УМК " ГАРМОНИЯ": МЫ- ЗА!
статья по теме

Статья о достоинствах программы "ГАРМОНИЯ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья из Сборника № 1 «Из опыта работы районных  методических объединений учителей начальных классов, педагогов-психологов, учителей логопедов» 2008г. Управление образования Клинского муниципального района, методический кабинет.

УМК «Гармония» ... Мы - за!

Первый класс. Каждый учитель помнит свое волнение 1 сентября, в какой бы уже раз он не входил к своим новым ученикам. Такое же чувство испытывала  и я     1 сентября 2002 года, но к привычному чувству волнения примешивалось чувство ожидания чего-то нового и неизвестного.  Я впервые буду  работать по программе «Гармония». Оправдаются ли  мои надежды и ожидания? Как встретят новую программу родители? Вопросы, сомнения, волнения...

Сейчас, когда сделан первый выпуск, а на его смену пришли новые первоклашки, когда в нашей школе по данной программе стали заниматься еще пять учителей, мы уверены в том, что работа по учебно-методическому комплекту «Гармония» - это непростой, но неизменно интересный, захватывающий и обогащающий каждого его участника путь.

В словаре В.И.Даля сказано: «Гармония - соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, ...согласие, стройность»... Все эти слова применимы, на мой взгляд, для описания процесса обучения по УМК под редакцией Н.Б.Истоминой, М.С.Соловейчик, О.В.Кубасовой, О.Т.Поглазовой, Н.М.Конышевой. Практическая деятельность в течение 4 лет подтвердила это в полной мере. Действительно, данная программа - это соответствие взглядов педагогов, психологов на развивающее обучение в начальной школе; в ней реализованы принципы, в которых есть соразмерность, равновесие между обучением и развитием, а работа по этому комплекту с учениками порождает в их умах стройность математических, языковых, естественно - научных представлений.

В начальной школе, кроме учебников, мы имеем возможность работать со следующим пособиями: тетради с печатной основой № 1 и 2 по математике, тетради «Учимся решать задачи», «Учимся решать комбинаторные задачи», «Наглядная геометрия», «Контрольные работы по математике», «Тетрадь-задачник по русскому языку». С помощью данных пособий легко вовлечь учеников в процесс мыслительной деятельности, обучить их приемам умственных действий, которые впоследствии позволят школьникам самостоятельно постигать новые знания. Учебно-методический комплект «Гармония» создает условия для того, чтобы научить ребенка думать. Работая по этим учебникам, мы убедились, что дети находят интерес не в каких-то искусственных игровых приемах, а в самом предмете.

щ

Система заданий в учебниках такова, что включает в себя и продуктивное повторение материала, и эффективное знакомство с элементами нового, а это обеспечивает прочное и осмысленное усвоение программы ребятами. Наконец, вынесенные на страницы учебника диалоги Маши и Миши в математике, дошкольника Антона и мальчика-иностранца в учебнике русского языка, тексты самих авторов, учебные задания оказывают действующую помощь в обучении, развитии младших школьников. При этом учащиеся, у которых процесс понимания нового растянут во времени, могут обратиться к пройденным страницам и восстанавливать их в памяти по мере необходимости до тех пор, пока не обретут чувство уверенности. Очень удачно решаются проблемы повторения в курсе математики, русского языка. Обучая детей по данным учебникам, мы не сталкивались с необходимостью использования специальных упражнений на повторение изученного. Авторами учебников все

предусмотрено: логика построения курса позволяет при изучении любой темы включать повторение ранее изученного материала. Специальный этап повторения становится ненужным, не выделяется на уроке, но постоянно присутствует на всех этапах урока. Значит, каждый урок состоит не из «кусочков» (с этим познакомимся, а это повторим), а из последовательно расположенных заданий, разнообразных по содержанию и уровню сложности. Свое повторение в курсе математики Н.Б.Истомина называет продуктивным для развития ребенка, в отличие от традиционного репродуктивного, т.е. воспроизводящего повторения.

Новый методический подход к решению задач позволил нам преодолеть «натаскивание» и беспомощность ребят, воплощенную в известной фразе учеников: «Мы таких задач не решали». Ни разу за годы обучения не звучала она в нашем классе. Приступая к рассмотрению любой задачи, учащиеся анализируют ее, определяют способ решения, выискивая взаимосвязи, и справляются с работой в меру своих сил и способностей.

«Делай, что должно, и будет, что нужно!» - утверждали древние мудрецы. Подход к преподаванию по комплекту «Гармония», предложенный авторским коллективом под руководством Н.Б.Истоминой и практически реализованный нами в начальной школе, подтвердил это тезис в полной мере. Несмотря на то, что состав учеников класса разнороден по уровню дошкольного развития, по личностным качествам и познавательным способностям, в процессе обучения все дети смогли усвоить программный материал на уровне стандарта, а более половины - на «4» и «5».

На уроках ребята часто ощущают себя учеными, совершающими открытия. Мы каждый день наблюдаем, как в головках наших учеников рождаются мудрые мысли, как они учатся обосновывать свои высказывания.

Еще более важным итогом такого обучения мы считаем развитие личностных качеств нынешних пятиклассников. Овладев основными приемами мыслительных операций, наши ученики сегодня уверенно движутся по пути познания, не пасуют перед нестандартными заданиями, демонстрируя способность «учить надолго, а не знать, пока изучаешь». Так наши пятиклассники теперь уверенно продвигаются по заданиям учебника «Математика 5», автором которого тоже является Н.Б.Истомина.

Большую помощь учителю в работе оказывают авторы учебно-методического комплекта «Гармония». Четыре раза нам довелось встречаться с авторским коллективом, слушать лекции, принимать участие в их семинарах, посвященных содержанию, организации, методике преподавания по данному комплекту.

Во время таких встреч удается глубже вникнуть в идеи, заложенные в учебниках, выяснить что-то непонятное, пообщаться и перенять опыт других учителей, приобрести полезную учебную литературу, наглядные пособия, которые предлагает издательство «Ассоциация XXI век».

В прошлом учебном году учителя нашей школы приглашали к себе на открытые уроки учителей района.

Мы надеемся, что нам удалось осознать и воплотить в учебную практику идеи авторов учебно-методического комплекта «Гармония».

Криштапова Н.И.-руководитель кафедры учителей начальных классов МОУ-средней общеобразовательной школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фонетический разбор в УМК"Гармония"

Представляю выполнение фонетического разбора в УМК "Гармония"....

Урок русского языка. УМК "Гармония"."Открываем секреты письма".

Рабочий урок по русскому языку с применением ИКТ....

Рабочие программы к УМК "Гармония" - 4 класс

Папка содержит рабочие программы с пояснительной запиской и тематичеким планированием по русскому языку (М.С. Соловейчик), математике (Н.Б. Истомина), литературному чтению (О.В. Кубасова), технологии ...

Интегрированный рок Литературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония») Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония»)

Интегрированный рокЛитературное чтение. Тема. Н.Сладков. Ивовый пир ( 3класс, УМК «Гармония»)Русский язык. Тема. Что ты знаешь о словах ( 3класс, УМК «Гармония») Цели:  познакомить с жизнью ...

Эссе " Я в «Гармонии», гармония во мне".

С древнегреческого языка это слово переводится как согласие, слаженность, единство.Чем гармония привлекательна? Прежде всего, своей красотой, рациональностью, логичностью, оптимальностью, безупречност...

"Единицы времени" УМК "Гармония" 4 класс УМК "Гармония"

Цель: продолжать  закреплять  теоретические знания по теме: « Единицы длины, времени, массы», применяя алгоритм перевода больших единиц в меньшие и обратно.Задачи:а) образовательные:·...