Развиваем память младших школьников
материал на тему

Самойленко Любовь Александровна

Развитие памяти младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_pamyat_mladshih_shkolnikov.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем память младших школьников.

Память 7-10 летних учеников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Если до школы ребенок запоминает без всякого труда то, что ему интересно, то, будучи школьником, он должен запоминать все, что дает учитель, независимо от того, интересно ему это или нет. И еще. Помните в фильме "Доживем до понедельника" мама одного из учеников восклицает: "Все учителя говорят: память надо развивать. А вы спросили, почему у моего мальчика память плохая?". Да, нам, взрослым, необходимо иметь представление о том, что было с ребенком еще до его рождения, как он появился на свет, как развивался в самые важные возрастные периоды.

Какие же трудности испытывают младшие школьники, приступая к тренировке памяти? Ребенок, заучивая какой-либо материал, обычно старается воспроизвести его слово в слово.

 - Расскажи то, о чем прочитал, своими словами! - требуют при проверке уроков отец и мать. Но для того чтобы это сделать, необходимо иметь сравнительно большой запас слов, понимать смысл новых слов, которые встречаются в тексте, и вообще уметь глубоко осмысливать всё прочитанное.

Осмысливать! Это значить уметь отделять главное, основное от второстепенного, уметь расчленять и обобщать материал, вдумываться в него.

Делать это без совета и руководства старших нелегко. Поэтому многие дети стараются "зазубрить" материал, т. е. подменяют понимание запоминанием.

И еще. Можно заинтересовать своего сына или дочь таким экспериментом. Пусть в какой-то день они выучат один параграф по природоведению так, как всегда. Второй же параграф помогите запомнить по-другому. Допустим, сначала они ответят вслух на вопросы, данные к параграфу (что самостоятельно они делают очень редко). Потом предложите им составить план, используя эти вопросы, выделяя самое важное: припомнить, не читали ли они что-нибудь об этом в других книгах, не смотрели ли фильмы. Может быть, кто-то из взрослых сможет дополнительно что-то рассказать. А через недельку без всякого предупреждения попросите пересказать снова тот и другой параграфы. Второй параграф будет обязательно рассказан лучше: более связно, полнее, подробно.

Таким образом, основные усилия ученик должен затрачивать не на заучивание, а на мыслительную работу с материалом. Записывая планы, схемы, ребенок постепенно учится анализировать тексты устно и составлять в уме план. А составление плана становится приемом запоминания материала по любому предмету.

Очень часто приходится наблюдать неумение учащихся пользоваться своей памятью, когда они не могут вспомнить то или иное правило при выполнении упражнения. Представим себе такую картину: в библиотеке огромное количество книг не свалены в беспорядке, а распределены по полкам, соответствующим различным разделам. То же самое происходит и с памятью. Нельзя засорять, забивать память бессистемным чтение, запоминанием подряд любого материала. Поэтому важно вырабатывать у младших школьников не просто стремление запоминать как можно больше, а умение запоминать материал в определенной системе, что и достигается работой по осмыслению текста.

Наблюдения показывают, что для запоминания и сохранения материала большое значение имеет режим занятий. Материал сохраняется в памяти лучше, если после запоминания ученик отдыхает или занимается совершенной иным делом: поливает цветы или чистит обувь.

Есть еще одна беда у ребят этого возраста: что-то запоминая, они не умеют себя проверить, разобраться в том, что они уже знают, а чего еще не заучили. Важно помочь детям понять, что качество занятий и длительность сохранения их в памяти зависят не столько от того, сколько читают, сколько от того, как читают, как запоминают.

Итак, чтобы управлять своей памятью, чтобы с делать ее безотказным оружием, помогающим в учебе, необходимо ее настойчиво развивать и формировать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развиваем внимание младшего школьника"

Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.  Такое «приучение»  к  волевому сосредоточению  должно совершаться постепенно, при обдуманной доз...

Рекомендации для родителей.Как развивать речь младшего школьника и прививать любовь к чтению.

Большинство младших школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентировать...

Как развивать речь младших школьников.

Работа по развитию речи в начальной школе...

Как развивать речь младшего школьника

Как развивать речь младшего школьника?Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов и...

Методическая разработка родительского собрания "Развиваем мышление младших школьников"

Методическая разработка родительского собрания для 3 класса...

Развиваем внимание младших школьников

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взро...

Буклет "Развиваем память младшего школьника"

Буклет-памятка для родителей "Развиваем память младшего школьника"...