«Папа, мама, я – читающая семья».
методическая разработка

Смирнова Татьяна Михайловна

Семья - основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место - это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr_s_detmi.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«СОШ № 4» гп Пойковский

Нефтеюганского района, ХМАО- Югра

Родительское собрание

 «Папа, мама, я – читающая семья».

подготовила

учитель начальных классов

Смирнова  Татьяна Михайловна

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

         Задачи: 

  • Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка;
  • Поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению;
  • Познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений.

Форма проведения: семейная гостиная( родители и дети).

Повестка собрания:

  1. Беседа «Семейное чтение – «окно» в развитии ребенка».
  2. Секреты домашнего чтения.
  3. Творческая мастерская: Викторина «Путешествие по сказкам».

Ход собрания.

  1. Вводная часть.

Упражнение «Барометр настроения»

Педагог приветствует участников собрания  и предлагает показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются другу друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Приветствие – разминка «Здравствуй друг»

Здравствуй друг, - здороваться за руку

Как ты тут – трогаем плечо

Где ты был - за ушко

Я скучал - за грудь

Ты пришел - руки в стороны

Хорошо – обнялись.

(Все участники собрания обнимаются)

  1. Беседа «Семейное чтение – «окно» в развитии ребенка».

Семья - основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место - это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи? Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

Отношение к книге и чтению зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам, собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос - «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора, от телефона, от компьютера  и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные - «окна развития». До тех пор, пока эти - «окна» - открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению - «окно» - закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития - в 9-10 лет. Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребенку формировать свое отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления - вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Поэтому семейные чтения - это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

  • интеллектуальное и эмоциональное развитие
  • развитие языка
  • социальное и образовательное развитие
  • влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.

  1. Секреты домашнего чтения.

Памятка  «Секреты домашнего чтения»

Уважаемые папы и мамы! Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. СЕМЕЙНОМУ ЧТЕНИЮ посвящайте хотя бы один раз в неделю.

2. Важно выбрать интересную и занимательную книгу, чтобы дети ждали вечера.

3. Читайте вслух по очереди: сегодня папа читает, завтра – сын или дочь.

4. Читайте с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру.

5. Прервите чтение на самом интересном месте, извинившись и сославшись на неотложные дела. Как правило, ребенку захочется узнать, что будет дальше, и он сам дочитает ее.

6. Продолжительность домашнего чтения должна составлять не больше 20 минут, чтобы оно не утомляло детей.

7. Полезно прислушаться к просьбам детей в выборе книг. Не стоит лениться прочитать книгу во второй, третий, четвертый раз.

8. Если ваш ребенок не научился любить книгу, используйте конкретную ситуацию. Предложите такую книжку, которая помогла бы ему разобраться в своих взаимоотношениях с друзьями. Это могут быть книги как вырастить щенка, ухаживать за домашними растениями или рыбками в аквариуме.

9. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери. Когда соберете ребятишек на день рождение своего ребенка, приготовьте сюрприз – проведите небольшую литературную игру.

11. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нем ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

12. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

13. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

14. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

15. Чтение ребенка должно быть разнообразным.

16. Недопустима перегрузка детей в чтении.

17. Учите ребенка бережному отношению к книге!

18. Советуйтесь с библиотекарем!

19. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

       4. Творческая мастерская: Викторина «Путешествие по сказкам».

Конкурс:  Литературная викторина. (вопросы для детей)

Книгу, ребята, в руках я держу

 Но как называется вам не скажу.

 Но все ж вы сейчас догадаетесь сами

 Вот дедушка в лодке плывет за дровами.

А вот островок небольшой на воде,

Зверушки на нем, ой, зверушки в беде.

Вода прибывает, зверушек несет…

Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.

Усядется в лодку команда косая,

А книга , ребята, про деда …    ( Мазая)

 

1.      В этой  книге именины

Много было там гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.    («Муха- цокотуха»).

 

2.      Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался……( колобок).

 

3.      Помогла  нам яблонька,

Помогла нам печка.

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.     («Гуси – лебеди»).

 

4.      Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зеленою кожей.

Стал мигом красивою и пригожей.   ( Царевна- лягушка).

 

5.      Девочка хорошая по  лесу идет.

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара  злющих  глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути.

Кто обманет бабушку. Чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка, кто же этот зверь.

На загадку можешь отвечать теперь.   ( Красная шапочка).

 

6.      Возле леса на опушке.

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три миски.

Три кровати. Три подушки.

Угадай-ка без подсказки.

Кто герои этой сказки?   ( Три медведя).

 

7.      Сейчас потолкуем о сказке другой

Тут  синее море, там берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит

Кого-то поймает и что-то попросит.   ( Сказка о рыбаке и рыбке).

        8.С букварем шагает в школу

           Деревянный мальчуган.

          Попадает вместо школы

          В полотняный балаган.

          Как зовется эта книжка?

          Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

 Конкурс : А терем тот высокий, и кто же в нём живёт?(для родителей)

1. … В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами:

Ель растёт перед дворцом…

(Дворец царя Гвидона. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

 

 2. «Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста».

(Жилище шарманщика Карло. А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

3. «В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждёт, когда добрый молодец на коне допрыгнет до неё и поцелует».

(Царевна Несравненная Красота. Русская народная сказка «Сивка – Бурка»)

 

4. «Вилла «Курица» - так называется этот старый дом, окружённый запушенным садом. В комнатах стояла мебель, в кухне висела утварь».

(Жилище Пеппи. А. Лингрен. «Пеппи Длинный чулок»)

 

5. «А где я буду жить? – спросил зверёк. – Жить?. Да хотя бы вот здесь! - Директор показал на старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - Это будет твой дом! ».

(Жилище Чебурашки. Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»)

 

6. «Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано «Вход воспрещён», а на другой – «Выход воспрещён».

(Замок графинь Вишен. Дж. Родари. «Приключение Чипалино»)

 

7. … И Царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…

(Жилище семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

 

8. «Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окошках! И радио, и телевизор в углу. Правда старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде всё было посажено. И картошка, и капуста. Только всё запущено было, не прополото. А в сарае улочка была… Очень им в этом доме понравилось».

(Дом дяди Фёдора, Шарика, кота Матроскина. Э. Н. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

 

Конкурс: Сказочное лото.

Сивка - …..

Конёк- …..

Мороз- ….

Гуси- ….

Заюшкина- ….

Гадкий-…..

Царевна-…..

Мальчик-….

Красная-….

Аленький-….

Бременские-….

Крошечка-…..

Цветик-….

Конкурс: «Художественный музей»

- Участникам сейчас предстоит оживить картины известных художников. А соперники должны угадать название картины и её автора. Подсказка: картины написаны по мотивам известных сказок. (участники разбирают конверты с названиями картин).

1. В.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»

2. В.М. Васнецов «Богатыри»

3. В.М.Васнецов «Алёнушка»

4. В.М.Васнецов «Царевна – лягушка»

Конкурс: Прошлое –настоящее 

Ваша задача к предметам из прошлого подобрать современные аналоги.

Огниво – зажигалка.
Кольчуга – бронежилет.
Гусли – гитара.
Клубок – путеводитель, компас.
Ступа – вертолет, ракета.
Корыто – стиральная машина.
Ковер – самолет – дельтаплан.
Теремок – коммунальная квартира, общежитие.
Галчонок из Простоквашино – автоответчик.

5.Заключительная часть

Упражнение «Зона радости»

Собрались здесь все друзья

Я и ты, и ты и я.

Руку дай тому, кто справа,

Руку дай тому, кто слева

Мы одна семья.

Собрались здесь все друзья

Я и ты, и ты и я.

Улыбнись тому, кто справа,

Улыбнись тому, кто слева,

Мы одна семья.

Решения родительского собрания

Председатель родительского комитета группы зачитывает проект.

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

4. Систематически посещать сельскую библиотеку.

5. Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...

внеклассное мероприятие "Папа, мама, я - читающая семья"

Заседание семейного клуба "Росинка" - бенефис книги...

приложения к внеклассному мероприятию "Папа, мама, я - читающая семья"

Задания, сценка, памятка для родителей, таблица для жюри, загадки для зрителей.....