Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.
статья

Федорова Светлана Михайловна

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Причины неуспеваемости ребенка в начальной школе. Методы и способы преодоления неуспеваемости.

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой неуклонного роста неуспеваемости учеников в младших классах.

В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность и непоседливость), ситуаций (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т. д. Однако все это можно объединить в три группы факторов: психологические, педагогические и патологические факторы.

1. Психологические факторы:

Первая причина- низкая внутренняя активность, связанная недостаточностью всех ресурсов внимания, памяти и мышления. В связи с чем, школьник плохо понимает, и не способен качественно усваивать школьные предметы и т.д.

Вторая причина - несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, т.е. использовать свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание), целенаправленное запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний.

2. Педагогические факторы

Сюда относятся все характеристики школьной среды:

- количество и состав учеников в классе;

-первая или вторая смена обучения;

-квалификация и стиль общения первой учительницы;

-программа, по которой ведется обучение и т. д.

Объективность состоит также в том, что эти факторы изначально, в общем, одинаковы для всех учеников. Воздействуют, конечно, они на всех по-разному, поскольку дети не одинаковы, и то, что для одного ребенка может стать причиной неуспеваемости, для другого пройдет безболезненно.         Следовательно, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать максимальные условия для комфортного нахождения в школе.

  1. Патологические факторы

В эту группу входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто встречающиеся задержки психического развития разного происхождения и так называемые «очаговые» (локальные) поражения центральной нервной системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). В зависимости от того, какое нарушение является основным и наиболее серьезно сказывается на поведении и адаптации ребенка, все отклонения в психическом развитии условно можно объединить в три следующие группы:

-нарушения в познавательной сфере;

-нарушения в развитии личности;

-нарушения в сфере межличностных отношений (в социальной сфере).

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. 

Методы и способы преодоления неуспеваемости

1.Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. 

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе ( доп.занятия).

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости младших школьников

  1. Эффективность обучения, характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс.
  2. Эффективность учебной работы учащихся в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами.  Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого   ученика   как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
  3. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
  4. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо - и самоконтроля, взаимо - и самооценки под руководством учителя.
  5. Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы.  Это отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся    личностную и общественную значимость учебной работы, понимают ли они   крайнюю необходимость и важность для самого ученика и для общества активной, творческой, систематической и упорной работы.

Учебная деятельность должна быть продумана, включать проблемные ситуации, необходимо варьировать приемы и методы. Активно использовать парную, групповую работу. Но при этом следует обратить внимание на сплоченность групп, только в этом случае интерес к предмету будет повышаться.

Большее место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Необходимо чтобы ученик осознавал ее содержательность, т.е. отметка должна быть как показатель уровня знаний и умений. Также в повышении мотивации эффективным могут стать жизненные примеры известных личностей.

Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации способствуют устранению педагогических и психологических причин неуспеваемости у младших школьников в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Причины неуспеваемости и пути ее преодоления."

.Вступительное слово Почему дети  учатся плохо? С чем это связано? С тем, что они не хотят учиться или не могут? А может быть имеет значение что-то другое? Поиск ответа на вопрос: почему не все ш...

Выступление на педагогическом совете по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе" (2014г.)

Со держит презентацию и конспект по теме "Причины неуспеваемости в начальной школе....

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "

Урок русского языка на тему "Причины ошибок на пропуск букв при письме и способы их устранения "...

«Причины неуспеваемости детей в начальной школе»

Представлены в тексте причины, из-за которых возникают трудности в обучении и общении у детей начальной школы....

Статья на тему "Причины неуспеваемости младших школьников"

   В данной статье рассматриваются во взаимосвязи понятия "неуспеваемость" и "отставание" в учебно-воспитательном процессе младших школьников, показаны причины их ...

Пение, как метод адаптации ребенка в начальной школе

в материале рассматриваются причины, по которым ребенку стоит заниматься пением и как  занятия вокалом поможет адаптироваться к школьному обучению в 1 классе...