль и гиперопека. Либерально- поддерживающий и доверительные стили отношений родителей в семье формируют группу свойств, психологически связанных друг с другом: альтруизм, благожелательность, мягкость, эмоциональная зрелость, отсутствие эгоизма, предрассудков и аморальных установок, в рамках которых развивается чувство уважения к другому и толерантность. Из этого можно сделать вывод, что доверительные отношения в семье влияют на выработку личностной позиции младшего школьника, воспитывают толерантное отношение к окружающим людям, в том числе к сверстникам.

Советы родителям по воспитанию толерантности

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека.  Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого на Земле), сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [6]. И, прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим и совестливым».

Закончить свой доклад мне хотелось бы словами Конфуция:

«Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.»

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»

Доклад на тему: « Экологическое воспитание младших школьников»...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»

    Доклад на тему: «Экологическое воспитание младших школьников вГПД»   ...

Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».

Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей....

Доклад на тему: «Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников»

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность. Это одни на всех радости и печали....

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников, как часть духовно- нравственного развития»

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнени...