Выступление "Умение работать с информацией"
статья

Любовь Валентиновна Усанина

описание работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_rabotat_s_informatsiey_usanina_l.v.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Умение работать с информацией  как планируемый результат обучения младшего школьника

Усанина Л.В.

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 2»

г. Красновишерск

Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (книга, видео - или аудионоситель, компьютер, человек как информатор, окружающий мир) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Умение работать с текстом и информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое ребенку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

 В каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки работы с информацией, необходимые выпускнику начальной школы («Выпускник научится:…», «Выпускник получит возможность научиться:..»).

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения)  работы. Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Рассмотрим подходы, представленные в УМК, в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации.

Учебники по всем без исключения предметам представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты и лексический материал (подборки слов и словосочетаний), условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы. Поэтому в учебниках широко представлены знаково-символические средства:

 1) помогающие обучающимся ориентироваться в учебнике (например: «Поиск информации», «Исследование», «Учим друг друга», «Инсценируй», «Работа со словарем», «Составление справочника», «Работа с карточками», «Проверь себя», «Работа в паре», «Работа в группе», «Задание для девочек», «Задание для мальчиков» и другие);

2) необходимые для освоения программы каждой предметной линии (например: цифры, знаки действий, знаки сравнения, буквы, знаки препинания, блок-схемы в алгоритмах, чертежи, модели, числовые прямые, знаки в ребусах, знаки на картах и планах и др.). Ученики научатся «читать» рисунки, карты, планы, таблицы, алгоритмы, диаграммы, чертежи и прочее.»

Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям и т.п.

Кроме того, задания учебников предполагают получение учащимися дополнительных сведений из самых разных источников – справочной, научной, художественной, периодической литературы; дисков, плакатов, фильмов и других источников наглядности; сети Интернет; от авторитетных сверстников или взрослых; из наблюдений и опыта общения. Задания учебников, учителя мотивируют учащихся на привлечение как можно более широкого спектра источников для решения учебных задач разного уровня сложности.

Информация, полученная учащимися, непременно должна фиксироваться и использоваться. Задания учебников предлагают учащимся широкий набор приемов и способов ее фиксирования. Это, прежде всего, запись готовых фрагментов, создание собственных текстов разных стилей и жанров на основе полученных данных; краткая запись, схема, таблица, диаграмма, рисунок и т.п. Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.

Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования.

Этап применения и представления информации обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.

На этом этапе возможно еще одно преобразование информации с целью ее донесения до других, то есть создание собственного текста,  комментариев, сообщения, тезисов, выводов; «встраивание» имеющихся данных в уже имеющуюся информацию (например, для решения задачи); подготовка презентационных материалов – таблиц, схем, диаграмм, плакатов, компьютерных презентаций; развитие навыков устной речи – умение строить монологическое высказывание; умения формулировать, задавать и отвечать на вопросы, вести диалог; отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать собеседника, оппонента.

Вся эта работа является системной подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, представленной в учебниках по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству, музыке, технологии. При этом выстраивается тесная связь с внеурочной деятельностью.

На всех названных этапах работы с информацией учащийся проводит оценку ее достоверности, то есть фактического соответствия, научности, соответствия учебной задаче, уместности в речевой ситуации; соответствия заданным параметрам и т.п. Оценке должна подвергаться не только полученная из разных источников информация, но и весь продукт, создаваемый самим учащимся. Оценка может проводиться в разных формах – как самоконтроль и самопроверка, как экспертиза (опытным путем), как аналитическая работа; получение искомого результата; как внешний контроль со стороны других учащихся в процессе парной, групповой или фронтальной работы; со стороны учителя и других взрослых (жюри, судьи).

Работа с информацией на всех этапах стимулирует формирование универсальных умений, необходимых в жизни каждому человеку, независимо от его профессиональной ориентации, то есть его информационную культуру. Задача каждого педагога – научить учащихся владеть информацией для получения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс

Технологическая карта урока ТЕХНОЛОГИИ. Тема "Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете", 2 класс...

Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией

Способ проверки метапредметных результатов....

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...