Эстетическое воспитание детей в семье
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Эстетическое воспитание детей в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie_detey_v_seme.docx9.04 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей в семье.

В современном мире мы живём в трудное, непредсказуемое время. С каждым днём нас подстерегает всё больше проблем – материальных, и мы настолько в них углубляемся, что порой совершенно забываем о другом. Что существуют и другие потребности, крайне необходимые нам и нашим детям – потребности в труде, познании, общении и красоте.

В данной статье речь пойдёт о воспитании у детей потребности в красоте природы, быта, человеческого общения. И о том, как приобщить их к искусству, сделать художественно образованными людьми, живущими яркой, наполненной жизнью.

Всё, что нас окружает (природа, вещи, люди) сознательно или несознательно подвергаются эстетической оценке по принципу “красиво -некрасиво”, “нравится - не нравится” с многочисленными нюансами, оттенками, которые зависят и от уровня общекультурного развития человека, и от уровня развития его чувств, эмоциональной культуры. Именно в семье закладываются основы эстетической культуры ребёнка.

Задачи эстетического воспитания:

  • развивать у детей эстетические чувства, т.е. учить его чувствовать прекрасное, чувствовать красоту природы, внутреннее состояние другого человека и проявлять тактичность, сопереживание.

Человек, научившийся с детских лет чувствовать, во всех отношениях будет совершеннее эмоционально глухого человека: духовно богаче, душевно тоньше, деликатнее.

  • развивать у детей эстетические суждения, оценки, вкусы – выражение своего отношения к окружающим людям, музыке, кинофильмам и пр.

Эстетические суждения и оценки формируются в семье, в общении с родителями, бабушками, дедушками. Любые обсуждения (книг, спектаклей, человеческих отношений) всегда затрагивают эмоциональный мир ребёнка, поэтому очень важно, чтобы суждения и оценки взрослых были серьёзными, верными и глубокими.

  • воспитывать у детей стремление к творчеству, стремление пробовать себя в искусстве, вносить прекрасное в жизнь.

Что касается эстетики природы, важно с ранних лет научить ребёнка видеть, чувствовать природу, восхищаться ею. Например, отметить во время прогулки: “Замечал ли ты, как красиво выглядят деревья, когда они в инее? Лёгкие, пушистые, как будто кружевные – это похоже на сказочный мир”. А иногда во время прогулки в лесу полезно помолчать – вместе послушать лес; среди природы надо дать возможность ребёнку понаблюдать, послушать, почувствовать… Любовное, бережливое, восторженное отношение к природе – признак высокой культуры человека. И основы такого отношения закладываются, безусловно, в семье.

Семья является одним из наиболее постоянных источников настроений, длительных и устойчивых переживаний всех её членов: они приносят эти настроения на производство, в школы, в институты. Счастливая семья создаёт бодрые, доброжелательные настроения. В несчастливой семье переживания тяжёлые, негативные, постоянное угнетённое настроение и у взрослых, и у детей. Дети становятся молчаливыми, нервными, замкнутыми – срабатывает “механизм заражения” настроением отца и матери.

Эмоциональная глухота, т.е. нечуткость родителей друг к другу, бестактность, грубость, препирательства по мелочам губят характер ребёнка. По данным зарубежных психологов, 80% родителей малолетних правонарушителей были людьми мрачными, неулыбающимися.

В счастливых семьях живут и дружат между собой люди, имеющие запас душевного тепла, такта, доброжелательности. Они не ворчат, не скандалят, не ссорятся. Это становится возможным только тогда, когда оба супруга взаимно настроены. И такие отношения надо стремиться строить в каждой семье, строить обоим супругам постоянно и кропотливо. Дарить друг другу доброжелательность, внимание, сердечное участие, своё личное время – таковы простые слагаемые этики и эстетики семейных отношений. Дети из таких семей во многом отличаются своей уверенностью, вниманием, спокойствием, умением общаться с товарищами.

Психологи считают, что личность формируется в деятельности и в общении. Это значит, что мы должны проявлять активную деятельность по приобщению детей к искусству, по возможности, совместную – читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и спектакли, посещать выставки. И всё, что воспринимается вместе с детьми – обсуждать в кругу семьи.

Совместная художественная, спортивная деятельность делает жизнь семьи полной, содержательной, интересной, занятость общим полезным делом не оставляет места для мелких ссор и обид.

В ситуации художественной деятельности и общения родители должны играть ведущую роль, а дети ведомую.

Известный педагог и детский писатель В.А. Сухомлинский задавался вопросом, существует ли прямая связь между духовным миром человека и нравственностью. Он писал: “Я изучил жизнь тех 460 семей, в которых воспитывались подростки, совершившие правонарушения и преступления, и увидел такую картину. Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тем беднее эстетические, моральные интересы семьи. <...> Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг, в том числе книжек для дошкольников”. Комментарии тут излишни.

Известный советский кинорежиссёр С.А. Герасимов в одной из своих статей высказывает серьёзную озабоченность тем, что в целом дети меньше читают, что культ ТВ и кино становится идолом, вытесняющим из семейного обихода книгу. Он, безусловно, прав. Он высказал мысль о том, что надо учить детей, прежде всего, в семье, искусству выбора кинофильма для просмотра, избегать духовно вредной “всеядности”, которая ведёт к пассивной созерцательности, неумению и нежеланию смотреть и думать. Необходимо создавать в семье культ театра, чтобы и взрослые, и дети ждали театральных премьер, учились правильно оценивать театральные спектакли.

Путь воспитания эстетической культуры – через интерес родителей, организацию совместной коллективной деятельности по принципу “увлечённым – увлекать”. И если у некоторых родителей нет такой увлечённости, есть лишь проблемы в собственном эстетическом воспитании, пусть они настраиваются оптимистически.

Кто-то из великих сказал: “Воспитание – это процесс, который начинается  у детской колыбели и заканчивается у могильной плиты”. Следовательно, совершенствоваться и заниматься самообразованием никогда не поздно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Развитие творческих способностей является важной стороной эстетического воспитания. Индивидуальное обучение музыке- активное средство развития этих способностей, поэтому оно и занимает видное место в ...

Эстетическое воспитание ребенка в семье.

Обсуждение проблемы формирования эстетической культуры ребенка....

Web – kvest для родителей и учащихся «Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека»

Веб-квест-это современная интернет-технология, основанная на проектном методе обучения. Сегодня учащиеся  начальных классов свободно  пользуются  компьютером (кто самостоятельно, а кто ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ – ШКОЛА ВЫСОКОКУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА

КЕМ БЫ ТЫ НИ БЫЛ, ЖИЗНЬ ТВОЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДУХОВНО БОГАТОЙ, ТЫ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ, И УМЕТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ ИМ.ГЕРМАН ТИТОВЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:1. Обсудить с родителями проблему формирования эстетической кул...