ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
статья (1, 2 класс)

Самовалова Елена Юрьевна

Учитель нач. классов- Самовалова Е. Ю.

Развитие и коррекция осознанного выразительного   навыка чтения у учащихся начальной школы.

"Привить ребенку вкус к чтению –

лучший подарок, который

мы можем ему сделать".

Сесиль Лупан

    Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком?

  В Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования включены в мета предметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  За годы работы в школе я не раз сталкивалась с неумением  детей читать книги. В частности, наблюдения за учащимися в моем классе показали, что некоторые учащиеся неспособны воспринимать должный объем информации, у них наблюдается неустойчивость внимания, они не располагают достаточным запасом слов, не все умеют читать про себя, нередко допускают  при чтении серьезные ошибки, у многих слабо развит артикуляционный аппарат. Вот это и определило проблему моего поиска в области совершенствования техники чтения младших школьников.

  Поиск нужного решения этой проблемы ведется разными методистами во всевозможных направлениях. Но все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам.

  Актуальность проблемы развития смыслового чтения у учащихся определяется тем, что этот навык является неотъемлемым компонентом всего процесса обучения в школе и деятельности человека в жизни.

  Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, обучающегося читать.

  Общество предъявляет к современной методической науке и практике обучения высокие требования. И это оправданно. Ведь умение читать это важнейшее коммуникативное умение. На базе коммуникативного умения строятся и совершенствуются другие умения. Например, понимать чужую речь, интерпретировать её, передавать кратко и делать выводы, передавать свои и чужие мысли. Важной информационной технологией считается чтение потому, что невозможно успешно жить и работать в современном быстро меняющемся мире без овладения этой технологии.

  Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Слабо читающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Младший школьный возраст – тот благоприятный возраст, когда можно добиться оптимальной скорости, дети этого возраста имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

  Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «Про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

  Основной задачей работы по развитию навыка смыслового чтения является вооружение учащихся умением содержательно строить любой диалог по поводу прочитанного произведения, открывать способы работы с текстами разных жанров и способы чтения-осмысления, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что “дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.

   Развитие - вот та основная цель, которую ставили и ставят в главу угла передовые педагоги разных времен. Развитие в широком понимании значения этого слова. Взгляды на содержание и формы обучения меняются, корректируются в зависимости от состояния общества, от его требований к типу формируемой личности. Сегодня,  когда образование повернулось к ребенку, становится все более личностно – ориентированным, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей - дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.

" Чтение,  как писал В.Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Как сделать, чтобы современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение? Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что "можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать".  Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам ”.

  Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.

   Современные дети «отворачиваются» от книги действительно из-за ряда причин. Книга, во-первых,  перестала быть главным источником информации  для детей. Интернет, телевидение, компьютерные игры - более легкий способ удовлетворить природное детское любопытство. Легкие способы медленно, но верно отодвигают на второй план привычку читать.  Во-вторых, увеличилось количество предметов, так как школьная образовательная программа усложнилась, и, как правило, у хорошего ученика физически нет свободного времени, чтобы почитать любимую книгу. Дети часто читают только то, что было задано  в школе. Читателей, в-третьих, отвлекает от литературы классической множество легкой, массовой, картиночной литературы. Серьезная литература, по словам детей, требует больших временных и духовных затрат. Ребенок оказывается погруженным в сложнейшую ситуацию непонимания, когда в руки попадает «сложная» книга: как читать такую книгу.  Большинство родителей мало читают или вообще не читают, поэтому,  в-четвертых, практически исчезла культура семейного чтения. И наконец, сегодня хороший учитель, который мог бы ввести детей в мир книг, интересных произведений, авторских имен, большая редкость.

Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно?

  Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Извечные вопросы каждого учителя и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения. Стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей  учебы умения и навыки. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа  слабочитающих  детей. У  них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Какие упражнения используются в работе по совершенствованию навыков чтения?

. Развитие чёткости произношения.

Эту работу мы начинали с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы.

. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

С этой целью давались слова и словосочетания для чтения на определённое время. Вода - водный, чистота - частота, дедушка - девушка, сельское хозяйство - хозяйственный, сельскохозяйственный.

. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Пришла зима

Вьюга, метель, позёмка, буря

«Пирамидка»

Буря

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая

. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

«Угадай»

Бедовая курица.

На дв.р. мать корм.л. кур:

Цып-цып-цыпа-а-а!

Со всех сторон - и с усадьб., и с улиц., и с дв.р. - бежал. и летел. кур. Они хлоп.л. крыль. ми и кудахт.л..

. Упражнения для развития сознательности чтения.

а). Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свёкла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, берёза, ель, осина.

в). Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

г). Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

Молоко, нерест, тарелка.

д). Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Упор, бузина, тина.

Поворот, пороша, канава.

е.) Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

. Составь предложение к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

ё). Упражнения для развития выразительности чтения.

. Чтение слова с разными оттенками интонации.

. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

. Упражнения для дыхания.

. Упражнения для развития голоса.

. Упражнения для дикции.

. Чтение небольших текстов.

. Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста.

. Использование «памятки».

а) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай чётко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

  Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

  Методика  профессора И.П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

  Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один прием. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много разнообразных программ для детей младшего школьного возраста. Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными из системы И.Т.Федоренко оказались упражнения:

1Многократное чтение.

2.Чтение в темпе скороговорок.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

В  се три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмыслено детьми учитель предлагает начать чтение всем одновременно, продолжать в течении 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем третье упражнение: читайте текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

   Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 3 класса, к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, во 2 полугодии 3 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. Перед детьми поставлена цель: постепенно достичь чтения 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения.

  Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение.

2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.

3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.

4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор

5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.

6.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.

7.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

8.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.

9.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться  своими впечатлениями.

     И конечно,  невозможно воспитать любовь к книге без навыка культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Формирование навыков выразительного,

осознанного и беглого  чтения в начальной школе

  Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы  функциональной грамотности  закладываются в  начальных классах, где идёт интенсивное  обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:

- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры,  средства  сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской  компетентности, общего речевого развития;

-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и  получения дополнительной информации.[1

     Поэтому, научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному  чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания.  Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.[2]

  Значимость процесса чтения, с научной точки зрения велика. Один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка-это успешное овладение навыком чтения. Трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).      Результаты исследований показывают, что проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение  средством обогащения личного и социального опыта ребенка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

  В условиях модернизации начальной школы и современной системы обучения чтению и литературного образования детей младшего школьного возраста предполагается «обязательность и необходимость собственной читательской и учебной деятельности ученика, при которой ученик наравне с учителем - становится субъектом и учебного процесса, и процесса чтения»

 

Меняется всё в нашем обществе, изменилась структура свободного времени детей: сегодня всё более заметное место в нём занимают аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Изменение целей современного образования потребовало новых технологий обучения младших школьников. Особую остроту в связи с общим кризисом образования получил социальный запрос на обучение чтению. Чтение – базовый элемент включения человека в современную цивилизацию. Таким образом, уроку чтения отводится главенствующая роль в учебном процессе, он должен быть ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения; как речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие.[2]

  Формирование читательских интересов - это важная научно-педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.

   Чтение довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности, у одного в соответствии с его индивидуальным характером и жизненным опытом при чтении одной книги особенно разгорается чувство, у другого - ум, рассудочность подавляет и оттесняют эмоционально-волевую сторону личности.

Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. Поэтому следует учитывать в учебной деятельности по формированию интереса к процессу чтения и особенности читателей младшего школьного возраста:[3]

- обучающиеся начальной школы, реагируют в первую очередь на текст- эмоционально. И те детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы. Современная школа ставит перед собой задачу эмоционального развития детей, но решить её непросто. Ведь для этого нужно иметь определённую методологию, знать конкретную методику урока, критерии оценки читательского развития ребёнка за период обучения.

 

-другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. Не случайно этот период в развитии читателя называют возрастом «наивного реализма». Это выражается в отношении к персонажу как к живому, реальному; в проявлении доверчивости к его изображению.

- следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Дети  реагируют подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

- младшим школьникам  свойственен  «эффект присутствия», означающий способность ребёнка жить в образе.

-  последняя особенность читателя младшего возраста – это отсутствие реакции на художественную форму.

В процессе чтения дети в первую очередь видят героев, сюжет, отдельные события, но, ни знаки препинания, строфы, эпитеты. Деление на абзацы ребёнок  не замечает, а значит, пропускает мимо без осмысления, которых не может быть понимания.[6]

  Таким образом, эти особенности восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к процессу чтения. На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.

  Так происходит влияние книги на читающего ребёнка.  Очень трудно порой выделить главный результат урока: что важнее, — понимание авторской позиции или личные переживания ребёнка по прочитанному. Скорей всего, эти две стороны восприятия книги равноценны. Только одна сторона (литературное восприятие) подчиняется законам литературы, а другая сторона (личное восприятие) — законам индивидуального развития ребёнка.

  Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, которые дети допускают при чтении:

 

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- искажение звукобуквенного состава:

- вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.[3]

  Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке". В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

  Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь ребёнка. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.[3]Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.[3]

  Осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

  Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.

  Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно - действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.[3]

 

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

  Все перечисленные качества, взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

  В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.[3]

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций:

- увидеть гласную букву,

-соотнести ее со слогом-слиянием,

-подумать, куда надо причитать буквы вне слияния,

- озвучить каждый увиденный графический слог,  произнести плавно,  чтобы узнать слово и понять его.

  Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.[3]

     Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы;

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

4) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

 

Все три  этапа  формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не  хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.[4]

 Формирование у детей навыка чтения, служит фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

  Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. Усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике,  на последующих - пониманию текста.

  Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем говорится  в тексте и как об этом сказано. При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

  Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.

  Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

 

В книге В.Н.Зайцева даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые может использовать  каждый учитель на уроках литературного чтения.[5]

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы  хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определённые промежутки времени проводить с  ними небольшие по объёму упражнения.

2. Ежеурочные пятиминутки чтения.

В  начале  каждого урока дети открывают книгу и 5-6 минут читают в режиме жужжащего чтения.

3. Жужжащее чтение

Это когда все ученики читают одновременно  вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

4.Чтение перед сном

Этот вид даёт хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5.Режим щадящего чтения ( если ребёнок не любит читать)

Ребёнок прочитывает несколько строчек и после этого получает кратковременный отдых.

6.Многократность чтения

В течении одной  минуты дети читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает положительные  эмоции у учеников , им хочется читать ещё раз.

7. Приём стимулирования учащихся.

В конце урока производится самозамер  чтения в течении одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в тетрадь.

8. Чтение – спринт.

На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы, идёт знакомство с работой по толковому словарю, идёт объяснение трудных слов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. [7]

Важна помощь родителей при обучении детей. В беседах, на родительских собраниях на открытых уроках для родителей убеждаю их в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребёнка  необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Родители должны проявлять интерес к содержанию  текста читаемого ребёнком, должны быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку.

  В ходе исследования по формированию навыков  выразительного, осознанного и беглого чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Быстрое чтение  активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость. Это можно увидеть по результатам проверки чтения, и во внеклассных мероприятиях, в которых принимают участие  дети и родители.

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение 2010

2.Сборник программ. Образовательная система « Школа 2100» М. БАЛАСС 2010. Программа «Чтение и начальное литературное образование»

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003 Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

4.  Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - №6 – с. 24-46.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

7. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг др...

Выразительное чтение как прием повышения качества чтения и речи учащихся

Воздействуя посредствам "слова" педагог формирует поведение, волю, характер ребенка, расширяет его кругозор. Особое значение речь учителя преобретает в процессе обучения родному языку... Поэтому первы...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе на тему "Выразительное чтение вслух подготовленного текста. Приближение весны"

В презентацию включены репродукции картин о весне, несколько тренировочный упражнений на развитие техники чтения, словесное рисование на тему "Наступление весны"....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.

Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения;  учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....