Роль характера эмоциональной привязанности в формировании значимых отношений личности ребёнка
статья

Федорова Маргарита Николаевна

Эмоциональная привязанность - это глубокая психическая и эмоциональная связь матери и ребёнка. В раннем возрасте мать определяет отношение ребёнка к миру и к себе. Ребёнок адаптируется под отношения, в которых оказался. У него формируются привычки и реакции. Удовлетворённая потребность быть зависимым, получать заботу и помощь, трансформируется в независимость и способность обходиться без помощи. Если забота о ребёнке была недостаточной, возникает травма пренебрежения.

Эмоциональная привязанность:

  • состоит из психических процессов и явлений;

  • общая для всех и уникальная для каждого ребёнка и каждого родителя;

  • витальная потребность;

  • ресурс и поддержка;

  • формируется, даже если взрослый не проявляет чуткости и внимания.

Характер эмоциональной привязанности влияет на:

  • способность испытывать доверие к самим себе и другим;

  • особенности настроения;

  • особенности поведения;

  • формирование механизмов психологической защиты;

  • типоплогические свойства;

  • понимание собственных эмоций;

  • распознавание эмоциональных реакций других;

  • успешное раскрытие потенциала.

Основные стили эмоциональной привязанности:

  1. Безопасная привязанность.

  2. Небезопасная избегающая привязанность.

  3. Небезопасная тревожная привязанность.

  4. Опасливая привязанность.

Стиль привязанности влияет на успешность социального взаимодействия и социальной адаптации. 

Основная часть социализации ребёнка с момента рождения происходит в семье. Нарушение семейных взаимоотношений, распределения ролей будут способствовать формированию психологических проблем. Психологически благополучная семья является важным условием здоровья и психического, и физического. Если родители будут психологически компетенты, будут понимать своего ребёнка, давать ему "нужную порцию" положительных эмоций, а самое главное, будут любить и заботиться друг о друге, ребёнок будет более стрессоустойчив и здоров. Главная задача родителей - дать защиту, опору и навыки адаптации. Жизнестойкость и уязвимость ребёнка идут из семьи.

Характер эмоциональной привязанности формирует в реббёнке стержень, на котором держится его личность, во многом определяя всю его дальнейшую жизнь. Понимая, как устроена привязанность, можно найти ключ к осознанию особенностей характера ребёнка, помочь ему успешно развиваться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья242.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль характера эмоциональной привязанности

в формировании значимых отношений личности ребёнка

Фёдорова Маргарита Николаевна,

педагог-психолог ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга

     

     Если коротко о роли характера эмоциональной привязанности в формировании значимых отношений личности ребёнка, то это о том, что главная задача родителей – дать защиту, опору и навыки адаптации вне семьи. Если ребёнок вне семьи чувствует себя беспомощным, если ребёнок страдает, то виноваты родители, которые создали ребёнку иллюзорный мир, а потом невроз. Самый базовый, основной массив знаний и умений, который определяет качество жизни на 90%, дети усваиваются с года до трёх лет.

     В конечном итоге, ребёнок растёт таким, каким его хотят видеть родители. Просто родители не всегда осознают все свои желания.

     Если мама или папа (значимый взрослый) проецирует свои фантазии на ребёнка, прикрываясь фасадами, ребёнок, не имея возможности им отказать, болеет. Такие родители не интересуются внутренним миром ребёнка и не замечают у него признаков дезадаптации.    

     Адаптация – это приспособление к условиям. Условия – это образ жизни. Образ жизни – это типичные для конкретного ребёнка способы и формы жизни. Они проявляются в особенностях поведения, общения, в типологических особенностях, в устойчивости к воздействию различных факторов.

     Жизнестойкость или уязвимость ребёнка идут из семьи.

     Дети – это зеркало. И родители – зеркало, они тоже когда-то были мальчиками и девочками, и выросли такими тоже не просто так, их так воспитывала мама и папа.  

     Кого в первую очередь «исцелять»?    

     В первую очередь инициатора обращения к психологу. И в большинстве случаев, это мама. Дойдёт до мамы, зачем ей этот урок, станет легче ребёнку. Если у взрослых есть понимание проблемы, и они готовы работать всей семьей, то это половина её решения. Тогда, фокус на проработку стратегий и травм собственно родителей.

     Если влияние родителей близится к нулю, то и ответственность за текущее состояние дел они нести не собираются, потому как чувство ответственности будет только у того, кто может на ситуацию действенным образом влиять.

     Родители сами должны учиться быть родителями и развиваться, обучая и тренируя ребёнка выживать.

     Каждый ребёнок имеет собственную способность к адаптации. К ухудшению здоровья приводит неудачная психическая адаптации. И решающим фактором оказывается фрустрация желания зависимости, стремление к помощи и потребности в любви, недостающая порция заботы и внимания. Когда эти желания не находят удовлетворения, образуется хронический эмоциональный раздражитель (конфликты). Конфликты размещаются в определённых слабых местах организма, которые называются местами пониженной сопротивляемости. Место пониженной сопротивляемости – это тот орган, который берёт на себя ответственность на уровне тела. Тело – это видимое выражение нашего отношения к чему-нибудь/кому-нибудь, так же как дом – видимое воплощение архитектурного замысла. Опыт ребёнка записывается в теле и влияет на это тело.

     Изучение эмоционального развития имеет первостепенное значение для понимания психологической основы. Эмоциональная жизнь маленького ребёнка более прозрачна, её можно наблюдать.      

     Заключение о стиле привязанности у ребёнка поможет судить о природе формирования болезненных симптомов. Эти связи остаются глубоко в основе эмоциональной жизни и могут проявляться в виде проблем.

     Эмоциональная привязанность – это глубокая психическая и эмоциональная связь матери и ребёнка. Эта связь соткана из психических актов: чувств, решений, поступков, улыбок, взглядов, мечтаний и самопожертовования. Она общая для всех и уникальная для каждого ребёнка и каждого родителя.

     Привязанность – витальная потребность. Потребность ребёнка в заботе взрослого – жизненно важная. Младенец привязывается к значимому взрослому, который о нём заботится. Чаще всего, хотя и не обязательно, это мать. Это первое и очень важное свойство привязанности, которое многое объясняет в поведении детей.    

     От взрослого ребёнок ожидает защиты и поддержки. Когда малыша обнимают, утешают, защищают, именно эти объятия, любовь и слова могут спасти его от тревоги и страхов.

     Когда детство кончается, привязанность остаётся навсегда. Эта душевная связь является ресурсом и поддержкой.    

     Привязанность возникает в любом случае, даже если взрослый лишён чуткости или невнимателен. Ребёнок не имеет возможности выбирать отношения, поэтому ему приходится подстраиваться (адаптироваться) под те отношения, в которых он оказался. Формирующиеся в этих отношениях эмоциональные привычки и реакции влияют на его будущее. Если забота о ребёнке была явно недостаточной, можно говорить о травме пренебрежения.    

     Отношения ребёнка с другими людьми зависят от того, каким было его общение со значимыми взрослыми. Мы социальные существа, нам необходимы поиск и поддержание контакта с окружающими людьми. С этой точки зрения привязанность можно рассматривать как зависимость от других. Именно полностью удовлетворённая потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи в будущем. Страхи вырастить неженку, которая не сможет справляться с жизненными невзгодами, необоснованны. Лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной.

     Складывающийся стиль привязанности влияет на то, насколько успешными дети будут в будущем, легко ли им будет находить близких людей, смогут ли они просить о помощи и получать её, способны ли утешиться сами.

     Характер эмоциональной привязанности проявляется в способности испытывать доверие к самим себе и к другим. Если родители держатся холодно, отстранённо, если мать переживает горе, если она переутомлена, тяжело болеет, если ребёнок слишком рано оказывается в яслях, базовое доверие может не сложится.

     Есть версии, что именно сложности с базовым доверием лежат в основе тревожности, страхов и зависимостей.              

     Основные стили привязанности

  1. Безопасная привязанность

Такой стиль привязанности складывается у детей, которые уверены в том, что значимый взрослый всегда окажется рядом, когда это потребуется, и окажет помощь. Эта уверенность позволяет детям чувствовать себя в безопасности и с интересом изучать окружающий мир. Они наслаждаются близостью и не испытывают зависимости.    

Впоследствии такая привязанность трансформируется в уверенность и свободу.

  1. Небезопасная избегающая привязанность

Такой стиль привязанности возникает, если призывы ребёнка не встречают ответа, а потребности не удовлетворяются. Ребёнок делает вывод, что его желания безразличны взрослому, и старается приспособиться к этой ситуации, подавляя свою потребность в любви и заботе. Он может выглядеть безразличным и незаинтересованным, но за этим скрывается страх быть покинутым и отвергнутым. Ребёнок погружается в свою внутреннюю жизнь, потому что там безопасней, чем во внешнем мире с другими.

Избегающие близости личности с таким стилем привязанности часто становятся жертвами других видов зависимости (часто компьютерной).

  1. Небезопасная тревожная привязанность

Этот стиль привязанности – следствие непредсказуемого поведения взрослого: он то груб, то нежен, то безразличен, то может неожиданно уйти, бросив ребёнка. И ребёнок не понимает, от чего это зависит и чего ждать. Такие дети могут побаиваться чужих людей даже в присутствии родителя, огорчаются, когда родитель уходит, но не радуются, когда родитель возвращается, а иногда даже сердятся на него, потому что не чувствуют себя с ним в безопасности.

  1. Опасливая привязанность

Такой стиль привязанности возникает у детей, которые привыкли подавлять свои чувства, не встречая у значимого взрослого помощи и одобрения, выдерживая с его стороны насмешки и запугивание.   

   

     Иллюстрации четырёх типов привязанности

     Четыре маленькие девочки (метафора от Долорес Москуэро)

     Это истории про девочек, которые падают и разбивают коленки.       

  1. Иллюстрация БЕЗОПАСНОЙ привязанности – 1-я девочка Сюзанна.

Сюзанна поскальзывается, падает и видит, что у неё разбиты коленки. Плачет. Бежит домой.                                                                                                                                                                               Мама смотрит на неё с любовью и говорит: «Болит, правда? Дай я тебя обниму. Давай промоем рану».                                                                  

Мама даёт пластырь, даёт посидеть на коленках и, может быть, они вместе поют песенку. И через какое-то время маленькая девочка перестаёт плакать и бежит обратно играть.

Через некоторое время мама спросит: «Ну что, всё ещё болит?». «Да нет» – ответит девочка.

Чему научилась Сюзанна (опыт)?

То, что она узнала о себе:                              

Я могу различить, что я чувствую.  

Я уважаю свои чувства.      

Когда я чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны.

Я могу обращать внимание на мои потребности.

То, что она узнала про других людей:                                                      

Эмоции других людей важны.  

Я могу распознавать, выдерживать и сочувствовать эмоциям других людей, не заставляя их чувствовать хуже.

  1. Иллюстрация ИЗБЕГАЮЩЕГО типа привязанности – 2-я девочка Мария

Мама готовит на кухне. Мария, со слезами на глазах, говорит: «Я упала, мне больно». Мама, без слов, берёт пластырь, перекись водорода, протирает рану. Мария пытается найти взгляд мамы, но мама фокусируется на вытирании раны. Мария тоже фокусируется на том, как мама вытирает рану. И успокаивается. Мама заканчивает и говорит: «Иди, вымой руки, сейчас будем ужинать». И возвращается к своим кухонным делам. Мария вытирает слёзы и идёт мыть руки.

Чему научилась Мария (опыт)

В отношениях с собой:

Я не знаю, что я чувствую.

У меня сложности с пониманием чувств.

Когда я плохо себя чувствую, я не даю время себе понять, что я чувствую.

В отношении с другими людьми:

У меня проблемы с пониманием чувств других людей.

Когда другим плохо, я фокусируюсь на себе.

  1. Иллюстрация ТРЕВОЖНОЙ привязанности – 3-я девочка Лада

Лада бежит домой и плачет. Мама слышит плачь и выбегает навстречу, думая, что случилось что-то серьёзное. Когда она видит дочь, хватает её за руку и кричит: «Я тебе тысячу раз говорила, будь аккуратна! У меня из-за тебя скоро будет сердечный приступ!». Девочка не успокаивается, она ещё больше начинает плакать. Видя, что девочка не успокаивается, мама говорит: «Не плачь, это выглядит плохо».

Чему научилась Лада (опыт)

В отношениях с собой и с другими людьми:

Я чувствую вину за свои эмоции.

Я не знаю, что делать со своими эмоциями.

У меня занимает много времени, чтобы почувствовать себя лучше.

Мои эмоции переполняют меня и других людей.

Я отчаянно ищу других, но, если они отвечают, я не способна успокоиться.

Иногда я даже злюсь, когда мне хотят помочь.

  1. Иллюстрация ДЕЗОРГАНИЗОВАННОГО типа привязанности (опасливая)  

4-я девочка Тереза

Тереза очень напугана, что упала. Плачет. Когда она возвращается домой, мать говорит ей: «Ты вечно падаешь, ты неуклюжая». Тереза начинает плакать ещё сильнее. Мать ещё больше расстраивается: «Заткнись! Ты такая плакса, я даже не знаю, в кого ты пошла!». Девочка царапает себя и начинает плакать ещё больше. Мать выходит из себя, бьёт её и говорит: «Так, ещё больше хочешь?». Тереза падает из-за этого воздействия, замирает и перестаёт плакать.

Чему Тереза научилась (опыт)

В отношениях с собой:

Я заслуживаю того, что со мной случилось.

Это моя вина, что я такая.

Показывать свои эмоции опасно.

В отношениях с другими людьми:

Если я попрошу помощи, меня могут ранить.

     Характер эмоциональной привязанности формирует в ребёнке стержень, на котором держится его личность, во многом определяя всю его дальнейшую жизнь. Глубокая и надёжная привязанность лежит в основе и хорошего поведения, и успешного раскрытия потенциала ребёнка. Не «развивающие методики», а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни. Конструктивная привязанность даёт силы и радость, помогает действовать в мире.      

     Многие проблемы можно вполне успешно решить, если знать, как устроены отношения ребёнка с родителями. Понимая, как устроена привязанность, можно найти ключ к осознанию особенностей характера ребёнка, помочь ему успешно развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

               Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседн...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка....

Роль семьи в формировании личности ребёнка

В данной статье раскрывается взаимодействие семьи и школы в формировании личности ребенка....

Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...

Родительское собрание " Роль семьи в формировании личности ребёнка"

В этой статье вы найдёте ответ на вопрос, как строить свои отношения с детьми, какой может быть родительская любовь....

Открытое занятие кружка «Занимательный английский» в 1-ом классе «Что я умею делать»? в рамках районного семинара руководителей образовательных учреждений на тему: «Формирование гражданской культуры личности ребёнка через внеурочную деятельность».

Внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 1-го класса. Цель занятия - активизация пройденной лексики через игру, развитие речевых способностей, памяти, мотивации к дальнейшему изучению в пр...