Развитие лексикона младшего школьника
методическая разработка по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Материал одержит выступление на школьном МО + презентацию к выступлению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo.doc51.5 КБ
Office presentation icon razvitie_leksikona_mladshego_shkolnika.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Развитие лексикона младшего школьника.

Речь – это одна из ярких, индивидуальных и отличительных особенностей человека. «Речь, - пишет методист В.К. Харченко, - зеркало личности. Как человек говорит – таков горизонт, диапазон его культуры, такова граница, планка, высота его развития».

О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский выступал за развитие «дара слова», подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для  дальнейшего  обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова …всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».  

  Развивать речь детей – значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Большинство учителей отмечают, что словарь школьника беден, его связная речь примитивна. П.А. Грушников по этому поводу говорил: «Ограниченность активного словарного запаса у детей, обучающихся в начальных классах, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок…» Всё это соответствует реальному положению вещей, и поэтому необходимо развивать у младших школьников внимание к слову, желание и умение объяснять его лексическое значение, расширять и обогащать активный словарь детей, т.е. повышать культуру речи учащихся.  

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и  литературного чтения, поскольку, по данным М.Р.Львова, до IV класса половина новых слов  входит в словарь младших школьников через эти уроки.

   Направленность современного языкового образования младших школьников на совершенствование их языковой и речевой компетенции требует особого внимания к развитию у учащихся лексикона, в котором преломляются и находят своё языковое выражение знания ребёнка о мире. Лексикон как один из компонентов языковой компетенции представляет собой определённым образом организованную систему знаний о словах, их значениях и правилах употребления.

Для правильной организации работы по овладению учащимися словарным богатством языка необходимо учитывать закономерности строения и развития индивидуального лексикона, особенности лексикона детей определённой возрастной группы.

   В детском возрасте ребёнок не сразу овладевает лексическим значением даже самых употребительных слов. В процессе развития ребёнка состав и структура лексикона изменяются, приближаясь постепенно к строению лексикона взрослого.

Назову основные особенности лексикона младшего школьника. Во-первых, лексикон ребёнка младшего школьного возраста отличается от лексикона взрослого меньшим объёмом. Несмотря на его интенсивное пополнение новыми единицами, лексикон школьника не всегда в полной мере способен удовлетворить его растущие коммуникативные потребности. Это проявляется и в трудностях понимания, возникающих при восприятии речи, и в частых повторах слов, и их неточном употреблении в самостоятельной речи ребёнка. Замечено, что некоторые даже  широко распространённые и высокоупотребительные слова отсутствуют в лексиконе школьника. Так, например, 28% ребят во втором классе не знали таких глаголов движения, как парить, рыскать, 22% -  брести, порхать.

 Во-вторых, многие многозначные слова представлены в сознании младшего школьника только в одном из своих значений, чаще всего основном, что приводит к непониманию воспринимаемой речи. Например, 33% второклассников не могли правильно понять значение глагола в предложении «Чайки заскользили над водой». Они решили, что «птицы катались по льду». Третьей существенной особенностью лексикона младшего школьника является несформированность понятия в сознании ребёнка. У детей существенно чаще, чем у взрослых, возникают случайные реакции на форму слова, а не на его смысл (лезть – есть, месть; мести – везти).  

Таким образом, совершенствование лексикона младшего школьника должно идти по линиям уточнения значения слова в языковом сознании ребёнка.

Школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приёмов толкования. С этой целью, начиная с 1-го класса,  веду большую работу над толкованием значений слов. Существуют различные способы:  объяснение учителя, наглядный способ, способ подстановки синонимов, логическое определение, развёрнутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова, способ словообразования, поиск слова в различных словарях.

«Шкатулка с секретом» - в шкатулку складывались карточки с написанными словами (сложными для восприятия или запоминания, с незнакомыми словами). Через несколько уроков, чаще на обобщающем, дети доставали карточки и вспоминали значения данных слов.

«Вопросник» - специальная карточка, которая хранилась в пенале у каждого ученика. С одной стороны на ней изображён специальный знак, с другой стороны она окрашена в красный цвет.  Если ребёнок встречает незнакомое слово, он может поднять эту карточку вверх, тем самым,  показывая, что ему необходимо объяснить значение данного слова. Те же ребята, которые могут объяснить значение этого слова, показывают свою карточку красной стороной.    

Данные виды работы нацеливают детей на осознанное чтение.

Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна последовательная и  постоянная работа над словом. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому я стараюсь новое провести через сознание детей несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание. Например, при чтении сказки «Приключения Буратино…» учащиеся знакомятся со значением  слова «сверчок», рассматривают его на иллюстрации, а  на уроке окружающего мира при  изучении темы «В мире звука» знакомятся со звуками, издаваемыми сверчком.  После знакомства на уроке литературного чтения со словом «изобилие», на уроке русского языка проводят морфемный разбор этого слова, подбирают однокоренные слова, а также знакомятся с фразеологическим оборотом «рог изобилия».

Для составления заданий отбираю различный  лексический материал.  Это  полисемия (многозначность), а также подбор омонимов, синонимов, антонимов. Всё это эффектно влияет на развитие лексикона младших школьников.

Интересен в этом отношении глагол – одна из основных категорий русского языка. Изучение глагола значительно повышает речевое развитие школьников. Глагол обозначает не просто  действие, а действие как активный процесс. Ещё Аристотель отметил, что «те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают её в действии».

1. Объясните, чем похожи и чем различаются по значению глаголы в предложениях?

Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла. Малыш с плачем убежал в другую комнату.

Охотники долго преследовали раненого медведя. Переводчик всюду сопровождал иностранного гостя.

2.  Прочитайте текст, подчеркните более подходящие по смыслу глаголы.

Встреча на дороге.

С таким чудом я (встретился/столкнулся)первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг из леса на дорогу (выбежал/выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Мы (позвали/поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал/подскочил/подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки  в чёрных чулочках. Мы стали с ним (беседовать/разговаривать). Лисёнок внимательно слушал.

На опушке леса (загудела/зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился/кинулся/метнулся) в лес. Вот так встреча!

3.  Соедините фразеологизм с близким по значению глаголом.

повесить голову

дать по шапке

класть зубы на полку

зарубить на носу

бить баклуши

намылить шею

отругать

загрустить запомнить голодать бездельничать

4. Подчеркните  глаголы, которые употреблены в правильной форме.

Полоскай рот после еды/полощи рот после еды, играть значение/иметь роль, я искупалась/я скупалась, нагинаться/нагибаться, намокли под дождём/намочились под дождём, хочем/хотим,  вылазь/вылезай, кладёт/ложит.

5. Прочитайте текст. В каждом предложении замените слово идёт другим словом.

Идёт!

Вдаль наша улица идёт.

Трамвай по улице идёт.

И дождь на улице идёт.

А он пешком себе идёт.

                                             Упорно к цели он идёт.

       Идёт! – о том и речь идёт…

           Слова для справок: шагает, тянется, моросит, стремится, едет.

Могут быть элементами урока. Приведу пример урока.

Тема «Спряжение и склонение».

На доске слова: Крашу, гляжу, смотрю, плачу, качаю, топаю, люблю.

- Что общего между словами?  (глаголы, настоящего времени, ед.ч., 1 лицо)

- Как определить спряжение этих глаголов? (по окончанию, или поставить в неопределённую форму)

Дети записывают слова по образцу: крашу – красить (II). Вызвал затруднение глагол плачу, т.к. это глагол омограф (омоним). Разбираем каждое значение, составляем предложения.

Я полагаю, что систематическая и целенаправленная работа над усвоением значения слова, создаёт возможность обогащения речи детей, активизирует словарь учащихся, что, в конечном счёте, способствует совершенствованию лексикона младшего школьника.

В течение  года было проведено 17 занятий клуба «Грамотейка» по курсу «К тайнам слова. Занимательная лексика для младших школьников» (автор Елизарова Е.М.)  на различные темы: «Лексическое значение слова», «Прямое и переносное значение слова», «Пёстрое семейство синонимов», «Великое противостояние антонимов», «Слова-двойники. Омонимы», «Похожи, но не одинаковы», «Из глубины веков. Архаизмы», «Фразеологические сочетания», «Устойчивые сравнения», «Шарады», «Поиграем в слова», «Откуда ты, имя?», «Времена года» (2 заседания), «Скатерть-самобранка», «О том, что мы носим». Все занятия проходили в игровой форме (КВН, «Поле чудес», по группам.) Итоговое занятие проходило в форме игры «Счастливый случай».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие лексикона младшего школьника. «Речь – зеркало личности. Как человек говорит – таков горизонт, диапазон его культуры, такова граница, планка, высота его развития.» В.К. Харченко

Слайд 2

« Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета.» К.Д. Ушинский

Слайд 3

« Ограниченность словарного запаса у детей, обучающихся в начальных классах, а также их неумение отбирать из своего словаря и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные и точные для данного высказывания, являются одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок…» П.А. Грушников

Слайд 5

«Вопросник» «Шкатулка с секретом»

Слайд 6

«Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают её в действии». Аристотель 1. Объясните, чем похожи и чем различаются по значению глаголы в предложениях? а) Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла. Малыш с плачем убежал в другую комнату. б)Охотники долго преследовали раненого медведя. Переводчик всюду сопровождал иностранного гостя.

Слайд 7

2. Прочитайте текст, подчеркните более подходящие по смыслу глаголы. Встреча на дороге. С таким чудом я ( встретился/столкнулся )первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг из леса на дорогу ( выбежал/выскочил ) лисёнок. Шофёр остановил машину. Мы ( позвали/поманили ) лисёнка. Он ближе ( подбежал/подскочил/подошёл ) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки в чёрных чулочках. Мы стали с ним ( беседовать/разговаривать ). Лисёнок внимательно слушал. На опушке леса ( загудела/зашумела ) колонна машин. Зверёк ( бросился/кинулся/метнулся ) в лес. Вот так встреча!

Слайд 8

3. Соедините фразеологизм с близким по значению глаголом. повесить голову отругать дать по шапке загрустить класть зубы на полку запомнить зарубить на носу бездельничать бить баклуши голодать намылить шею

Слайд 9

4. Подчеркните глаголы, которые употреблены в правильной форме. Полоскай рот после еды /полощи рот после еды, играть значение /иметь роль, я искупалась /я скупалась, нагинаться /нагибаться, намокли под дождём /намочились под дождём, хочем /хотим, вылазь /вылезай, кладёт /ложит.

Слайд 10

5. Прочитайте текст. В каждом предложении замените слово идёт другим словом. Идёт! Вдаль наша улица идёт. Трамвай по улице идёт. И дождь на улице идёт. А он пешком себе идёт. Упорно к цели он идёт. Идёт! – о том и речь идёт… Слова для справок : шагает, тянется, моросит, стремится, едет.

Слайд 11

Тема «Спряжение и склонение». На доске: Крашу, гляжу, смотрю, плачу, качаю, топаю, люблю. - Что общего между словами? - Как определить спряжение этих глаголов? Запись: Крашу – крас ить ( II спр.)… Плачу – платить, плачу – плакать.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...