Технологии взаимодействия школы и семьи в современных условиях
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Симонова Лада Викторовна

Мини-проект "Технологии взаимодействия школы и семьи в современных условиях" был представлен как личный опыт педагога в мастерской синемалогии в рамках отчёта творческой группы "Образовательный консалтинг".

Практическая часть включает просмотр и личный анализ фрагмента художественного фильма "Училка" (реж. Алексей Петрухин, 2015 г.). Фрагмент вырезан из фильма для проведения мероприятия и не подлежит копированию и тиражированию в коммерческих целях. Ссылка ► https://youtu.be/UUOlTiEMwSU

Также в прикреплённых файлах представлены списки рекомендуемых к просмотру и анализу фильмов.

За более подробной информацией по синемалогии можно обратиться к автору мини-сайта через страницу обратной связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epigraf.docx11.85 КБ
Файл trenerskoe_slovo.docx13.91 КБ
Файл voprosy_k_filmu.docx12.71 КБ
Файл podborka_filmov_1.docx16.52 КБ
Файл podborka_filmov_2.docx16.35 КБ
PDF icon rekomendatsii_departamenta.pdf775.37 КБ

Предварительный просмотр:

СИНЕМАЛОГИЯ

        Кино- это всегда выход из положения. Там каждый о чём-то может помечтать.

Эрих Мария Ремарк «Три товарища»



Предварительный просмотр:

Синемалогия.

Что это такое и для чего это нужно?

Суть синемалогии заключается в просмотре и последующем анализе художественного фильма.

Метод синемалогии основан на идее проекции — «мое видение реальности зависит от моего внутреннего состояния».

Целью синемалогии является научить зрителя быть внимательным к своему образу мышления и собственным выборам, так как на их основе строится их собственная жизнь.

Синемалогический анализ помогает точно прочесть образное послание, оценить со стороны, извлечь уроки из чужих ошибок, не совершая их в своей жизни.

Таким образом, истинным объектом синемалогии является не сам фильм и не творчество режиссера, а интерпретации зрителей. Синемалогия позволяет понять свои особенности, формирующие определенный тип поведения.

Понять кино — значит понять и начать контролировать собственную жизнь.

Каждый эпизод может затрагивать определённые струны человеческой души — и уже только из этого можно делать предположения относительно внутреннего мира отдельно взятой личности. Следовательно, предпочтения людей при выборе впечатлившего их кино имеют ту же природу, что и любой другой выбор человека. То есть, этот выбор является отражением внутреннего мира (в том числе и бессознательного) каждого из нас.

В процессе синемалогии важно понять, что именно «захватывает» человека: если его увлекает данный сюжет или образ, то, вне всякого сомнения, он- такой же, как и увиденное. Если человек никак не связан с этим образом, то он не идет за ним. Иное, отличающееся от человека, не может повести за собой. Все то, что человека затрагивает, влечет, вызывает тем или иным способом эмоцию, то есть «действие во мне», человека идентифицирует.

Преимущества синемалогии в том, что человек гораздо большему может научиться «проживая» схему поведения, данную в фильме, чем выслушивая теоретические объяснения на практике. Она помогает проверить самого себя и при желании измениться без лишних вмешательств.

Повышается также способность личности к критическому осмыслению жизненных ситуаций, активизируется природный ум в тех областях и контекстах, в которых субъект стремится достичь лидерства.

Правильных и неправильных ответов не может быть, когда речь идет о личных качествах и ценностях.



Предварительный просмотр:

Что зацепило моё внимание?

Какие эмоции вызвал сюжет? Что меня рассмешило, обрадовало, расстроило, вызвало раздражение, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т. д. ?

Какие в фильме встретились метафоры (символы)?

Что бы я изменил(а) в ситуации и как бы я поступил(а) на месте героя/героев? Что нужно для этого сделать? Что бы я взял(а) для себя как образец для подражания?

Как этот фильм перекликается с моей жизнью?

____________________________________________________________

Что зацепило моё внимание?

Какие эмоции вызвал сюжет? Что меня рассмешило, обрадовало, расстроило, вызвало раздражение, рассердило, обидело, испугало, оттолкнуло и т. д. ?

Какие в фильме встретились метафоры (символы)?

Что бы я изменил(а) в ситуации и как бы я поступил(а) на месте героя/героев? Что нужно для этого сделать? Что бы я взял(а) для себя как образец для подражания?

Как этот фильм перекликается с моей жизнью?



Предварительный просмотр:

Какие фильмы помогут понять, через какие трудности приходится проходить взрослеющим детям? Психолог Линда Джонс Руфер составила список картин, в которых затрагиваются темы взросления, поисков себя и преодоления трудностей на пути становления.

«Фильмы нужны и детям, и родителям, — говорит Линда Руфер. — После просмотра попробуйте обсудить их вместе и выяснить, что вас особенно тронуло, что показалось знакомым и даже наболевшим. Возможно, это поможет вам самим сделать правильный выбор и избежать ошибок».

1. ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ (2013)

Возраст: от 6 лет

О чем: Анна, принцесса сказочного королевства, отправляется на поиски сестры Эльзы, которая, дав волю своим эмоциям, случайно наложила заклятие вечной зимы на всю страну. Ей предстоит убедить сестру в своей любви и проверить свои чувства к избраннику.

Чему учит: самоотверженности, умению понимать и выражать свои эмоции, умению открываться другим, любить.

2. ВВЕРХ (2009)

Возраст: 6–10 лет

О чем: Семидесятилетний Карл после смерти жены решает осуществить ее мечту: отправиться к Райскому водопаду в Южной Америке. Он надувает сотни воздушных шариков, которые превращают его дом в дирижабль. Но вместе с ним в доме оказывается бойскаут Расселл, который волей судьбы становится его спутником в путешествии.

Чему учит: умению дружить, невзирая на разницу в возрасте, открытости новому опыту, новым впечатлениям, позитивному образу старости.

3. ГОЛОВОЛОМКА (2015)

Возраст: 10–11 лет

О чем: 11-летняя Райли становится подростком. Эмоции, которые управляют ее поведением (радость, печаль, гнев, страх, брезгливость), не справляются с новыми сложными переживаниями. Им приходится заново учиться взаимодействовать и вместе создавать новые воспоминания.

Чему учит: умению понимать себя и свои чувства, умению принимать перемены в жизни, ответственности за свои поступки.

4. БЕСПОДОБНЫЙ МИСТЕР ФОКС (2009)

Возраст: 8–10 лет

О чем: Лис Фокс вместе с семьей живет в норе у дерева прямо под боком у фермеров. Когда-то Фокс воровал кур, но потом дал жене обещание завязать с этим. Но инстинкты дают о себе знать. Фокс решает вновь обворовать фермеров, в результате чего ставит под угрозу всю семью.

Чему учит: умению контролировать инстинкты и желания, умению действовать сообща, быть частью команды, ценности семьи и семейных отношений.

5. МИРНЫЙ ВОИН (2006)

Возраст: 12–13 лет

О чем: Молодой талантливый гимнаст Дэн Миллмэн получает серьезную травму. Смысл жизни для него потерян, ему кажется, что все годы тренировок были потрачены зря. Однако он встречает таинственного наставника, которого он называет Сократом. Эта встреча помогает Дэну переосмыслить свою жизнь и вновь найти себя.

Чему учит: упорству, целеустремленности и настойчивости, мудрости, осмысленному отношению к жизни, умению преодолевать разочарования.

6. УХОДЯ В ОТРЫВ (1979)

Возраст: 12–13 лет

О чем: Четверо друзей, недавно закончивших школу, пытаются добиться славы и успеха. Дэйв грезит итальянской культурой и, вопреки недовольству отца, стремится стать велогонщиком. Однако приезжие итальянские спортсмены ставят его на место. Дэйв и его друзья решают создать собственную команду, чтобы победить в гонке.

Чему учит: аутентичности, честности по отношению к себе, целеустремленности, дисциплине.

7. КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ (2012)

Возраст: 14–15 лет

О чем: Подростки Сэм и Сьюзи влюбляются друг в друга и решают сбежать от родителей. Они оба в своем роде изгои и пытаются стать счастливыми вдвоем, вдали от взрослых, которые не понимают их и не интересуются их чувствами. Местным властям вместе с бойскаутами удается разыскать детей. Но попытка разлучить их не удается.

Чему учит: честности, аутентичности, пониманию других людей, их переживаний и побуждений, умению строить доверительные отношения.

8. ОБЩЕСТВО МЕРТВЫХ ПОЭТОВ (1989)

Возраст: 15–16 лет

О чем: В престижную школу для мальчиков приходит новый учитель литературы. Он пробуждает в них интерес к поэзии и жизни, напоминая о том, что жизнь мимолетна и нужно всегда стремиться к самому важному. Он возрождает тайный литературный клуб «Общество мертвых поэтов», который вскоре оказывается в центре скандала, вызванного самоубийством одного из учеников.

Чему учит: смелости, умению отстаивать себя и свои интересы, любознательности, стремлению к знаниям.

9. ОТРОЧЕСТВО (2014)

Возраст: 14–16 лет

О чем: Фильм рассказывает историю жизни Мэйсона, начиная с первого дня в школе и до первого дня в колледже. Герой растет, взрослеет, знакомится с миром взрослых, открывает для себя любовь и сексуальное влечение. Фильм стал экспериментом режиссера Ричарда Линклейтера: съемки продолжались 12 лет, а исполнитель главной роли взрослел вместе со своим героем.

Чему учит: умению делать выбор, осознавать его последствия, пониманию сложности жизни и окружающего мира, самоанализу, пониманию себя, своих желаний и побуждений.

10. ДЖУНО (2008)

Возраст: 15–17 лет

О чем: Шестнадцатилетняя Джуно узнает, что беременна. Теперь перед ней стоит трудный выбор: оставить ребенка, отдать его на усыновление или растить самой.

Чему учит: умению делать выбор в трудных обстоятельствах, ответственному отношению к жизни — своей и чужой, уверенности в себе.



Предварительный просмотр:

Для просмотра с родителями (и педагогами)

10 советских фильмов о подростках

🔹"И тогда я сказал - нет..." (1974)
Режиссер Павел Арсенов
О первых послевоенных годах жизни провинциального южного городка. Ежедневно собираясь на пустыре, местные подростки в своих жестоких играх подчинялись самому сильному, имеющему при себе оружие. Но это продолжалось до тех пор, пока на пустыре не появился маленький солдат прошедшей войны, «сын полка» Костик…

🔹"Курьер" (1986)
Режиссер Карен Шахназаров
Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом воспринимают удивительную способность этого парня любое событие превратить в происшествие - порой уморительно веселое, а иногда непоправимо грустное…

🔹"Перед экзаменом" (1977)
Режиссер Вячеслав Криштофович
Поругавшись с мамой и подругой, героиня бредет по улице. Незнакомка отдает ей даром билет в театр. На спектакле рядом с героиней сидит тот (Иван), с кем не пошла на спектакль незнакомка. Юная Таня Гусакова на распутье: родители настаивают, чтобы она поступала в педагогический институт. Но когда тебе 18, кажется, что весь мир у твоих ног. Поэтому, в ночь перед экзаменом девушка принимает важное решение.

🔹"Вам и не снилось" (1980)
Режиссер Илья Фрэз
Старшеклассница Катя Шевченко переезжает в новый дом. В новой школе она оказывается в одном классе с Романом Лавочкиным, и постепенно их дружба перерастает в любовь. Но не всем это нравится. Мать Романа стремится всеми силами разлучить детей - переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, а когда это не помогает, юношу отправляют в Ленинград к бабушке, у которой якобы инсульт. "Ласковая" бабуля уничтожает письма от Кати, которых очень ждет Ромка. И Катя едет в Ленинград...

🔹"Доживем до понедельника" (1968)
Режиссер Станислав Ростоцкий
Учитель истории Мельников много размышляет, строго и требовательно спрашивает. Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. И Мельников не всегда прав. Но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. Один из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего учителя.

🔹"Шут" (1988)
Режиссер Андрей Эшпай
Пользуясь интеллектуальным превосходством, подросток Валя Успенский утонченно и безжалостно мстит окружающим за малые и большие обиды. В поле его интересов попадает и молодой учитель математики Игорь Александрович, ум и тактичность которого должным образом повлияют на парня. Но юный интеллектуал потерпит сокрушительное поражение в самой, казалось бы, обычной житейской ситуации, которую подстроит ему милая, симпатичная одноклассница Ира, хотя бы для того, чтобы раз и навсегда проучить самовлюбленного шута.

🔹"В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979)
Режиссеры Николай Лебедев, Эрнест Ясан
Сереже было всего четыре года, когда он влюбился в Клаву. Теперь обоим по пятнадцать, и Сережа любит Клаву по-прежнему, а она — больше не любит его, не любит его внимания, постоянной опеки, того, что, как ей кажется, мешает ощущать себя личностью...

🔹"Аттестат зрелости" (1954)
Режиссер Татьяна Лукашевич
По одноимённой пьесе Лии Гераскиной. Одарённый, но избалованный и эгоистичный старшеклассник Валентин Листовский спровоцировал в школе конфликтную ситуацию: подвёл друзей, оскорбил учительницу. Он презрительно и высокомерно относится ко всем. Но друзья не дают парню волю: герой разоблачён и наказан.

🔹"Чучело" (1983)
Режиссеры - Ролан Быков, Аркадий Хайт
Сюжет основан на одноименной повести Владимира Железникова. Лену Бессольцеву все одноклассники называют "Чучелом". И дело даже не во внешнем виде, все намного серьезнее. Однажды шестиклассница взяла вину мальчика, который повел себя, как последний трус. Он переметнулся на сторону своих озлобленных одноклассников. 

🔹"Розыгрыш" (1976)
Режиссер Владимир Меньшов
Музыкально-мелодраматическая история о проблемах десятиклассников, их увлечении музыкой, школьных конфликтах, лидерстве и первой влюбленности. Десятиклассники разыгрывают старую учительницу, заявляя ей, что о контрольной по математике они слышат впервые. Это событие раскрыло подлинную суть каждого из организаторов «розыгрыша».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников....

Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников....

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

Современные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи учащихся начальных классов

Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка, активным участником образовательно-воспи...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...