Главные вкладки

    Программа развития кафедры учителей начальных классов
    материал на тему

    Фатыхова Гулия Фоатовна

     

    Программа

    развития кафедры начальных классов

    на 2011-2016 годы.

     

    ТЕМА: Развитие у школьников  начальных классов творческих способностей,  культуры поведения и общения в условиях  реализации ФГОС нового поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_razvitiya_guliya.docx56.55 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                  Управление образования Сармановского

    муниципального бюджетного образовательного учреждения Республики Татарстан «Сармановская гимназия»

    Рассмотрено:                                                                                  Утверждаю:

    На заседании                                                                                                 Директор МБОУ                  

    педсовета   МБОУ                                                                                 «Сармановская гимназия»

    «Сармановская гимназия»                                          

    от___2011г.                                                                                                   ________________

                                                                                                Л.Р.Газимова

    Программа

    развития кафедры начальных классов

    на 2011-2016 годы.

    ТЕМА: Развитие у школьников  начальных классов творческих способностей,  культуры поведения и общения в условиях  реализации ФГОС нового поколения

    Руководитель кафедры

    Фатыхова Г.Ф.

                         

                                                                      Сарманово-2011 г

    Актуальность программы

     Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

    Необходимость разработки программы  начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

    Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

    Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

     Значимость, безусловная ценность процесса воспитания и социализации в образовательном учреждении  признана на государственном уровне, что подтверждается наличием воспитательного компонента в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

    Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где  он получает набор определенных знаний  по разным предметам, школа – это то место, где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания ученик сумел приобрести.

    Общепризнано, что в настоящее время, когда личность стоит на первом  месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Новое время ставит  новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении последних лет привлекательными стали нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения,   умения разрешать конфликты и отстаивать своё мнение, является внеурочная деятельность.

    Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в  различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.

    В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно- воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом,  а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.  Правильно организованная учебно- воспитательная деятельность способствует подготовке  образованных людей, отвечающим потребностям общества, развитию духовных ценностей.

    Цели и задачи кафедры  начальных классов на перспективу:

     Цель работы кафедры начальных классов - формирование базовой культуры личности ребенка и развитие ключевых познавательных компетенций, обеспечивающих становление способности к обучению, овладение социальными навыками общения с другими людьми и успешное освоение программы образования.

    Последние годы проблема обострилась,  и тому есть несколько причин:

    Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;

    Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.

    Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы, поэтому в настоящее время наша школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Исходя из этого, мы решили разработать свои критерии по улучшению качества образования и  воспитания ,поставили перед собой такие задачи:

    1. Формирование физически здоровой личности:

    -недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;

    -оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

    -соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;

    -привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.

       2. Развитие творческих способностей учащихся:

    -создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных недель,  олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.

    -создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

    -развивать коммуникативные качества личности школьника.

    -способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

    -продолжать создание в КНК  развивающей предметной среды.

    -вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

    -приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

    -- расширение участия школьников в муниципальных, общероссийских и международных проектах;

      3. Организация учебно-воспитательного процесса:

    -повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов:  периодическое ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

    -обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

    -совершенствование учебного плана, программ;

    -изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

      4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:

    -совершенствование работы кафедры учителей начальных классов;

    -организация изучения методик развивающего обучения;

    -проведение семинаров;

    -участие в работе районных , республиканских и  общероссийских  проектах по обмену опытом работы

    - совершенствование педагогическим составом начальной школы различных  форм  проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.

    -координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

    -изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

    -подготовка материалов для аттестации учителей.

    -содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.

    -координирование взаимодействия с другими методическими объединениями данного образовательного учреждения 

    Для решения  задач в  начальной школе были созданы следующие условия:

    1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным  дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школ;
    2. Разработана Программа  начального общего образования в контексте ФГОС МБОУ «Сармановская гимназия» Сармановского района  РТ на 2011- 2014 годы
    3. Создана и утверждена структура методической службы школы;
    4. Создана система ВШК;
    5. Реализуется работа по обеспечению здоровья и здорового образа жизни;
    6. Ведется работа по улучшению материально-технической базы кабинетов;

     

    Принципы работы кафедры

    Понимая, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых,  в демократизации ее жизнедеятельности педагогический коллектив считает целесообразным использование личностно-ориентированного подхода к воспитанию учащихся.

    Отсюда вытекают следующие принципы:

    Принцип человечности (гуманизма) — утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью;

    Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;

    Принцип социокультурной открытости образования:

    уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;

    поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.);

    Принцип самоактуализации 

    В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих способностей. Задача школы приобщить и поддержать их развитие у младших школьников.        

    Принцип ценностной ориентации включает в себя формирование у школьников активной гражданской позиции, мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях.

    Принцип выбора

    Педагогически целесообразно, чтобы школьник жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

    Принцип творчества и успеха

    Творчество позволяет ребенку распознать свои способности. Достижение успеха в любом виде деятельности способствует формированию положительной Я-концепциии, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

    Принцип доверия и поддержки

    Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны сопровождать ребенка постоянно, тогда внутренняя мотивация обеспечит успех его обучения и воспитания.

    Принцип диалогичности

    Создание ситуации диалога в образовательном пространстве позволит ребенку самоутвердиться, будет способствовать формированию толерантности.

    Основные функции кафедры

    1. Образовательная деятельность
    2. Воспитательно-развивающая деятельность
    3. Развитие качества кадрового потенциала
    4. Создание социально-педагогических условия для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

    5.Управленческая деятельность:

    -анализ результативности и эффективности работы

    - целеполагание

    -информационное обеспечение

    -организация и контроль

    Концепция развития кафедры

    Система исходных теоретических понятий-ориентиров.

    Духовно - нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

    Культура (лат.сultura – возделывание, обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики; «очеловеченная» природа; результат воспитания человека в культурно-развивающей среде. Культура может быть в своей основе духовной и, наоборот, может быть бездуховным. Бездуховная культура калечит и уродует человека, его душу, тело, психику и образ жизни.

    Культурное развитие личности- формирование и развитие его общей культуры, важнейшими составляющими которой являются:

    - культура умственного труда;

    - нравственная культура;

    - физическая культура;

    - правовая культура;

    - художественно-эстетическая культура;

    - политическая культура;

    - экологическая и валеологическая культура;

    - этнокультура;

    - культура поведения;

    - культура труда;

    - культура внешнего вида;

    - культура речи, общения, межличностных и деловых отношений.

    Культурная креативно-развивающая среда – совокупность специально организованных, благоприятных и оптимальных условий, направленных на социокультурное развитие личности школьников, удовлетворение их индивидуально-личностных и социально-культурных потребителей и интересов, организацию их совместной разносторонней творческой жизни и деятельности.

    Образование – прежде всего, это средство воспитания духовности и культуры и  разносторонне-творческого развития личности человека (а не просто средство интеллектуального развития (традиционное узкое понимание образования как средства усвоения научных знаний, преобразования окружающего мира, достижения карьеры, конкурентоспособности и обеспечения материального благополучия).

    Развивающее обучение – активное и продуктивное сотрудничество двух главных субъектов образования – учителя и учащихся, согласованность их функций.

    Функция учителя при развивающем обучении заключается в создании оптимальных условий для стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и разностороннего их развития (в организации активного вида учения) по принципу «лучше научить человека ловить рыбу (научить его учиться, трудиться и самостоятельно добывать знания), чем постоянно кормить его рыбой (давать или насильно навязывать) ему – пассивному потребителю готовые знания» (фасилитаторская (воодушевляющая и активизирующая)   позиция).

    Функция  ученика заключается в активном учении (сознательном и заинтересованном усвоении знаний, умений и навыков) по принципу «я хочу, я сам, я могу…если мне трудно, то – помоги мне, учитель»  (активная позиция).     Стиль общения между учителем и учащимися в развивающем обучении – сотрудничество (или сотворчество).

    ИКТ — информационные и коммуникационные технологии — современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения.

    ИКТ - компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ.

    Сотрудничество – это активное взаимодействие, совместный труд, совместное преодоление, решение проблемы и достижение цели, сопереживание и сорадость.

    Формула сотрудничества заключается в следующей циклической последовательности:

    1) постановка перед учеником трудной (требующей мобилизации воли, но посильной!) цели (или проблемы);

    2) оказание ученику соответствующей помощи (создание благоприятных условий);

    3) создание «ситуации успеха» – эффекта осознания учеником процесса учения и своего качественного изменения (обновления, перехода в новое качество на основе успешного решения им поставленной цели (проблемы), достижения позитивного результата);

    4) переживание  учеником чувства радости от успеха и чувства благодарности за оказанную помощь,  возникновение у него интереса и желания учиться (эмоциональный компонент);

    5) переживание им чувства собственного достоинства (социально-нравственный компонент);

    6) постановка перед учеником новой трудной цели (проблемы).

    Следует отметить, что развивающее обучение, приоритетом в котором является организация активного учения учащихся, ни в коей мере не исключает возможность его организации на основе противоположной модели – пассивного учения (исходя из ситуации и принципа «пустая голова не рассуждает» (П.П.Блонский).

    Творчество – процесс создания нового; активная преобразовательная деятельность по улучшению окружающего мира.  Творческим может быть любая деятельность. Главное, чтобы в основе творчества была духовность.

    Исследовательская компетенция:

    - способность и готовность  ученика  самостоятельно, грамотно и творчески решать возникшую проблему в процессе преобразовательной деятельности;

    - комплекс познавательных и творческих качеств личности: наблюдательность, пытливость, изобретательность, воображение, аналитическое, и критическое мышление, смешанный тип мышления, характеризующийся единством образного и абстрактного мышления;

    - основа самостоятельной и преобразовательно-креативной  деятельности человека, его  творческого саморазвития, самообразования, самовоспитания, личностного самоопределения и самоутверждения, социальной адаптации и конкурентоспособности как полноценной и достойной личности, будущего профессионала, семьянина и гражданина;

    - условие и двигатель личностного развития и социального прогресса.

    Стандарт — федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

    Учебная деятельность — систематически организованная педагогом деятельность обучающихся, направленная на преобразование и расширение их собственного опыта на основе воссоздания и опробования культурных форм и способов действия.

                            

    Социализация личности – социальная ориентация, адаптация и самореализация личности, формирование социально-ориентированной личности; процесс освоения человеком социально-культурных ценностей, ролей, отношений и норм, социального опыта (опыта жизни в различных социальных группах), утверждения его социального статуса.

    Здоровый образ жизни – благополучная, разумно и культурно организованная жизнь и деятельность человека, полезно отражающаяся на состоянии его организма, психики и духовности.

    Информатизация образования – комплекс мер по компьютерному, программному, техническому, технологическому обеспечению учебно-воспитательного и управленческого процессов, активному внедрению информационных и коммуникативных технологий.

    Образовательные технологии – управляемые, алгоритмизированные, воспроизводимые и эффективные системы организации учебно-воспитательного процесса, гарантирующие успешную его результативность.

    Развитие, Инновация и Качество – главные ориентиры (цели и конечные результаты) современного школьного образования:

    - развитие – процесс позитивного количественного и качественного изменения объекта (субъекта) образования.

    - инновация – новизна как реально востребованная необходимость на рынке труда; целевое прогрессивное изменение (нововведение); результат творческой, преобразовательской деятельности человека.

    - качество образования:

    - высокие результаты в реализации образовательных стандартов и программ;

    - позитивная за последние три года динамика результативности обучения школьников;

    - позитивная репутация (высокий рейтинг) образовательного учреждения

    Мониторинг – система отслеживания хода и результатов образовательной деятельности, являющаяся важной управленческой функцией в современном менеджменте и маркетинге образования.

    Направления деятельности кафедры

    1. 1.Образовательная деятельность
    2. Воспитательно-развивающая деятельность
    3. Участие членов кафедры в профессиональных конкурсах в рамках системы развития учительского потенциала;
    4. Участие в научно-методических мероприятиях(конференции, семинары, заседания круглого стола)
    5. 6.Применение ИКТ в учебном процессе;
    6. 7.Работа со слабоуспевающими учащимися;
    7. 8..Работа с одарёнными детьми;
    8. 9.Работа по реализации преемственности, (ДОУ – начальная школа – основная школа);
    9. 10Дистанционное обучение, самообразование, обучение в режиме онлайн, повышение квалификаци
    10. Работа с родителями.
    11. Сотрудничество начальной школы с организациями социальной сферы
    12. 13.Публикационная работа
    13. 14. Контроль   за ведением учебных , внеурочных и кружковых занятий

    Виды современных образовательных технологий, внедряемых в учебном и воспитательном процессе  начальной школы

    1. Педагогика сотрудничества
    2. Игровые технологии
    3. Технология диалога
    4. Гуманно-личностная технология  Ш.А. Амонашвили
    5. Здоровьесберегающие  технологии
    6. Технология саморазвития личности (М.Монтессори)
    7. Элементы исследовательской, компьютерные и Интернет технологии
    8. Групповые технологии
    9. Общие основы технологий развивающего обучения
    10. Проблемное обучение
    11. Частично- поисковые технологии

    Этапы реализации Программы

    Подготовительный этап – 2011-2012г.

    - анализ результатов деятельности кафедры;

    - выявление перспективных направлений деятельности кафедры и разработка программы развития кафедры в рамках новой Программы развития гимназии;

    - ознакомление участников КНК с основными идеями и механизмами реализации программы развития

    -   разработка в рамках Программы развития кафедры инновационных креативно-развивающих программ  членов кафедры;

    -пропаганда идей развития начальной школы в среде родителей и социальных партнеров.

    -научно-методическая подготовка педагогов к реализации программы: теоретический семинар, практикумы, обмен опытом работы (открытые внеклассные мероприятия).

    - выработка практических рекомендаций  для учителей начальных классов по использованию инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

    -мониторинг профессиональной деятельности членов кафедры, их  затруднений и информационных потребностей;

    - ознакомление с новинками педагогической и методической литературы, с материалами периодических изданий;

    -систематизация  работы с одаренными детьми в рамках Программы работы с одаренными детьми «Одаренный ребёнок»

    - вовлечение  младшего школьника в активную проектно-исследовательскую работу как на уроках, так и во внеурочное время;

    - изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей;

    -формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической)

    2. Основной этап - 2012 -2014г.г.

    -  реализация Программы развития кафедры, мониторинг и апробация  результатов деятельности в его качественно новом состоянии;

    - реализация инновационных  креативно-развивающих программ

    -    расширение межпредметных связей, интегрирования в разных областях науки

    3. Заключительный этап – 2015-2016г.г.

    -    экспертная оценка результатов;

    - обобщение опыта работы, систематизация и публикация материалов инновационной деятельности;

    -распространение опыта работы КНК  в муниципальной , региональной системе образования

    Ожидаемые конечные результаты

    1. Изменение качества образования;
    2. Создание условий для повышения качества знаний учащихся (до 80%);
    3. Обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;
    4. Овладение педагогами гимназии информационно-коммуникационных технологий и применение их в своей профессиональной деятельности;
    5. Создание условий для повышения квалификации всех педагогов гимназии при переходе на ФГОС нового поколения;
    6. Обеспечение эффективного взаимодействия гимназии с организациями социальной сферы;
    7. Обеспечение приоритета здорового образа жизни.
    8. Наличие условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей. Возможность самореализации для каждого школьника.
    9. Стремление ребенка к постоянному творческому росту и самосовершенствованию.
    10. Уважение к личности ученика, педагога, родителя
    11. Толерантные межличностные отношения в коллективе  учащихся.
    12. Стремление педагогов к изучению и распространению передового педагогического опыта.

    Требование к результату деятельности кафедры  на разных этапах образования можно описать следующим образом.

    К моменту окончания начальной школы обязательными является выполнение государственных стандартов образования, а также умение вступать в диалог, понимать право другого человека на собственную точку зрения, умение доброжелательно общаться друг с другом, умение самостоятельного поиска информации и  использование их в повседневной жизни.

    Ориентиром педагогической деятельности  кафедры начальных классов является модель выпускника 1 ступени обучения

    МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

    1. проявлять инициативу во всех видах деятельности;
    2. владеть навыками общения и сотрудничества, обладать первичной коммуникативной компетентностью;
    3. иметь опыт оптимистичной самооценки и уверенности в себе;
    4. иметь опыт самостоятельного выбора;
    5. иметь опыт учебной самостоятельности (желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей;
    6. проявлять активность;
    7. иметь учебную мотивацию;
    8. обладать первичной  социальной компетентностью;
    9. быть готовым к переходу в основную школу.

    Психолого-педагогический портрет:

    1. эмоциональный;
    2. волевой;
    3. интеллектуальный;
    4. трудолюбивый;
    5. усидчивый;
    6. внимательный;
    7. с развитой речью, мышлением;
    8. со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов;
    9. с умением чувствовать окружающий мир;
    10. с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной;
    11. внимательный (умеющий слушать и слышать);
    12. рефлексивный (умеющий ощущать себя);
    13. умеющий мыслить;
    14. обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

    Личностные качества:

    1. учебно-познавательные интересы,
    2. мотивация достижения успеха,
    3. социальная мотивация (долг, ответственность);
    4. уверенность в себе,
    5. чувство полноценности,
    6. трудолюбие,
    7. усидчивость,
    8. дисциплинированность,
    9. адаптивность,
    10. самостоятельность,
    11. коммуникативность,
    12. доброжелательность,
    13. эмпатия.

    Портрет выпускника современной начальной школы качественного образования:

    Познавательный компонент

    Социально-психологический компонент

    Формирование умения самостоятельно учиться, понимания взаимосвязи явлений внешнего мира:

    - читает бегло, выразительно и без ошибок (120 слов в минуту, литературный текст, владеет разными видами чтения);

    - использует разные виды письменных работ (темп – 50 знаков в минуту);

    - свободно владеет грамотной устной и письменной речью, умеет добиваться желаемого результата при взаимодействии с людьми с помощью языка, понимает смысл обращенной к нему речи и выражает понятно собственные мысли и чувства;

    - владеет сформированной знаково-символической деятельностью, умеет читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями;

    - понимает взаимосвязи человека с природой, умеет применять экологические знания на практике;

    - креативен (способен к творчеству), обладает эстетическими установками по отношению к культуре и природе, имеет достаточно высокий уровень воссозданного воображения, знает произведения выдающихся художников;

    - стремится постоянно повышать уровень своих знаний, находить, обобщать и принимать нужную информацию;

    - способен использовать знания на практике, умеет применять их в нестандартных ситуациях;

    - умеет самостоятельно анализировать изучаемые задания, задачи, выявлять в них существенные элементы, признаки, части;

    - умеет рационально организовывать свой труд, владеет разными способами контроля и самоконтроля.

    Развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознание внешнего мира (реального, объективного) – «Я - действующий»:

    - владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им;

    - имеет первоначально отработанную произвольную память;

    - коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

    - ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи;

    - способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих;

    - способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;

    - владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе;

    - он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам;

    - обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

    Учитель в зеркале стандартов

     Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

     В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ работы кафедры учителей начальных классов

    Анализ работы методического объединния (кафедры) учителей начальных классов за 2009-2010учебный год....

    Отчёт о работе кафедры учителей начальных классов .

    Отчёт о работе кафедры учителей начальных классов ....

    ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    ОТЧЕТ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ  ЗА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД ...

    Анализ работы кафедры учителей начальных классов

    Анализ  работы кафедры представлен в виде схем...

    План работы кафедры учителей начальных классов на 2012 -2013 учебный год.

    План работы кафедры  учителей начальных классовна 2012 -2013 учебный год....

    ОТЧЕТ-анализ РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    ОТЧЕТ-анализ  РУКОВОДИТЕЛЯ КАФЕДРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ  ЗА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД...

    Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

    В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...