Сотрудничество классного руководителя и семьи
статья

Иконникова Татьяна Сергеевна

     В статье представлены некоторые формы и приемы организации взаимодействия классного рководителя с семьями своих учеников. Они могут быть использованы на родительских собраниях, что обеспечит лояльное отношение родителей к школе и поможет выстроить дружеские отношения учителя с родителями своего класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель, как организатор сотрудничества родителей и школы

Составитель: Иконникова Т.С.

Цель:  предоставить перечень возможных форм, методов и приёмов сотрудничества классных руководителей с родителями; показать организацию совместного досуга детей, педагога и родителей; поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Оборудование: ноутбук, проектор, губка, листочки, анкеты, листы бумаги, карандаши, коробочка.

        Сценарный ход:

Как организовать взаимодействие семьи и школы, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь пап и мам к участию в школьной жизни ребёнка?

Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных». Поэтому классный руководитель  всегда в поиске, какие необходимо создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали родительские собрания, чтобы им было интересно, они получали полезную информацию для себя и своих детей.

Мечта классного руководителя – видеть родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

hello_html_51e227e9.gif

- Какие же формы работы можно использовать в работе с родителями?

hello_html_7e45e76f.gif

На современном этапе вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

-день творчества детей и их родителей;

-открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-родители помогают в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей класса в работе родительского комитета.

Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Все прекрасно знают, что семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности и, поэтому, невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от  педагогов.

Сотрудничество семьи и школы начинается с изучения социального  паспорта семьи, каких-то особенностей, о которых родитель хотел бы предупредить классного руководителя. Важно, чтобы эта информация использовалась только во благо семьи и сохранялась между этими двумя людьми.

1.  На этом этапе актуально провести анкетирование. Сейчас можно найти много готовых анкет или составить самой.  Например, можно поинтересоваться мнением родителей о том, «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Начав собрание с небольшой анкеты, можно провести его в форме круглого стола, где родителя поделятся своими «лайфхаками».

2. Интересна форма тренингового практикума в виде серии упражнений для детей и родителей. Это позволит родителям осознать значимость детских переживаний и проблем. Замечательно начинать каждую встречу с родителями с какого-то изречения, сказки или притчи, чтобы погрузить их в состояние психологической готовности к восприятию подготовленной классным руководителем информации.

Например, сказка:

Тихим солнечным утром в гнезде пеликана мирно спали пушистые птенцы. Пеликан отправился на поиски корма, оставив потомство в безмятежном сне. Сидевшая в засаде гадюка тут же подползла, крадучись, к его гнезду. Змея подползла в плотную к птенцам. Глаза её сверкнули зловещим блеском - и началась расправа. Получив по смертельному укусу, безмятежно спавшие птенцы так и не проснулись. Злодейка довольная содеянным, уползла в укрытие. Вскоре вернулся с охоты пеликан. Горю его не было предела. Он рыдал: «Без вас нет мне теперь жизни! Пусть я умру вместе с вами!» И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. Горячая кровь ручьями хлынула из раны, окропляя бездыханных птенцов. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг, от неожиданности. Вздрогнул. О чудо! Его пролитая кровь и родительская любовь вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. И тогда, счастливый, он испустил дух…

Давным-давно эту сказку придумал Леонардо да Винчи. Но многие годы спустя люди не перестают удивляться силе родительской любви, преклоняются перед ней. И мы собрались сегодня здесь благодаря тому, что наши жизни озаряются светом родительской любви. Без света этой любви, без тепла наших сердец погода в нашем доме была бы совсем иной.

3.Практикумы – данная форма работы предполагает смену ролей. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.

Примерные задания для детей, исполняющих роль родителей:

1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?

2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?

Задания для родителей, исполняющих роль детей:

1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме?

2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.

-Подведём итог: Решая эти ситуации, каждый из вас (как родитель) посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.

5. Заслуживает внимания такая форма работы, как  «Час общения: дети и родители». Заранее готовится сценарий родительского собрания, родители получают определённое домашнее задание по тематике собрания. В сценарий включают стихи, песни, сценки, различные ситуации, которые готовят дети. Возможно, в конце этого мероприятия провести чаепитие.

Нетрадиционные формы работы интересны родителям, они сближают, классный коллектив становится единым целым, большой семьёй, которая живёт совместной деятельностью педагога, детей и родителей.

Можно ввести традицию: завершать родительские собрания  упражнением «Мешочек пожеланий».

Инструкция: всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в мешочек-пожеланий. Затем классный руководитель перемешивает их, и родители вытаскивают для себя пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Сотрудничество классного руководителя, детей и родителей с целью творческого развития личности младшего школьника

Раскрывается проблема сотрудничества родителей, детей и учителя начальной школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Приводятся примеры сотрудничества: работа родительских клубо...

Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

Многие родители  прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...