Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях
статья (4 класс) на тему

Поливанова Татьяна Михайловна

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад24.81 КБ
Файл moya_statya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия

        «Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

                                                                                                      В.А.Сухомлинский
           В новом стандарте (ФГОС) мы, работники образования, переходим к новому понятию – универсальные учебные действия. Это основа одного из главных умений, которому должна научить школа – умению учиться на протяжении всей жизни, адаптируясь к постоянно изменяющимся условиям социума.

В последнее время, из-за негативного отношения родителей к школе, учителям, благодарить мы должны СМИ (средства массовой инфомации) и необразованных комментаторов, не знающих методик и технологий образования,  которые педагогов ставят в условия полной некомпетентности, лишая, в свою очередь, нас всех прав и применения технологий к обучаемым и их семьям (Инесса Викторовна и коллеги говорили на родительском лектории по проблеме «Подготовка к ЕГЭ» 28.10.16г.).

Таким образом, семья настроена негативно – ребенок живет в семье большую часть своего времени и склонен думать так, как говорят в семье, получается, негативные и отрицательные эмоции переносятся автоматически в школу и авторитет учителя подорван, сколько бы он не прикладывал усилий в обратную сторону. Но мы-то с вами знаем, в последствии родители возмущены – ничему не научили, невоспитанный, не уважает родителей, девиантное поведение подростка, не справляемся и др. – а уже поздно! На ранних стадиях развития, учитывать возрастные особенности детей не хотим, не слышали об этом вовсе, так как родители не обучены этому, говорили, что хотели! А теперь поздно и все «ваше домашнее» воспитание оборачивается против ВАС!

Считаем, «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами в этом направлении являются сплочению силы, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

        Работа с родителями всегда считалась и считается одной из самых трудных  в педагогической деятельности учителя.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания.  К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Трудности в работе с родителями были и есть: не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом, некоторые сознательно уклоняются от воспитания детей, а большинство остаются сторонними наблюдателями.

     Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности.

Вопрос вроде бы банальный, всем известен. Родители в начальной школе более тесно контактируют с учителем, т.к. ребенок в силу своих возрастных особенностей еще мал, стараются угодить учителю, чаще посещают школу, следуют рекомендациям, интересуются – вот Вам и ответ на взаимодействие школы и семьи. Здесь все тесно и пока ясно.

Но, дальше, когда ребенок может сам ходить в школу и забирать его не надо – сам дойдет, вот тут-то забывают о сотрудничестве, а мы-то знаем, в период адаптации – переход в среднее звено, 5класс родители особо должны интересоваться успехами и проблемами своего Чадо, они как-никогда необходимы ему и педагогам, дабы уйти от проблем психологических и педагогических. Тут и Любовь к ребенку, и Контроль, и Участие, и Помощь, Поддержка Моральная и Общие Интересы – ВСЕ ЕДИНО! А начались неудачи – виноват Учитель, не научил, не правильно оценил, не так отнесся и тому подобное!!!! А дети – губки, если папе и маме можно так, а почему мне НЕЛЬЗЯ? И вот он, КОНФЛИКТ!!!!

Считаем, что Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Задача педагога - сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.

Важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов, чтобы в коллективе детей и родителей  была атмосфера добра, взаимопонимания и доверия. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы (методы, технологии) работы педагога  с родителями

  • Во - первых,  педагог, классный руководитель  должен хорошо знать всех родителей класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
  • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется.
  • Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  • Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Она должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. 
  • Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, уборке, обустройстве кабинета и игровой и т.д.
  • Родители могут положительно повлиять на успех детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
  • У родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
  • Привлечение отцов, братьев, сестер и других членов семьи к воспитательной работе.
  • Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
  • Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.
  • Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.
  • Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
  • Если родители будут следовать советам компетентных людей – педагогов или хотя бы прислушиваться – ВАШ РЕБЕНОК СТАНЕТ УСПЕШНЫМ!

Таким образом, Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Подготовила Педагог-психолог

Поливанова Т.М.



Предварительный просмотр:

Система работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС НОО  2016-2017 уч.год

Поливанова Татьяна Михайловна,

педагог-психолог,

МБОУ Углеродовская СОШ

Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Новый Федеральный государственный стандарт построен на мощной психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога-психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для выполнения требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Психолого-педагогическое обеспечение ФГОС НОО педагогом-психологом в нашем образовательном учреждении строится поэтапно. Эти традиционные этапы всегда присутствовали в работе школьного психолога, но сейчас они приобретают более структурированные и отработанные взаимосвязи. Алгоритм работы психолога включает в себя несколько блоков.

Первый блок – диагностический. Пришлось провести колоссальную работу по теоретическому анализу нормативно-правовой литературы, текста нового стандарта, всех его приложений и доработок; немногочисленной литературы, которая была выпущена и первого опыта экспериментального введения стандартов в различных интернет-источниках, обучиться на курсах повышения квалификации в ГБПОУ Ростовской области «ШПК» по дополнительной профессиональной программе «Педагогические технологии в реализации практико-ориентированного подхода в условиях ФГОС НОО». На основе изученного был выделен предмет оценки достижения планируемых результатов нового стандарта и то, к чему должен стремиться весь образовательный процесс. В новом стандарте от привычных ЗУНов мы переходим к новому понятию – универсальные учебные действия. Это основа одного из главных умений, которому должна научить школа – умению учиться на протяжении всей жизни, адаптируясь к постоянно изменяющимся условиям социума.

После того как мы выделили виды УУД и их непосредственные составляющие, к каждому параметру стали подбирать необходимый диагностический инструментарий. Эта работа явилась основой для «Плана мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов» (который является Приложением к п.1.3.ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА Основной образовательной программы начального общего образования школы).

На примере оценки коммуникативных универсальных учебных действий в 1-х классах можно продемонстрировать план мониторинга.

К каждому виду УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария. Не только тот, который непосредственно используется в мониторинге, но и возможные для использования диагностики. Такой подход к подбору методик позволяет делать выбор между ними, опираясь на цели конкретного мониторинга, возможностей проведения тестирования (индивидуального или группового), ответственного за проведения (учитель или педагог-психолог) и других условий. Диагностический блок позволил  провести качественную и количественную оценку уровня развития УУД в течение двух лет.

Таким образом, диагностический этап позволяет собрать блок документов: 1)план мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов; 2)четыре приложения к плану с диагностическим инструментарием; 3) специальный пакет технологий( методик) для учителей и родителей, которые проводят непосредственно они (с четкой инструкцией, разработанными бланками, таблицами для отчета).

Аналитическая составляющая диагностического блока. На основе диагностического материала проводится глубокий анализ каждого параметра универсальных учебных действий, составляются справки о результатах уровня их развития (входные и итоговые). В них отражаются:

- количественный анализ: обобщенные не персонализированные данные по классам и по параллели в табличной форме (приложение);

- табличные данные для большей наглядности представляются на диаграммах;

- качественный анализ;

- выводы;

- рекомендации для учителей.

Второй блок – коррекционно-развивающий. По итогам мониторинга, согласно рекомендациям ПМПК, определения детей с ОВЗ, работаю в составе группы педагогов для коррекционно-развивающих занятий. На данном этапе мной составлена коррекционно-развивающая программа «Помощь ребенку с ДЦП»  для учащихся начальных классов и адаптационный переход в среднее звено, направленная на коррекцию и развитие универсальных учебных действий (преимущественно познавательных и регулятивных). Коррекционный цикл состоит из 12 занятий, которые проводятся в развивающей среде в условиях сенсорной комнаты. По итогам занятий проводится повторный мониторинг для определения динамики развития. Планируется подготовить коррекционно-развивающие программы для всех видов УУД.

Третий блок – профилактический. Профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся. Второй год ведется адаптация дополнительной образовательной (психолого-педагогической) программы для работы с ребенком с ОВЗ (ДЦП и сниженном уровне психического и умственного развития, эмоциональной адаптированности и социализации), задачами которой является профилактика психоэмоционального напряжения, создание эмоционального комфорта, снятие мышечного напряжения и др. путем применения различных психолого-педагогических технологий (методик).

В рамках профилактики ведется психолого-педагогическая работа по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых классов и при переходе учащихся в среднее звено, участие в ПМПК.

Четвертый блок – консультационно-просветительский. В течение года проводятся индивидуальные консультации с родителями, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития. Кроме этого, педагог-психолог участвует в просветительской работе «Родительского всеобуча» с различными темами выступлений, включая и просветительскую работу, носящей рекомендательный характер на сайте школы и информационный характер в виде рекомендаций по аналитическим выводам (справкам).

Все учителя начальных классов, в том числе и я, педагог-психолог, прошли обучающие курсы по введению и реализации ФГОС НОО, а в октябре – курсы повышения квалификации в г.Москва по актуальной проблеме сегодня «Вопросы реализации законодательства РФ об образовании, учитывающие особенности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому консультативная работа педагога-психолога ведется в русле индивидуальных консультаций для пояснения психологической стороны нового стандарта и обобщенных результатов по классу, а также групповых консультаций для работы по диагностическому материалу.

Таким образом, можно отметить, что постепенно выстраивается новая система работы педагога-психолога по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.

В целом формы работы остались прежними, но изменилось само содержание и инструментарий психолого-педагогического обеспечения. Главные отличительные особенности заключаются в том, что:

1. В условиях реализации ФГОС работа педагога-психолога становится важной частью системы реализации Программы формирования УУД и Программы коррекционной работы Основной образовательной программы школы.

2. Повышается роль и значимость психологического сопровождения образовательного процесса, поскольку результатами образовательного процесса, кроме предметных, становятся личностные и метапредметные.

3. Расширился круг субъектов психолого-педагогического обеспечения: помимо педагога-психолога эту деятельность осуществляют и учителя, и классные руководители.

Таким образом, система работы педагога-психолога строится на базе традиционной системы, но наполнена новым содержанием и инструментарием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис  в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...

Доклад на педсовете "Взаимодействие семьи и школы"

Выступление на педсовете по проблеме взаимодействия семьи и школы....

Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников....

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

Технологии взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Мини-проект "Технологии взаимодействия школы и семьи в современных условиях" был представлен как личный опыт педагога в мастерской синемалогии в рамках отчёта творческой группы "Образов...