«Развитие творческих способностей и воображения на уроках чтения»
материал по теме

Выступление на ШМО начальных классов
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _______9.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей и воображения на уроках чтения»

Выступление на ШМО начальных классов.

Эпиграф

Корень источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и

красоты.

Доброе неразрывно связано с красотой,

и любование ею — это лишь первый

росток доброго чувства, которое надо

развивать, превращая в активное

стремление к деятельности.

В .А. Сухомлинский.


План

1 .Введение. Актуальность выбранной темы. Цели, задачи.

2. Творчество — источник доброты, истины и красоты.

З.Опытно-исследовательская работа с детьми.

4. Выводы.

5. Приложение.

6. Список литературы.


 

В последние годы все увереннее входит в процесс обучения младших школьников литературное образование. Подход к литературе в начальных классах как к виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества, как к учителю, так и самому ученику. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное.

Моя проблема, Развитие творческих способностей и воображения на уроках в начальных классах, В данном реферате я раскрою тему на примере уроков чтения.

Почему же я выбрала эту тему?

В последнее время я наблюдаю, что ученики мало посещают библиотеку, мало читают и с неохотно, техника чтения отстает. А ведь раньше дети читали с удовольствием, соревновались, кто книг прочитает больше, у кого техника чтения будет лучше всех,

Я второй год работаю по учебникам образовательной системы «Школа 2100». Мои ученики учатся во втором классе. Учебники интересные, насыщены учебным материалом, тексты объемные, много новых довольно сложных терминов. Поэтому я думаю, что разновидность творческих заданий поможет в решении данной проблемы.

Развитие творческих способностей и воображения в устной речи дает положительный результат в письменной форме. Примеры тому - сочинения, загадки, сказки, сочиненные детьми, рисунки, творческие работы детей.

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов.

Душа художника, а тем более художника-педагога, созвучна душе поэта, композитора, актера. Мы должны болеть творчеством, живо ощущать радость слова, цвета, звука и стремиться развивать эту радость у своих школьников. И здесь на помощь учителю и ученику пусть придут и литература, и музыка, и драматургия. да, необходимо учить детей законам пропорции, перспективы, соразмерности - все это хорошо, но в то же время надо дать простор и для детской фантазии под наш язык, язык взрослых. В.А. Сухомлинский говорил: «Творчество детей это глубоко сообразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрываются индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех...»

Ребенок по своей природе — искатель, исследователь, открыватель мира. Поэтому очень важно раскрыть пред ним чудесный образ мира в живых и ярких красках, теплых и нежных словах, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, в стремлении делать добро людям.

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество мы обязательно приблизимся к сердцу ребенка.

В А. Сухомлинский говорил: <Я тысячу раз убеждался, что населяя окружающий фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину. Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все, же направленную на холсте картину; сказка заставляет эту картину жить.

Сказка — это, свободно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли. Дети не только любят слушать сказку, они создают ее».

Через сказку и фантазию дети придут к творчеству, но педагогу нельзя забывать о знаниях, которые нужно передать ребенку осторожно и ненавязчиво.

Урок - это ведь не только красивая сказка, но и порядок, организация.

В первый класс ( 2001 -2002 учебный год) дети пришли с разной степенью

подготовленности. Кто- то посещал садик, кто-то воспитывался в семье.

В сентябре я провела тест «Готовность к школе по Ярославу Керна-Ийрасика». Из б учеников средне зрелыми 3, школьно-зрелыми 2 и 1 ученица совершенно без подготовки.

Далее я прилагаю диагностику по определению мыслительных способностей в начале и конце учебного года, диагностику по урокам чтения.

Я очень люблю свою профессию, стараюсь вести уроки эмоционально, творчески. Это заставляет и учеников заниматься с интересом. Необходимо превратить процесс обучения в творческий процесс, при котором формировались бы познавательные интересы, развивались способности, творческое воображение, самостоятельность мышления, желание активно работать.

Творческий урок — это открытие, он требует от учителя большой самооценки, вдохновения и увлеченности, а увлеченность предается и ученикам.

Мне кажется, что не способных детей нет. Каждый ребенок талантлив по- своему. Задача наша - создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей и воображения ребенка, атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.

Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На наших занятиях непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Задания направлены на пробуждение творческой активности позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.

С самых первых встреч, я стремлюсь к тому, чтобы дети видели во мне близкого человека, друга, которому можно верить, с которым можно делиться своим мнением, и которому можно идти за помощью. И где, как не в игре, ребенок раскрепощается, теряет зажатость, а играющий с ним взрослый становится, как сверстник, своим?!

Доступные, учитывающие уровень развития детей, но не примитивные задания детей, но не примитивные задания дают возможность каждому проявить себя.

А сейчас я опишу задания, которые применяю для развития творческих способностей и воображения.

На уроках обучения грамоте у нас в гостях были «ожившие» буквы. В этой игре дети должны изобразить любую букву. Это задание детям так понравилось, что даже после урока наперебой просили : «Можно я еще покажу, и я...»

Работая по «Азбуке», читаем слоги, выполняем упражнения по рифмовке:

1. Дополни слоги до слов.

МА …?

ЧА… ?

(Маша- чаша, майка-чайка)

СЛО… ?

ДРО …?

(слова-дрова)

?...…нок

?.......нок

(щенок-венок)

2. Придумать рифму к слову

Олень (лень, тюлень)

Орех (смех, всех)

Клен (лен, бульон)

Очень любят дети загадки на договаривание « доскажи словечко»

Например:

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная ……… (радуга)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?……… (стрекоза)

…Здесь весною было пусто

Летом выросла .... (капуста!)

Помогает деду внук-

Собирает с грядок - . . . (лук!)

И красавец великан

Темно-синий... (баклажан!) и т.д.

С самых первых уроков по «Моей любимой азбуке» вводится очень много терминов. Я переживала, как же дети будут запоминать все эти термины. (Темы: «Театр», «Цирк», «Море», и т.д.).

В то время по телевидению начали показывать программу « Слабое звено».

Я придумала предложения- загадки и при актуализации знаний их задавала. Ученики с удовольствием играли в эту мини игру и легко запоминали новые термины. Постепенно они сами с большим интересом стали придумывать загадки — вопросы друг другу. В конце ноября я решила проверить, помнят ли ребята, изученные слова — термины. Организовали мы с детьми в классной комнате студию и провели «Слабое звено». Подготовила я около 50 вопросов, загадки по темам. дети были очень активны. Правила у нас были гуманнее, чем в программе. Из игры выбывал тот, кто отвечал меньше и не правильно. Каждый уходил с утешительным призом.

В конце осталась одна ученица, ей был вручен торт, который я испекла сама и изложила рецепт: Положила я в торт «волшебных слов» столько, сколько есть, океан доброты, море улыбок, щепотку двоек, много пятерок, ведерко усидчивости, баночку терпения и не забыла посыпать порошком, для улучшения вашего поведения».

Тема: «Ударение». Беседа о поделках из природного материала. Выяснили что такое ударение, поговорили о природном материале и тут же сами изготовили из шишек палочек, желудей поделки.

Каждый раз я обращаю внимание детей на то, что хотя все они своих зверюшек делают из одних и тех же материалов, получаются поделки разные, потому что разные сами дети. Мы внимательно разглядываем работу каждого и обращаем внимание на то, что один ежик уже несет на спине гриб, другой оказался на красивой полянке. Потом начинаем подмечать и другие отличия: у одного иголки приложены (наверное,

миролюбивый), у другого - ощетинились в разные стороны ( может, его кто-то напугал?)

Очень важно объяснить ребенку, что его художественное решение лишь одно из многих. Ребенок должен учиться понимать своего сверстника как другого человека.

Когда проходили тему ««Театр» инсценировали сказки, диалоги. С помощью родителей изготовили маски, куклы. Разыграли сказки «Колобок», <Репка», «Путаницу» Чуковского. Причем, дети не ограничиваются одной ролью, пробуют сыграть и другие.

Радуются ученики, когда получают задание сочинить сказку. Дети начинают фантазировать. Впечатление от увиденного, прочитанного будит воображение.

В этом году ребятишки повзрослели. Умеем красиво писать, хорошо читать. Работу над развитием творческих способностей и воображения продолжили, задания постепенно будут усложняться.

Завели в этом году тетради , где будем записывать материалы по временам года. Это своеобразные шкатулки. В них ребята выписывают свои находки: слово, поразившее их точностью, яркостью сравнения, описания действия или предмета. В этом помогают и мамы.

Например:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

И. Бунин.

Подари мне алмазную зиму,

Мне других и не надо даров.

Л. Татьяничева.

Если повесили громадные тяжелые лапы. Березы отклонились и

некоторые даже согнулись макушками да самой земли и стали

кружевными арками. (Из «Моей любимой Азбуки»)

М. Пришнин.

Здесь же, под отрывком ребенок может проиллюстрировать, как это он представляет.

Малыши привыкают читать с карандашом в руках, с удовольствием несут эти находки в класс, а затем используют в работе на уроке родного языка, чтения. Таким образом, их словарь активизируется,

воспитывается внимание к слову, развивается воображение.

Во втором классе основная тема «Сказка».

Сказка развивает мышление, воображение ребенка сильнее другого средства. Потому что сказочные образы ярко и эмоционально окрашены. Слово сказки надолго остается жить в детском сознании, Трудно представить себе обучение без слушания, но и без создания сказки.

В начале изучения главы я провела урок «Придумай интересный конец знакомой сказки». Использовала методическое пособие Нурмухаметовых «Играя, развиваем. Развивая обучаем». В конце урока дети становятся волшебниками и печальный конец сказки «Колобок» превращают в счастливый. Работали активно.

Тема: П.Ершов «Конек-Горбунок». Во время чтения, предлагаю детям закрыть глаза и попытаться все это «увидеть». Читаю по отрывкам, останавливаюсь, спрашиваю: «Что увидели?» (дети, перебивая друг друга, рассказывают).

-Какой Конек-Горбунок в вашем воображении?

Хоть дети и повторяются в описании, они запоминают, как выглядит Конек - Горбунок, что облегчает им пересказ.

Домашнее задание: Нарисовать Жар - Птицу такой, какой вы ее представляете. Вырезать по контуру и принести.

На следующем уроке вывешиваю картину, которую нарисовала дома, читаю отрывок:

Вот полночною порой

Свет разлился над горой

Будто полдни наступают

Жары птицы налетают.

В это время дети выходят и прикрепляют Жар - Птицу на картине. Были слышны голоса ребят: «Наверно Иван мою птицу поймает». Когда все было готово, дети: «Ах, как красиво. А мы думали, зачем нам нужно вырезать Жар — Птицу». дальше дети пересказывали содержание сказки. Тема» Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Ребята, представьте, что вы поймали золотую рыбку. Какое желание вы бы загадали? (Я думала, что сейчас начнут просить мороженое, конфеты и т.д., но нет). Рената: «Я пожелала бы всем людям здоровья, и чтобы не было войны». Альбина: «Я хочу, чтобы моя мама никогда не болела» и т.д.

Тема: «Русские народные скороговорки».

Урок прошел интересно, дети смеялись, шутили, пробовали придумывать скороговорки сами. В конце урока было предложено выбрать понравившуюся скороговорку и проиллюстрировать. Это любимое занятие детей, рисуют быстро и довольно хорошо. На дом задаю задание творческого характера: придумать описание какому-либо герою сказки и загадать товарищам.

Рената: «Толстая, лежебока, у окошка мух считает, не знает, за что приняться и чем бы заняться, утомлять себя не хочет, а за все это получит лишь ледяную сосульку» (Одоевский «Мороз Иванович»). Лиуза: «Он три раза выходил на свидание в море, и все время спал» («Царь — девица»).

Дети так же придумали загадки:

Лиуза: «Выполнила все желания и все обратно забрала».

(Золотая рыбка)

Фарида: Крылья есть,

да не летает.

Глаза есть,

да не мигает,

Ног нет,

да не догонишь. (Рыбка)

Альбина: У него густое гриво

А еще он любит сено.

Быстро бегает.

Отгадайте, кто же он?

(Конь).

Артур: Рубит дерево, а не топор

Летает, а не самолет,

Перья есть, а не подушка.

(Дятел).

Имеется у меня книжка М.В. Вербицкой, О.И. Волошиной «Тесты по чтению». По возможности на уроках применяю тесты. Итоги 2 тестов имеются в приложении.

Физкультминутки тоже стараюсь проводить творчески.

Например: дети танцуют, и делают любые движения под музыку и <замирают» как только музыка неожиданно обрывается. При этом дети должны принять позу какого-нибудь героя из прочитанных сказок. Когда доходит очередь «отмереть», продолжить движения этого героя. Упражнения считается выполненными правильно, если детям понятен смысл действий.

Краткие описания заданий творческого характера:

- продолжить рассказ, прерванный в самом неподходящем месте:

«и вдруг. . . », «... и в эту самую минуту...» и т.д.

- включение этюдов «Я в предполагаемых обстоятельствах» (групповые и индивидуальные)

мини-игры «Поле чудес», «Знатоки», «Испорченный телефон».

- определение рифмованных окончаний предполагаемых слов.

- выполнение заданий типа: «с чем можно сравнить данный предмет?»,

«на что похожи предметы?»

- рассказ- импровизация на заданную тему;

- деление текста на части и озаглавливание

- сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и

выражений в контексте; и т.д.

Стараюсь в своей работе использовать самые различные формы. переключать детей с одного вида деятельности на другой. Это побуждает детей к анализу и оценке своих возможностей, к их проверке и развитию, то есть к творчеству. И, конечно, это доставляет радость открытия.

В работе по развитию творческих способностей и воображения своих питомцев решаю многие проблемы: развивается эстетический вкус, формируется мировоззрение, воспитывается доброе отношение к окружающему миру. В этом убеждающему миру. В этом убеждаешься, читая детские работы, рассматривая детские рисунки, наблюдая за творческом моих питомцев.



Литература

1. Мочалова Н.М., Мочалова О.Б. Технологический подход в обучении школьников. - Казань.: Мирас, 1997.

2. Рожкова О.Ф. Уроки социального творчества. В помощь учителю.Н.Челны., Камаз, 1993 г.

3. Х.Х.Хакимов. «дидактические игры для начальных классов татарской ШКОЛЫ». Наб. Челны.: Камаз,1 996 г.

4. В.Н. Харькин « Педагогическая импровизация: теория и методика.

М.: МI4П» НВ Магистр,1992 г.

5. Журналы «Начальная школа: + -«. 2002 г, от 1’4i до )6.

6. Журналы «Начальная школа», 199-2002 гг.

7. Тесты. Чтение. Начальная школа. 1-2,1-4., Москва, дрофа,20О1 г.

8. Зенькова Е.Ю. Уроки чтения. 1 (2) класс. Пособие для учителя начальной школы. М. : «Издат.- школа», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей у детей на уроках литературного чтения.

В работе проедставлены фрагменты работ детей со своим и чужим текстом....

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...