Комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией
материал (3 класс) на тему

Потемкина Людмила Леонидовна

Способ проверки метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Слайд1 Комплексные работы на межпредметной основе и  работе с информацией . (как способ проверки метапредметных результатов)

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Слайд 2

        Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

        Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; может добавляться и окружающий мир.

С помощью этих работ оценивается

 Слайд 3,4      В области чтения

1)техника и навыки чтения

  • скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;
  • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

3)читательский отклик на прочитанное.

Слайд5,6,7      В области системы языка

1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

  • целостность системы понятий (4 кл.);
  • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
  • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
  • разбор предложения по частям речи;
  • синтаксический разбор предложения;

2)умение строить свободные высказывания:

  • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
  • предложения
  • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения

3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);

4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)

 Слайд8   В области математики

1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

3)умение рассуждать и обосновывать свои действия

 Слайд9   В области окружающего мира

1)сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий

  • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
  • объекты живой и неживой природы;
  • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
  • распознавание отдельных географических объектов

2)сформированность первичных предметных способов учебных действий

  • навыков измерения и оценки;
  • навыков работы с картой;
  • навыков систематизации

3) сформированность первичных методологических представлений

  • этапы исследования и их описание;
  • различение фактов и суждений;
  • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

        Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

        интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по использованию полученных результатов;

  • фиксации первичных результатов выполнения работ детьми и результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

1. Основные результаты измерений в динамике

Динамика достижения метапредметных результатов не является удовлетворительной. В 2014 г. произошло значительное снижение уровня базовой подготовки обучающихся начальной школы. Значительная часть учащихся не владеет опорной системой действий необходимых для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Результаты комплексных работ по Пречистенской СОШ.

1класс 2012г

2класс 2013

3класс 2014

Базовый

60.4%

61.3%

57.3%

Ниже базового

14.8%

18.7%

37.2%

Повышенный

24.8%

20%

5,95%;

 

Результаты комплексных работ по Ярославской области

1 класс 2012г

2 класс 2013г

3 класс 2014г

Базовый        

50,87%          

72,7%        

36,5%

Ниже базового

25%

23.8%

57,6%

Повышенный

24,21%

3,5%

5,95%

Большинство обучающихся  справились с заданиями, в которых необходимо осуществлять:

  • поиск, сравнение знаково-символической информации, представленной в явном виде (задания №№ 1, 2);
  • решение простых учебно-практических задач на основе учебной модели (задания №№ 6«б, 9, 11, 14);
  • поиск конкретной информации, расположенной в тексте компактно или рассредоточено, заданной в явном виде (задания №№ 7, 12, 18«а», 20);
  • сопоставление простой информации, заданной в разных формах предъявления – рисунке, тексте, диаграмме (задание №  15);
  • целостное понимание текста и  средств художественной выразительности, поиск образных эквивалентных понятий  (задание № 19);
  • личностную  рефлексию  и  определение уровня собственных учебных достижений по шкале успешности (задание № 25)

Пректная задача

В области низких значений (до 60%) расположены средние результаты сформированности  познавательных УУД. Обучающиеся затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установлении причинно-следственных связей, логических закономерностей, не умеют переносить сформированные алгоритмы действий в новые ситуации и изменившиеся условия.

В формировании регулятивных УУД выявлены затруднения в умении планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации В формировании коммуникативных УУД положительная динамика наблюдается в умении и желании школьников работать в группе: распределять роли, избегать конфликтов, сотрудничать в достижении общей цели

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

1.Подобные задания следует чаще использовать в процессе занятий при изучении новой темы, в промежуточном и итоговом контроле,  чтобы обучающиеся не только осваивали алгоритмы действий, но и осознанно использовали их в решении познавательных и творческих задач. Учитель должен определять содержание и формы деятельности, в которую будут включаться обучающиеся,  с учетом того, какие компетенции (или их компоненты) будут формироваться на уроке.

2.В результате исследования выявлен недостаточный уровень сформированности  метапредметных компетенций у обучающихся 3-классов, причем наметилась тенденция к снижению доли обучающихся, достигающих базового уровня метапредметных результатов.  

В заданиях базового уровня сложности практически все обучающиеся справились с работой         со схемами и условными обозначениями, смогли сориентироваться в тексте и найти конкретную информацию. В то же время большинство не смогли перекодировать информацию в другую форму предъявления, работать с формальными элементами текста (такими как сноска), найти и сопоставить информацию из разных источников или в условиях множественности выбора.

3.Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, направленные на применение алгоритмов учебных действий в практикоориентированных заданиях при работе с учебными моделями. Формирование метапредметных компетенций на уроках невозможно без создания образовательной среды, предполагающей собственную активность обучающихся при решении задач творческого, поискового характера.

4.Ожидаемо, (в т.ч. и в силу возрастных особенностей) обучающиеся 3-х классов показывают недостаточный уровень сформированности регулятивных УУД. Они затрудняются в постановке цели и планировании своих действий при решении учебных задач, надеясь на помощь учителя в корректировке способов их действий, нахождении и исправлении ошибок.

Развитие произвольной сферы обучающихся начальной школы требует длительной и систематической работы не только на уроках и во внеурочной деятельности, но и вне школы. Здесь особенно  необходимо взаимодействие и взаимопонимание учителей и родителей для выработки единых подходов по достижению необходимых образовательных результатов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Учитель Пречистенской СОШ Потемкина Л.Л. Комплексные итоговые работы (как способ проверки метапредметных результатов)

Слайд 2

Комплексные итоговые работы (как способ проверки метапредметных результатов ) Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

Слайд 3

Что оценивается с помощью этих работ В области чтения 1)техника и навыки чтения скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста; общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы); сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения; умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

Слайд 4

2)культура чтения, навыки работы с текстом и информацией , включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.); 3)читательский отклик на прочитанное.

Слайд 5

В области системы языка 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика , морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи) целостность системы понятий (4 кл .); фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи; разбор слова по составу (начиная с 3-го кл .); разбор предложения по частям речи; синтаксический разбор предложения;

Слайд 6

2)умение строить свободные высказывания: словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса); предложения связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл .), собственной задачи (3-й кл ., дополнительное задание и 4-й кл ., основное задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную и социальную проблему, на экологические проблемы, задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения

Слайд 7

3) сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания) ; 4)объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы)

Слайд 8

В области математики 1)овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными) 2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию; 3)умение рассуждать и обосновывать свои действия

Слайд 9

В области окружающего мира 1) сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики); объекты живой и неживой природы; классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений; распознавание отдельных географических объектов

Слайд 10

2) сформированность первичных предметных способов учебных действий навыков измерения и оценки; навыков работа с картой; навыков систематизации 3) сформированность первичных методологических представлений этапы исследования и их описание; различение фактов и суждений; постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Слайд 11

1. Основные результаты измерений в динамике Динамика достижения метапредметных результатов не является удовлетворительной. В 2014 г. произошло значительное снижение уровня базовой подготовки обучающихся начальной школы. Значительная часть учащихся не владеет опорной системой действий необходимых для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач .

Слайд 12

Результаты комплексных работ по Пречистенской СОШ. 1класс 2012г 2класс 2013 3класс 2014 Базовый 60.4% 61.3% 57.3% Ниже базового 14.8% 18.7% 37.2% Повышен ный 24.8% 20% 5,95%;

Слайд 13

Результаты комплексных работ по Ярославской области 1 класс 2012г 2 класс 2013г 3 класс 2014г Базовый 50,87 % 72,7% 36,5% Ниже базового 25% 23.8% 57,6% Повышен ный 24,21% 3,5% 5,95%

Слайд 14

Базовый уровень

Слайд 15

Пректная задача В области низких значений (до 60%) расположены средние результаты сформированности познавательных УУД. Обучающиеся затрудняются в выделении существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установлении причинно-следственных связей, логических закономерностей, не умеют переносить сформированные алгоритмы действий в новые ситуации и изменившиеся условия. В формировании регулятивных УУД выявлены затруднения в умении планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации В формировании коммуникативных УУД положительная динамика наблюдается в умении и желании школьников работать в группе: распределять роли, избегать конфликтов, сотрудничать в достижении общей цели

Слайд 16

Выводы На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1.Подобные задания следует чаще использовать в процессе занятий при изучении новой темы, в промежуточном и итоговом контроле, чтобы обучающиеся не только осваивали алгоритмы действий, но и осознанно использовали их в решении познавательных и творческих задач. Учитель должен определять содержание и формы деятельности, в которую будут включаться обучающиеся, с учетом того, какие компетенции (или их компоненты) будут формироваться на уроке.

Слайд 17

2.В результате исследования выявлен недостаточный уровень сформированности метапредметных компетенций у обучающихся 3-классов, причем наметилась тенденция к снижению доли обучающихся, достигающих базового уровня метапредметных результатов. В заданиях базового уровня сложности практически все обучающиеся справились с работой со схемами и условными обозначениями, смогли сориентироваться в тексте и найти конкретную информацию. В то же время большинство не смогли перекодировать информацию в другую форму предъявления, работать с формальными элементами текста (такими как сноска), найти и сопоставить информацию из разных источников или в условиях множественности выбора.

Слайд 18

3.Наибольшие затруднения у обучающихся вызвали задания, направленные на применение алгоритмов учебных действий в практикоориентированных заданиях при работе с учебными моделями. Формирование метапредметных компетенций на уроках невозможно без создания образовательной среды, предполагающей собственную активность обучающихся при решении задач творческого, поискового характера. 4.Ожидаемо, (в т.ч. и в силу возрастных особенностей) обучающиеся 3-х классов показывают недостаточный уровень сформированности регулятивных УУД. Они затрудняются в постановке цели и планировании своих действий при решении учебных задач, надеясь на помощь учителя в корректировке способов их действий, нахождении и исправлении ошибок. Развитие произвольной сферы обучающихся начальной школы требует длительной и систематической работы не только на уроках и во внеурочной деятельности, но и вне школы. Здесь особенно необходимо взаимодействие и взаимопонимание учителей и родителей для выработки единых подходов по достижению необходимых образовательных результатов.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе

В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...

Анализ итоговой комплексной контрольной работы на межпредметной основе автора О. Логиновой за 1 класс

Анализ контрольной работы трудоемкий процесс, тем болле, если нужно просчитать успешность в процентах. Файл, созданный в программе Exel, позволяет быстро получить результаты успешности по классу, отде...

Презентация к семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе"

Презентация  составлена к городскому семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе". Данная презентация мож...

Комплексная проверочная работа на межпредметной основе

Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окру...

Комплексная итоговая работа на межпредметной основе по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Математика» для обучающихся 4 класса

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:✔ системы знаний и представлений о природе, обществ...

Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».

Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...