Развитие творческих способностей и воображения у ребёнка
консультация (2 класс) на тему

доклад на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад

к выступлению на родительском собрании по теме:

«Развитие творческих способностей и воображения  у ребёнка»

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2017г

Эпиграф: «Ребёнок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени, становится

другим, чем ребёнок, подражающий актам других»

Б. Асафьев

Цели:

  • выявить представления родителей о способностях детей;
  • познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;
  • показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;
  • учить выявлять и развивать творческие способности у своих детей.

План проведения родительского собрания:

  • Организационные мероприятия;
  • Беседа педагога-психолога по теме: «Возрастные особенности 7- 8 летних детей»
  • Доклад воспитателя по теме: «Развитие творческих способностей и воображения  у ребёнка»
  • Практическая работа – заполнение родителями анкеты «Знаете ли вы своего ребёнка?»
  • Сообщение учителя по теме: «Успеваемость обучающихся, достижения и проблемы. Проблемы поведения»
  • Индивидуальные консультации для родителей.

Доклад

«Развитие творческих способностей и воображения  у ребёнка»

воспитатель Баруздина В.И.

I. Лекция.

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя». Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», в чём моё предназначение?», «на что я способен?».

Что же такое способности? это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремлённые творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребёнка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребёнка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребёнка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не только в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актёры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребёнка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящей. Конечно, у каждого ребёнка творчество проявляется по-разному, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей степени. Но если у ребёнка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребёнок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полёт фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимыми условиями творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть своё чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребёнка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

  • стремление к познанию;
  • умение познавать новое;
  • живость ума;
  • умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
  • стремление к открытиям;
  • умение применять на практике, в жизни на полученные знания, опыт;
  • свободное воображение;
  • фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

С чего начать?

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображён. А малыш видит это своеобразно. ребёнку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребёнка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить своё чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребёнок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребёнка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребёнок, они хотят выглядеть серьёзными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полёт фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьёзность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребёнка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребёнком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого во имя вашего ребёнка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребёнком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приёмов, формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известного психолога К. Роджерса, дети утоляют своё любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса детей нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребёнок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребёнку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа.

Что способствует развитию творческой активности у ребёнка?

На развитие творческих способностей у ребёнка положительно влияют различные виды деятельности:

  • Окружающий мир.
  • Развивающие игры.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Чтение.
  • Музыка.
  • Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей». Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности.

(Тест «Ваш творческий потенциал»)

Игра «Музыка»

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, жёлтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображёнными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплёт»

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка-галка), сочиняют двустишья на придуманные рифмы.

Игра «Изобретатель»

Предлагается придумать:

  • несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
  • необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

Вы (родители) называете предмет или явление, а ребёнок должен сказать, что в нём - хорошо, а что в нём - плохо. Например, утюг: хорошо – бельё будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки»

Пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но ещё и переливать воду из одной ёмкости в другую и т.п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И ещё одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т.д.). Что ей с ними делать?

«Что будет, если...»

Предложите ребёнку пофантазировать: что будет, если люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и т. д.

III. Итог.

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребёнка.

если вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, Вопросы и идеи ребёнка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своём признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребёнок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребёнку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это позволит ему совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребёнка. Не забывайте, что у каждого ребёнка свои задатки и совой предельный уровень способностей. Для одного ребёнка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг неё.

Приложение.

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребёнка»

Уважаемые родители!

С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами школьной образовательной организации по вопросам воспитания и развития Вашего ребёнка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Заполняет анкету: ________________________________________________
  • мама;
  • папа;
  • другой член семьи _______________________________________________

   2.    Возраст ребёнка (полный)_________________________________________

   3.    С кем живёт ребёнок? (состав семьи)________________________________

   4.    Какие заболевания перенёс ребёнок, имеются ли у него хронические заболевания? ________________________________________________________

   5.    Кто в вашей семье занимается воспитанием ребёнка? __________________

   6.    Кому из членов семьи ребёнок отдаёт предпочтение в процессе общения?

_____________________________________________________________________

   7.   Чем ребёнок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, другое _________________________________________

   8.   Нравится ли вашему ребёнку:

  • рисовать;
  • заниматься физической культурой;
  • петь, музицировать;
  • играть в подвижные игры;
  • слушать рассказы, сказки;
  • выполнять различные задания самостоятельно и совместно со взрослыми;
  • играть вместе с другими детьми;
  • убирать игрушки;
  • ходить на прогулку;
  • наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • ходить в магазин за продуктами;
  • участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.

             9.   Есть ли у ребёнка любимые игрушки? Какие? ___________________________

            10.  Почему, на ваш взгляд, ребёнок выделяет именно эти игрушки? ____________

            11.  Вы играете вместе с ребёнком? _______________________________________

            12.  В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребёнок, или

                   диктуете свои? ____________________________________________________

            13.  Проводятся ли дома с ребёнком развивающие занятия? Какие?____________

            14.  Как вы называете своего ребёнка в повседневной жизни? _________________

            15.  Часто ли вы хвалите своего ребёнка? За что? ________________________

            16.  Как часто вы наказываете ребёнка? За что? _________________________

            17.  Какие положительные качества вашего ребёнка вы можете назвать? _______

            18.  Какие черты характера вашего ребёнка вас беспокоят? _________________

           19.  Есть ли у вашего ребёнка страхи? Какие? __________________________

           20.  Вы считаете своего ребёнка способным? __________________________

           21.  Какие именно способности он проявляет? __________________________

           22.  Как ведёт себя ребёнок в домашней обстановке и вне дома? ___________

           23.  Интересуетесь ли вы, чем занимается ваш ребёнок в школе? ___________

           24.  Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребёнка? __________

           25.  Помощь каких специалистов школьной образовательной организации вы хотели бы получить:

  • учителя;
  • педагога-психолога;
  • учителя-логопеда;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физической культуре;
  • другого специалиста (указать) _________________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у ребёнка" родительское собрание

preview.jpg1_.jpg   preview.jpg2_.jpg "В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди...

Развитие творческих способностей школьников как одно из средств формирования личности ребёнка.

Дать понятие  «творчество», «творческие способности»; определить специфику взаимодействия педагогов и детей в процессе развития творчества; выделить условия, задачи по развитию творческих способн...

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

Развитие творческих способностей ребёнка

Наиболее часто для изучения творческого мышления ребенка используется методика, созданная Е.Торренсом. Она состоит из 5 разделов. Подобные упражнения развивают вниматель...

«Развитие творческих способностей ребёнка на внеурочной деятельности»

В этом докладе я поделилась опытом работы , как развивать творческие способности ребёнка на внеурочной деятельности....

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"

Тест "Развитие творческих способностей ребёнка в семье"https://docs.google.com/forms/d/155YVC13YcN4vW_jAwAs5fbb9-9Igl3flynRRYpaiEaI/edit...