Здоровьесбережение в образовательном процессе младших школьников
статья по зож по теме

Ромашова Жанна Иосифовна

      Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.

       Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются:

 - нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

 - нарушение полноценного отдыха у детей;

 - отсутствие достаточной двигательной активности;

 - стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;

 - ошибки в применении педагогических технологий;

 - авторитарный стиль общения;

 - недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;

 - слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;

 - отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовательном процессе младших школьников

     Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

     Здоровье человека — тема для обсуждения самая актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

      Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.

       Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются:

 - нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

 - нарушение полноценного отдыха у детей;

 - отсутствие достаточной двигательной активности;

 - стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;

 - ошибки в применении педагогических технологий;

 - авторитарный стиль общения;

 - недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;

 - слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;

 - отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей

     По данным Минздрава РФ у 50% российских школьников присутствуют функциональные отклонения по органам и системам (те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают); у 35% – выявлены хронические заболевания (те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания), и только лишь 15% имеют первую группу здоровья.

       Это явление в современном образовании заставляет педагогов активно включать в процесс обучения и использовать здоровьесберегающие технологии.

      Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а значит, и разные методы и формы работы:

  • Медико-гигиенические – контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНа.
  • Физкультурно-оздоровительные – направлены на физическое развитие: закаливание, тренировку физических качеств и навыков. Реализуются они на уроках физической культуры, в спортивных секциях.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности – их реализуют специалисты по охране труда и другие специальные службы. Сохранение здоровья рассматривается как частный случай главной задачи – сохранение жизни. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимы по степени их влияния на здоровье детей.

   Именно поэтому более подробно я остановлюсь на последнем пункте.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – системно организованная совокупность программ, приёмов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников.

Цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

Принцип деятельности. Учитель формирует личность ученика и его развитие не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Актуализирует личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри, что не наносит ущерба здоровью детей. Принцип непрерывности. Учитель так организует обучение, что результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

Принцип минимакса. Учитель реализует на своих уроках индивидуальный подход, когда слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный получит максимум. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы и эмоционального здоровья.

Принцип психологической комфортности. Создает ситуации успеха, способствующие повышению самооценки учащихся.

Принцип вариативности. Развивает у учащихся вариативное мышление, понимание возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

Принцип творчества. Максимально ориентируется на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяют на три группы:

1. Организационно-педагогические – определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствует предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.

     Здесь я использую следующие технологии и приёмы на уроках и во внеурочной деятельности – соблюдение гигиенических условий в классе: оптимальных температуры и влажности воздуха, рациональности освещения класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей; проветривание кабинета на переменах, хорошее состояние мебели, оптимальный уровень столов и стульев, соответствующий росту способствует сохранению здоровой осанки (мебель промаркирована в соответствии с СанПином); плотность урока не менее 60% но не более 75 - 80%; число видов учебной деятельности от 4 до 7; средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не более 10 минут; частота чередования деятельности не позже чем через 7 – 10 минут; наличие эмоциональных разрядок – 2-3 за урок; позы учащихся, чередование поз.

2. Психолого-педагогические технологии – связаны с непосредственной работой педагога на уроке, воздействием его на ребёнка, психолого-педагогическое сопровождение.

      Здесь будет уместно использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся: методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.), активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

      А также: включение в урок оздоровительных моментов: физкультминуток, релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, рекомендуется проводить на 20 и 35 минуте урока;

      включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, которые способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

      выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения;

     сказкотерапия (для адаптации) и музыкотерапия (для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки).

       Очень важно наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому предмету. (Интригующее начало урока, эпиграфы к изучаемой теме, интересные факты науки).

       На уроке создаётся особый благоприятный психологический климат, преобладают положительные эмоции.

        Наличие на уроке элементов эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, показ юмористической или поучительной картинки, поговорка, известное высказывание с комментарием, небольшое стихотворение и т.п.). На уроке 2 – 3 разрядки.

        Организованное окончание урока, рефлексия (обсуждение результатов деятельности, комментарий домашнего задания, мотивация на его выполнение, благодарность за сотрудничество).

3. Учебно-воспитательные технологии – включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещение родителей и др.

       В связи с внедрением ФГОС второго поколения у учителей начальных классов появились большие возможности для включения и осуществления программ по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся во внеурочную деятельность.

 Сюда же относится:

  • проведение внеклассных мероприятий на темы здорового образа жизни;
  • участие в фестивалях и конкурсах, а так же мероприятиях на темы здоровьесбережения;
  • разработка и выпуск памяток на темы здоровьесбережения;
  • лекции на родительских собраниях с родителями о вопросах здоровьесбережения;

    Итак, здоровьесберегающее обучение достигается через учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека), создание благоприятного фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии и т.п.

       Здоровьесберегающее обучение приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.

       Здоровьесберегающее обучение зависит от личного примера педагога, применения специальных педагогических технологий, использования эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

         Систематическая работа с детьми, создание условий для здоровьесберегающей среды даёт положительные результаты. Внедрение в обучение ЗОТ ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителя, освоившие эти технологии, работают с особым интересом, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для их педагогического творчества.

 Литература:

 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

 3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

 4. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

 5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Работа с компьютером является привлекательным для младших школьников видом деятельности. Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей шко...

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников

Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.     Основной целью работы учител...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников.

Отчёт по использованию ИКТ в образовательном и воспитательном процессе младших школьников. Перечень электронных пособий и компьютерного оборудования в кабинете начальных классов....