Формирование навыка правописания мягкого знака у детей с дисграфией.
статья (2 класс)

Материал подобран для родителей, дети которых испытывают трудности обозначения мягкости согласных на письме гласными и мягким знаком. В доступной форме описываются причины нарушения, последовательность работы, примеры упражнений. Рекомендована современная литература, позволяющая отработать навык правописания мягкого знака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мягкий знак15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка употребления мягкого знака у младших школников.

Во 2-3 классах часто встречаются логопедические ошибки на правописание мягкого знака.

Одной из часто встречающихся проблем у учеников с дисграфией и дизорфографией является сложность в написании мягкого знака и его неверное употребление. После того как ребенок делает ошибку в написании слова, родители просят его прочитать это слово, в надежде на самостоятельное исправление, однако ребенок не замечает ошибку в написанном слове и читает его правильно. Такой метод проверки не эффективен. Многие родители не считают нарушения устной речи основной проблемой и не связывают постоянные сложности в письме с ними. По этой причине продолжительные занятия с репетиторами по русскому языку особо не помогают.

Но настоящая проблема скрывается глубже. Возможно, у ребенка не развит фонематический слух или фонематическое восприятие. Ребенок может испытывать трудности в различении гласных и согласных звуков, а также в обозначении твердости и мягкости согласных. Возможно, он еще не усвоил или недостаточно проработал правило написания разделительного мягкого знака. Возможные причины могут быть разными, однако преодоление всех этих трудностей всегда должно начинаться с профессиональной логопедической оценки. Исходя из этой оценки, разрабатывается план коррекции проблемы.

Отработать правильное написание мягкого знака помогает определенная система упражнений и регулярные занятия.

Логопедическая работа начинается с отработки умения выделять мягкие и твердые звуки на уровне звука, слога, слова, предложения, текста. Затем переходим к упражнениям с буквами и добавляем мягкий знак сначала на уровне 2 букв, затем слогов и слов. Далее отрабатываем употребление мягкого знака на уровне слова, обращаем внимание, что одна буква меняет смысл лова (мел-мель). Затем переходим к письменным упражнениям на уровне предложения и текста.

Количество упражнений для отработки навыка правописания мягкого знака будет зависеть от каждого ребенка и его особенностей.

Тренировочные упражнения для различения мягкого знака в словах.

Рассказываем ребенку, что есть мягкие и твердые согласные звуки. На мягкость согласного указывают 1) гласные Е, Ё, Ю, Я, И и 2). Мягкий знак. Сравниваем: мал - мял, мыло- мило, кон - конь, уголки - угольки и т.д. Учимся различать разделительный мягкий знак в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Для этого произносим слоги: ля - лья, ме - мье, пю - пью, ни ,- ньи и другие. Даём понять, что в слогах с мягким знаком гласный звук произносится с паузой, он как бы спотыкается об мягкий знак. Подключаем в это упражнение движение рук: руки вместе с ЛЯ, НЁ, ТЮ, МЕ; руки в стороны с слогами ЛЬЯ, НЬИ, ТЬЮ, МЬЕ.

Игра "Наоборот" с использованием мяча или машинки. Катаем их друг к другу. Взрослый произносит слог с гласным слитно и толкает мяч, а ребёнок должен произнести раздельно, возвращая мяч: МЯ - МЬЯ, ПИ - ПЬИ, МЯ - МЬЯ, ДЮ - ДЬЮ, ТЕ - ТЬЕ и другие. В этой игре важно донести до ребёнка, что мягкий знак перед Е, Ё, И, Ю, Я при произнесении даёт небольшую паузу.

Игра "Один-много" образовать и записать множественное число существительных от единственного, используя мягкий знак: стул - стулья, крыло - крылья, брат - братья, полено - поленья и другие.

Вставить, где это необходимо, мягкий знак:

Нержавеющая  стал _, густая  пыл _, белый  мел _, длинный  шест _, зеленая  ел _, штрафной удар_, острый угол_, не лез_ на крышу, ел_ банан, учител_ положил мел_.

Игра "Имена". Подобрать взрослое имя: Даша - Дарья, Наташа - ...., Соня - ..., Маша - ..., Илюша - .... Назвать ласково: Катя - Катенька, Надя - ...., Миша - ..., Коля - ..., Оля - ...., Вася - .....

Игра "Исправь ошибки у Незнайки": у птицы перя, кошачя шерсть, барсучя нора, полёт из лейки, медвежя шкура, вют гнезда, большая семя и другие

Можно порекомендовать литературу, помогающую самостоятельно отработать навык правописания мягкого знака.

1. Буйко В. Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет. Логопедические игралочки.

2. Ишимова, Алипченкова: Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. ФГОС

3. Коноваленко, Коноваленко, Кременецкая: Различаем парные твердые - мягкие согласные. Пособие для логопедов.

4. Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет

5. Масютина М., Попова Л. Дисграфия. Мягкие против твердых согласных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака в числительных

Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих"

Урок русского языка разработан по теме «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.В основе урока лежит технология личностно-ориентированного...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...