Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», 3 класс.
    план-конспект занятия (3 класс)

    Сухова Анна Юрьевна

    Тема собрания: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»

    Цель классного часа: формирование у родителей значения взаимосвязи семейных традиций и воспитание трудолюбия у ребёнка

    Задачи классного часа:

    1. Познакомить родителей с результатами анкетирования
    2. Рассмотреть семейные ситуаций и на их основе провести взаимосвязь традиций и трудолюбия
    3. Дать рекомендации родителям по формированию у детей трудолюбия с помощью семейных традиций

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_3_klass.docx24.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 3

    Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»

    Цель классного часа: формирование у родителей значения взаимосвязи семейных традиций и воспитание трудолюбия у ребёнка

    Задачи классного часа: 

    1. Познакомить родителей с результатами анкетирования
    2. Рассмотреть семейные ситуаций и на их основе провести взаимосвязь традиций и трудолюбия
    3. Дать рекомендации родителям по формированию у детей трудолюбия с помощью семейных традиций

    Используемые интегративные технологии: «Ролевая игра», «Круг ответственности».

    Диагностическое целеполагание.

    Поговорив с учителем об обстановке в классе и узнав какие семьи у учащихся, я решила предложить родительское собрание на тему «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться».

    Большая часть детей живут в многодетных семьях, где каждому ребёнку уделяется не так много времени. Из этого могу вытекать последствия, такие как агрессия, неуважение старших и т.д. Так же проблема класса касается учебной деятельности, у половины детей сложно создать интерес к новой теме.

    Чтобы подчеркнуть актуальность выбранной темы родительского собрания, мы провели анкетирование родителей и детей.

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители! Ответьте на вопросы анкетирования, оно обязательно для собрания.

    1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
    2. Что он любит делать по дому?
    3. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
    4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
    5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
    6. Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
    7. Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
    8. Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
    9. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
    10.  Считаете ли вы необходимым  трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

    Провели анкетирование детей, где были следующие вопросы:

    1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
    2. Что тебе больше нравится из домашних дел?
    3. Что тебе не нравится делать по дому?
    4. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
    5. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
    6. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это сделать?
    7. Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?
    8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
    9. Как ты думаешь домашние дела – это трудная работа?
    10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

    Полученные ответы родителей и детей подтвердили актуальность выбранной темы.

    Ход родительского собрания

    Начало собрания проводила Оксана Александровна.

     Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия. К.Д.Ушинский 

    1. Этап. Открытие темы собрания (Постановка проблемы)

    (Столы расставлены для 3 групп, родители разбиваются на группы).

    Учитель: Уважаемые родители, здравствуйте. Сегодня на собрании будет присутствовать Учитель-практикантка Педагогического Института Иркутского Государственного Университета. Как многие знают, Анна месяц работает в нашем классе. Она уже знает всех ребят, вела у нас уроки, принимает активное участие в жизни класса. Сегодня она поможет мне проводить родительское собрание.

    Начнём мы с определения темы собрания, она очень значимая, на мой взгляд. А чтобы определить тему, я прочитаю вам ситуации в семье. Проблема в этой семье и станет нашей темой обсуждения.

    1 ситуация - «Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.»

    2 ситуация – «В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой все выполняет за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.»

    Какая проблема в этих ситуациях?

    Родители: проблема труда и воспитания детей

    1. Этап. Подтверждение актуальности темы

    Учитель: Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая своего ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на одиночество и страдание, не приучая их в детстве постоянно трудиться? 

    Учитель: Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи? 

    Результаты вы видите на слайде:

    • Многие ответили, что ребёнок любит трудиться
    • Половина ответили, что ребёнок самостоятельно выполняет поручения по дому
    • Больше половины ответило, что поощряет ребёнка выполнение домашней работы
    • Так же большинство ответили, что контролируют выполнение домашней работы
    • Многие ответили, что интересуются трудовой деятельностью ребёнка в классе и школе

    Результаты опроса детей:

    • Половина детей выполняют домашнюю работу без удовольствия, мотивированы поощрением
    • Большинству детей из домашних дел нравится мыть посуду или поливать цветы
    • Не нравится работа требующая несколько часов работы
    • Многих хвалят за выполненную работу
    • У немногих бывает так, что хотят помочь взрослым, но они не разрешают
    • Немногие выполняют работу с родителями

    1. Этап. Работа над проблемой. (Выдвижение идей в ходе ролевой игры)

    Учитель: Я считаю, что эта проблема имеет быть в любом классе. Давайте разберём её сегодня.

    (На слайде появляется название проблемы «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться») Уважаемые родители, вы уже разбиты на 3 группы, предлагаю вам порассуждать на эту тему и выявить возможные пути решения, чем больше их будет, тем лучше. Технология по которой мы будем работать называется «Мозговой штурм». На эту работу вам 5 минут.

    Родители: работают в группах, предлагают идеи решения проблем.

    Учитель: Время вышло, озвучьте ваши записи. 

    Родители: Введение в семью традиций, делающий упор на совместный труд; создавать положительное отношение ребёнка к труду.

    Учитель: Многие решения были правильными. Но чтобы разобраться, что же именно необходимо делать, я предлагаю вам окунуться в мир детства. Следующий этап мы проведём в виде ролевой игры. Вам будут розданы 2 ситуации и по желанию обыграйте их.

    Родители: выходят 2 пары и обыгрывают ситуации.

    1. «Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка (11 лет) очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить её за каждый час проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку.»

    1. «Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка.»

    Учитель: Уважаемые родители, всем здравствуйте ещё раз! Давайте разберём ситуации. В первой ситуации существует ли проблема? Кто виноват?

    Родители: Проблема в том, что родители благодарят девочку деньгами. Поощрение в виде денег не допустимо. (Родители могут разбиться на 2 противоположных мнения, сказать о том, что проблем вовсе нету. Пусть девочка привыкает, что труд оплачивается).

    Учитель: Если ребёнку постоянно оплачивать его труд, то к чему может привести такие поощрения? Поразмышляйте.

    Родители: Ребёнок начнёт спрашивать, что ему за дело будет. Может дойти до того, что если ребёнку не понравится награда, то он не будет выполнять желаемое.

    Учитель: Вы правы. Ребёнок будет мотивирован только поощрением, причём возможно, что желания у ребёнка будут расти. А такого ли ребёнка мы хотим воспитать? Безусловно, когда дети вырастут, они будут нацелены на свой заработок, будут искать предложения, где им больше заплатят. Но мы с вами должны вложить в ребёнка именно желание помогать другим безвозмездно, мы должны воспитывать в ребёнке трудолюбие не ценностью поощрения.

    Теперь разберём 2 ситуацию. Существует ли там проблема?

    Родители: (Могут возникнуть противоречивые мнения.) В семье правильно поступают, что дают домашние поручения с такого возраста. Эти поручения совсем несложные.

    Ребёнка в таком возрасте нельзя заставлять ничего делать, мало ли что с ним может случится!

    Учитель: Давайте разбираться. Ребёнка нужно приучать к домашним делам, конечно, сразу в пятилетнем возрасте мы не можем доверить чистить картошку. Но почему бы не дать такое поручение как выбросить мусор? Поручения обязательно нужно делать сначала совместно. В данном случае, пусть ребёнок вмести с вами пару раз сделает это дело. А дальше он сможет самостоятельно выполнять такие поручения. Далее поручения усложняются и усложняются.

    Поверьте, вы поручениями не лишаете ребёнка детства, это можно делать в ходе игры. Вы подпитываете у ребёнка трудолюбие, желание трудиться и помогать другим.

    Учитель: Так же мне хотелось бы отметить, если мы воспитываем что-то у ребёнка, то должны сами быть трудолюбивыми. Так, например, если мама трудиться и делает все по дому, а отец приходит с работы и никак не помогает жене, то ребёнок будет брать пример только с матери. Получается нечестно, правда? Тот же пример можно привести с курением, точнее о его вреде. Когда родители говорят как он вреден и сами курят…

    1. Этап. Работа над проблемой – поиск путей решения

    Учитель: Мы выделили проблему. Предлагаю вам с ней поработать, найти пути решения. Вы работаете в группах как сидите. Работать с помощью одного из видов экспресс-мониторинга «Круг ответственности». Для проведения упражнения вам на группы раздадим ватман с нарисованным кругом. Давайте подумаем отчего зависит воспитание трудолюбия в ребёнке? Как трудолюбие может быть связано с семейными традициями?

    Представьте, что круг – это ребёнок, который любит трудиться и его трудолюбие воспитали родители с помощью семейных ценностей.

    Вы должны разделить круг на доли, получится круговая диаграмма. И в каждой доли, посовещавшись в группе, напишите, от чего зависит воспитание такого ребёнка. Напишет в долях, что именно помогло ему стать таким трудолюбивым. Запишите ходы, которые делали родители.

    Родители: Выступают по группам, рассказывают, что они записали в кругу, отчего зависит трудолюбие ребёнка.

    Учитель: Посмотрите, вы дали ответы на наши возникшие вопросы сегодня. Вы написали то, как должен вести себя родитель. 

    1. Этап. Подведение итогов собрания

     

    Учитель: На классном часе мы мало говорили об традициях и как же именно традиции могут воспитать в ребёнка трудолюбие.

    Почему-то у большинства из нас, когда речь заходит о семейных традициях, в ассоциации возникают шумные застолья по поводу наступившего праздника или в лучшем случае — совместное украшение новогодней елки. Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды. И вся прелесть в том, что традиции могут быть самыми разными.

    Почему бы не завести традицию печь пироги на выходные? Поверьте, когда ребенок вырастет, он не забудет их вкус и запах. И всегда будет мысленно возвращаться за круглый стол, накрытый ванильной скатертью, за которым папа непременно сидел возле чайника. Будет возвращаться, чтобы отогреться и зарядиться силами. А заведите-ка традицию любой вопрос (кроме откровенно взрослых и скандальных вопросов, конечно) решать на семейном совете с неизменным участием детей и обязательным учетом их мнения. И тогда спустя годы они будут звонить вам и навещать вас уже хотя бы потому, чтобы обсудить с вами последние события в своей жизни. 

    Начните создание традиций с момента создания семьи. А с появлением детей — продолжайте их и заводите новые. Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном – это очень хорошая традиция!
    Вы можете создать такую традицию, которой точно ни у кого нет — было бы желание! В этом вас никто не может ограничить.

    И уже если вы решили завести новую традицию в семье, то учтите, что:
    • традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи;
    • традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю;
    • традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться;
    • традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говорится;
    • формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.

    Берегите семейные традиции. Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей. Традиция, когда женщина работает с утра до ночи, а мужчина сидит дома, одинаково опасна как для сына, так и для дочери. Традиция, когда родители помимо работы больше ни на что не находят времени и желания, негативно сказывается на детях любого возраста. 
    Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят. 

    Учитель: Я вам раздам памятки, к которым вы будете обращаться.

    Советы родителям:

    • как можно раньше приобщать ребёнка к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению
    • реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сделать труд детей осмысленным и одухотворённым заботой о людях
    • использовать игру-труд как средство развития активности детей.
    • учитывать возможности и желания детей
    • обучать ребёнка выполнению трудового задания
    • практиковать в семье совместный труд детей и взрослых

    Задумайтесь…

    1. Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
    2. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
    3. Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
    4. Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

    Спасибо вам за работу, если есть какие-то вопросы по теме собрания можете их задавать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

    Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...

    Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

    Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

    «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»

    «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,  это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание   безграничного трудолюбия»....

    Разработка родительского собрания на тему "Значение режима дня в жизни ребенка"

    В родительском собрании отражена сущность режима дня школьника. Примерный вариант режима дня первоклассника. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня...

    Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"

    Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть с...

    Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

    Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

    Сценарий родительского собрания "Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться"

    Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»  Задачи: - Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье....