ИКТ в образовательном процессе младших школьников
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

Работа с компьютером является привлекательным для младших школьников видом деятельности. Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ispolzovanie_IKT_v_nachalnom_obrazovanii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Обанина Е.Н.

учитель начальных классов

В настоящее время большинство учащихся дошкольного возраста начальной школы используют компьютер, некоторые из них выходят в Интернет. В моём классе четверо учеников, у трёх из них имеется дома персональный компьютер. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для младших школьников видом деятельности. Их привлекает перспектива получения более обширных знаний благодаря возможностям, которые открывает компьютер. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним и мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. [1,38]

В своей работе я использую компьютерные программы:

  • презентации,
  • информационно-обучающие (чаще всего БЭКиМ 2008, ДЭКиМ 2010),
  • тестирующие (чаще Тренажер по математике для начальной школы, тренажёр «Я знаю таблицу умножения»)
  • ресурсы Интернет

Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность мне выстроить объяснение  на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу,  но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса к изучаемой теме.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать  содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу  учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, который позволяет в любой момент вносить в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться  индивидуальная и групповая формы работы. Обучение идет с использованием визуальных и слуховых образов.

Тестирующие программы обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: простота и массовость.

В своей работе я применяю мультимедийные технологии посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, эмоциональная подвижность младших школьников создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает моим ученикам лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийная технология представляет собой объяснительно-иллюстративный метод обучения, который организует усвоение учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. Мультимедиапрограммы позволяют представлять информацию в различных формах  и тем самым повышают эффективность процесса обучения. На уроках с использованием мультимедийных технологий экономится время, необходимое для изучения конкретного материала; приобретенные знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше.  С помощью слайдов я применяю разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Использую различные видеофрагменты (редко), фотографии, иллюстрации, картинки, схемы, таблицы, диаграммы, тексты, предложения, слова.

При разработке уроков я использую программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации, очень удобной в использовании, т.к. слайды можно подготовить для каждого этапа урока. Электронное пособие (слайды) я использую для объяснения нового материала, повторения пройденного, организации проверочных и самостоятельных работ.  При этом учитываю ряд требований:

  • слайд должен содержать минимально возможное количество слов;
  • для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста;
  • лаконичность; предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их в слух во время демонстрации презентации;
  • размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт;
  • предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз;
  • для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемыми являются коричневый, бордовый цвета;
  • слайды должны быть оформлены в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается; для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зелёный, фиолетовый, синий;
  • чертежи, рисунки, фотографии, схемы должны по возможности иметь максимальный размер,  равномерно заполнять всё экранное поле; нельзя перегружать слайды зрительной информацией;
  • звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.
  • на просмотр одного слайда следует отводить не менее 2-3 мин.

С целью повышения качества образования в своей работе я использую и готовые программы, например БЭКМ, тренажёр по математике Начальная школа, обучающую программу «Фраза» - тренажер по русскому языку, содержащий 4000 заданий. В настоящее время магазины предлагают богатый выбор готовой продукции по всем предметам начальной школы.

Использование компьютера позволяет мне создавать проблемные ситуации на уроках: «Что бы это значило?», «А что будет дальше?».  Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление.

В своей работе я использую различные возможности компьютера:

  • Использование справочного материала: словарей («Толковый словарь С.И.Ожегова»), биографии ученых, писателей, художников; интерактивных карт и таблиц (БЭКМ) - для выполнения творческих заданий учащимися  во время поиска необходимой информации на этапах  введения нового материала и закрепления.
  • Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.
  • Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ.
  • Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.
  • Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.
  • Использование любого фрагмента  электронного пособия для создания наглядно-иллюстративного материала урока, выведение его на распечатку.

Список используемой литературы:

  1. ЖНШ №2, 2009 г., с 38-43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.     Основной целью работы учител...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесбережение в образовательном процессе младших школьников

 Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением сос...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников.

Отчёт по использованию ИКТ в образовательном и воспитательном процессе младших школьников. Перечень электронных пособий и компьютерного оборудования в кабинете начальных классов....