Методические рекомендации по проведению олимпиад
методическая разработка (1 класс) по теме

Порошина Елена Михайловна

В данном материале рассматриваются методы и формы проведения и подготовки олимпиад в начальной школе, а также примеры олимпиадных заданий по русскому языку, математике , конкурсные задания "Эрудит", подборка логических заданий "Отгадай-ка!" для 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по подготовке, организации и проведению

предметных олимпиад

и интеллектуальных марафонов

 в начальной школе.

        Учитель нач. классов

Порошина Е.М.

В ноябре 2009 года в ежегодном послании к Федеральному Собранию президент Медведев Д.А. выступил с президентской инициативой «Наша новая школа», одним из пунктов которой был поиск, поддержка и сопровождение талантливых детей.

        Это насущная необходимость, т.к. дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников.

         В начальной школе ведущим видом деятельности детей является учеба, и именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующей повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады. Первая олимпиада школьников- математическая – состоялась в 1934 г. В Ленинграде. С 60-х годов проводятся предметные городские, районные, республиканские  олимпиады учащихся 5-10 классов.

     С середины 90-х годов такие олимпиады проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

Как обычно проводится олимпиада в начальной школе? Учителю сообщается дата олимпиады, и он начинает добросовестный поиск нужной литературы. Перед олимпиадой проводится несколько занятий с детьми, где рассматриваются нестандартные задачи, необычные ходы решений. Олимпиада, проведенная ради галочки, не приносит радости ни учителям, ни ученикам, многих из которых просто пугают такие мероприятия. После них многие ученики просто не хотят решать усложненные примеры и задачи, заранее уверенные, что не справятся. Олимпиада не должна быть мероприятием, которое проводится 1 раз в году только для нескольких детей, отобранных по  усмотрению учителя. Она должна быть массовой. Для этого лучше всего систематически готовить детей на уроках и во внеурочное время.

Как готовить детей во внеурочное время?

        Учитель должен помнить, что у 7-летнего ребенка более развито наглядно-образное мышление, менее – словесно-логическое, и находится в начальной стадии развития абстрактно-логическое мышление. Условия для развития логического мышления должны быть предоставлены всем детям- первоклассникам.

 Для этого можно предложить следующую систему работы.

1 класс  1 полугодие - карточки с заданиями – «хитринками», «Отгадай- ки». Необходимо проводить подготовительные туры. Цель данного этапа – подготовить психологически к последующим турам и рассмотреть более подробно некоторые темы. Важно поддержать интерес ребенка, давать задания, которые ему по силам, но даются после размышлений. Некоторые задания можно включать на уроке в устную работу. Задания должны быть систематизированы по темам, по прохождению каждой темы дается желающим работа – составить свое задание – хитринку. Эти детские задания можно использовать для дальнейшей работы, а самые лучшие – для составления заданий отборочного тура. Отборочный тур желательно проводить каждую четверть, участвуют все. Тур не предполагает отсев детей, не набравших определенное количество баллов. Каждый ребенок пробует свои силы, работая самостоятельно.

         2-4 класс должна также вестись регулярная работа. Материал систематизируется по классам и темам, по предметам. Дети заводят 3 тетради – «Моя заниматика», «Я люблю русский язык!», «Хочу все знать!». Еженедельно даются задания для самостоятельного выполнения, с последующим разбором непонятных заданий. Важно отметить необходимость эстетичности выдаваемых  материалов, привлекательный внешний вид. Необходимо регулярное поощрение детей – словесное, поощрение отметками за особо трудные задания, использование самостоятельно составленных заданий на уроках, вариативное домашнее задание, слова благодарности родителям – помощникам.

       В школьной олимпиаде принимают участие все желающие. Олимпиада не должна превышать по времени 40-45 минут. Необходимо создать комфортную и даже праздничную атмосферу, четко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно. Результаты должны быть объявлены быстро, с обязательным поощрением всех участников- сертификаты, с наградами для победителей. Результаты олимпиады желательно красиво оформить и вывесить на специальном стенде.

Как оценивать задания.

Если задание включает в себя несколько пунктов, то следует учитывать ответ на каждый пункт вопроса. Правильный ответ, требующий только знания предмета, оценивается в 1 балл. Если требуется включить воображение, опереться на логику в рассуждении, то ответ оценивается 2 баллами. В том случае, если для ответа следует произвести сложные вычисления или сделать нестандартные  логические шаги, данный труд оценивается в 3 балла.



Предварительный просмотр:

Конкурс «Эрудит»

  1. Доскажи словечко:

Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это?....

«Спина в веснушках. Ах, как неловко!» и покраснела…Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла, прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…

2.Как одним словом назвать животных, тела которых покрыты перьями?

Какой лесной зверёк сушит себе на деревьях грибы?

Толстым или худым ложится медведь в берлогу?

Какая птица не вьёт гнезда?

Что значит «волка ноги кормят»?

3.Отгадай кроссворд:

    1.Имеет гнездо на ветке, прыгает и летает по сучьям, но не птица.

2. Снизу камень, сверху камень, ест траву, но не корова.

3. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

4. Теремок ползёт на себе его везет хозяюшка богатая, богатая, рогатая.

5. Живёт в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.

4)

Собери из букв как можно больше названий животных (буквы можно использовать только один раз)

ИВРЕОЫНЛСКЬТА

5)Отгадай загадки:

Крылом не машет, а крылатую птицу обгоняет.

Где встречается такое, что земля над головою?Удивительный вагон! посудите сами: Рельсы в воздухе, а он держит их руками.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по математике. 1 класс.

Ф. И._________________________________________

1) Догадайся, какое число должно быть на крыше?

2) Дорисуй недостающий цветок.          3) Зачеркни лишнюю фигуру.

               

4) В каждом пустом квадрате нарисуй фигуру, которая имеет 2 общих признака с центральной фигурой.

5) Поставь нужное число около всех качелей.

6) Продолжи:

1 2 2 3 4 4 5 … … … … … … …

7) Какой ряд лишний?

2 5 8

4 7 11        

6 3 12

8 1 14



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 1 класс.


             1) В каждом слове стёрлась буква. Догадайся, какая и напиши её.

к…шка      ки…

…ист         …онт

по…ка       ту…ан

            2) В словах перепутались буквы. Расставь их так, чтобы получились слова:

миаз       сонье

отле       енвас

           3) Исправь ошибки Незнайки:

Пришла зима. Выпал снек. Наснигу видны следы Это Звери пробегали.

          4) Зачеркни лишнее слово в каждой строке:

СТОЛ КНИГА БОЛЬШОЙ КОНФЕТА ВОРОБЕЙ

БЕЖАТЬ ПОКЛОН ПОЛЗТИ СИДЕТЬ ЧИТАТЬ

СЧАСЛИВЫЙ ГРУСТНЫЙ БОЛЬШОЙ ВЕСЕЛО

         5) Догадайся, какую букву надо поставить в треугольник.

           6) Подчеркни слова, заканчивающиеся на звонкий согласный звук.

МЕЛ ЗУБ ЛИСТ ДОМ МАЙ



Предварительный просмотр:

Отгадай-ка!

1)Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?

2) Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо его знакомых. Сколько человек шло в город?

3) Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?

4) Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры надо было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?

5) Девочке надо было найти дом №5.

Она нашла дом №1 и решила: «Ну, теперь все ясно: пройду еще 4 дома и будет дом №5». Девочка перестала смотреть на номера, а начала считать дома: «Первый, второй, третий, четвертый, пятый. Вот

Когда девочка остановилась и посмотрела на номер этого дома, то на нем было написано не 5, а 9. Девочка удивилась и не могла понять, почему так получилось. А ты понимаешь?

6)Можно ли есть камни?

7) Одно яйцо варится 3 минуты, сколько времени будут вариться 3 яйца?

8)У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

9) У вас в кармане коробка с единственной спичкой. В комнате темно. Что вы раньше зажжете: свечу, керосиновую лампу или газовую плиту?

10) Тройка лошадей пробежала 3 километра. Сколько пробежала каждая лошадь?

11)Два мальчика нашли по дороге в кино 100 рублей. Сколько рублей найдут 4 мальчика на этой же дороге?

12)Кто становится выше, когда садится?

13)Что можно видеть с закрытыми глазами?

14) Вода, по воде и плавает. Что это?

15)Перечисли 5 дней подряд, не называя чисел и дней недели.

16)Мать несла в корзиночке 5 яблок. С ней были дети. Мать говорит детям:

-Вас 5 человек. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по целому яблоку и одно яблоко осталось в корзине.

Дети оказались догадливыми. Они сделали так, как просила мама. как они это сделали?

17) В коробке было 3 желтых и 3 красных шарика. Мальчик взял 4 шарика. сколько шариков каждого цвета могло быть у мальчика? Найди 3 ответа. Сколько шариков осталось в коробке?

18) У 7 братьев по 1 сестрице. Сколько всего детей?

19) Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

20) На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочки , да бабушка с внучкой взяли по штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?

21) два сына и два отца съели 3 яйца. По скольку яиц съел каждый?

22) Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько всего человек шло В Москву?

23) Самосвал ехал в посёлок. По дороге он встретил 4 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот посёлок?

24) Может ли при сложении 2 чисел получится нуль, если хотя бы одно из этих чисел не равно нулю?

25) Может ли при вычитании получится нуль?

26) В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? Второму слагаемому?

27) У прямоугольного стола отпили 1 угол. Сколько углов осталось? Сделай рисунок и найди все варианты решения.

28) В одном аквариуме 4 рыбки, а в другом ни одной . Сколько всего рыбок в двух аквариумах?

29) Как разделить квадрат на 5 равных частей четырьмя палочками?                                          30) Сколько рогов у 2 коров? Сколько концов у 1 палки? У 6 с половиной палок? Сколько ушей у 3 мышей?

31) на столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам.                             Сколько яблок на столе?

32) Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры надо было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?

33) В двух вазах 19 гвоздик. Из одной вазы в другую переставили 5 гвоздик. Сколько теперь гвоздик в двух вазах?

34) В классе 12 мальчиков и 9 девочек. Кого в классе больше – мальчиков или детей?

35) В одной коробке 20 конфет, а в другой наполовину меньше. Чему равна половина половины всех конфет?

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания.

Методические рекомендации по проведению минуток чистописания...

"Методические рекомендации по проведению клубного часа «Мой первый естественнонаучный практикум» для 4-го класса

Дети знакомятся с веществами и химическими явлениями в начальной школе. Каждый знает вещества, используемые в быту, полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Постепенно к началу ...

Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый"

      Методические рекомендации по проведению родительского собрания "Это должен знать каждый" разработаны с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий. Игра - путешест...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Методические рекомендации для проведения олимпиад в 1-4 классах

Материал для проведения олимпиад в 1-4 классах...