Обзор мультимедийных продуктов для проведения уроков по «Окружающему миру»
статья по теме

Петрова Инна Владимировна

Применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения «Окружающему миру».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Воротынск, Бабынинского района, Калужской области

Статья по административной работе в начальных классах на тему:

Обзор мультимедийных продуктов для проведения уроков по «Окружающему миру»

подготовила

учитель начальных классов

Петрова Инна Владимировна

Воротынск, 2012г.

Обзор мультимедийных продуктов для проведения уроков по «Окружающему миру»

Анализируя литературу по педагогике и психологии, приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и младшего школьника) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо — только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Однако на многих уроках в начальной школе основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия текст - звук -видео - цвет[3;52].

В связи с этим наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.

Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа — это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30–50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше [1;39]. При использовании на уроке мультимедиа ресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.

В перспективе в школьной практике будут шире применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников; поиск мультимедиа ресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т.п. [1;40].

Сегодня существует много обучающих программ, они учат младших школьников находить нужную им информацию. Например, виртуальные энциклопедии «Хочу все знать!», «Энциклопедия животных», «Природа России», «Природа, человек, общество», «От плуга до лазера», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие содержат не только текстовую информацию об окружающем мире и обществе, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы, викторины, которые эффективно дополняют любой учебный курс и проекты учеников [2;23].

Проанализируем  некоторые диски  для начальной школы, используемые на уроках «Окружающего мира» которые служат для визуализации материала. 

К ним относится ЦОР «Природа, человек, общество». Наиболее интересным здесь нам показался раздел «Контроль и оценка результатов обучения». Проверка и оценка достижений младших школьников являются существенной составляющей учебного процесса. Предложенная в ЦОРе «Природа, человек, общество» система аттестации учащихся позволяет выполнить две задачи:

1) проверить уровень обученности младших школьников. В данном случае система контроля не отражается в отметках, а фиксируется позициями выполнил без подсказок, выполнил с ошибками, не выполнил;

2) оценить конкретный уровень достижений учащегося в процессе обучения, проверить знания и умения по конкретной теме курса (текущий контроль).

Специфические особенности ЦОРа «Природа, человек, общество» как средства обучения позволяют оценить его вклад в реализацию целей образования младших школьников и выделить ряд его преимуществ [3;54]. Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты). Благодаря использованию данного материала по предмету у учащихся повышается мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к   урокам, активно работают, стараются показать свои знания на  уроках [6].                                                        

Не менее интересен диск «Библиотека звукорежиссера 2004» в котором подобраны звуки природы, сведённые в три звуковых ролика для рефлексии, – звуки дождя, пение птиц и звуки ночного леса.  

В начальных классах происходит знакомство с различными процессами  как сменой состояний объектов вокруг нас (жизнь города, сезонные изменения у растений и животных, изменение погоды, химические процессы, физиологические процессы дыхания и т.д.). При рассмотрении данных тем на уроках используют такой информационный ресурс, как «Оксфордская детская энциклопедия» [4;23].                                                        

Оксфордская детская энциклопедия - одна из самых популярных в мире энциклопедий для детей, которая переведена и издана во многих странах. Она написана простым, понятным языком, богато иллюстрирована фотографиями, рисунками и схемами. Энциклопедией удобно пользоваться, так как статьи, посвященные самым разным областям знания, расположены в алфавитном порядке. К тому же в каждом томе есть подробная инструкция, как найти нужную информацию или ответ на вопрос. В российское издание внесены некоторые дополнительные материалы и статьи, в том числе по российской истории. Издание рассчитано на детей младшего и среднего школьного возраста. В первую очередь это книга, которую интересно читать. Кроме того, школьники могут ее использовать при подготовке домашних заданий. А учителя найдут в ней интересный материал к уроку. [11]. Младшие школьники включаются в простейшее экспериментирование, которое постепенно осваивается ими как общий способ действий. Для этого можно использовать ресурсы «Оксфордская детская энциклопедия» и «Умники. Изучаем жизнь». Учитель может по своему усмотрению выбрать эксперимент. Если «Оксфордская детская энциклопедия» позволяет наглядно представить весь процесс, то ресурс «Умники. Изучаем жизнь» дает возможность учащемуся самостоятельно выполнять действия с помощью клавиатуры и мыши, находить ответы на возникшие вопросы.                                                                                          Эта программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников [4;24]. Как дышит рыба? Почему велосипед ржавеет под дождем? Откуда берется молния? Не правда ли, знакомые вопросы? Умники ответят на них! Умники - это компания самых любознательных и самых веселых ребят в мире. Их девиз: "Познай мир путем эксперимента!". Окружающая среда, законы физики, природные явления - все становится объектом их увлекательных исследований! Итак, юные таланты берутся за новый предмет! Естествознание - теперь это легче легкого!  [10].                                                                                                                                                                            

А энциклопедия "От плуга до лазера" распахивает перед учениками дверь в многообразный мир техники, которая окружает нас повсюду. Дэвид Маколи так просто и доходчиво объяснит и покажет действие любого устройства, что ни одна деталь не ускользнет от внимания ребёнка. Переходя от одного узла к другому, он разберётся в работе самых сложных механизмов - от тех, которые были изобретены много веков назад, до новейших достижений технического прогресса. Один щелчок мышью - и все начинает двигаться, крутиться, работать, и перед ребёнком открываются новые и новые удивительные подробности! [8].                                                        

Неизгладимое впечатление оставляет виртуальное путешествие по Московскому Кремлю вместе с  мультимедийной коллекцией «Искусство и путешествия» по темам: «Москва времён Ивана Калиты», Иван III - государь всея  Руси.», где каждое фото и видео иллюстрацию сопровождает не только дикторский текст, но и музыкальные произведения соответствующие сюжету и времени изображаемых событий. А на уроке по теме: «Необычный царь. Строительство Санкт-Петербурга» можно полистать мультимедийный альбом «Санкт-Петербург»[9].                                                                                            Часто на уроках учителями используется «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» - электронное издание, содержащее большое количество интереснейшей, увлекательной и полезной информации обо всем на свете.

Энциклопедия даёт исчерпывающие ответы на вопросы любознательных учеников. Это огромное количество энциклопедических и справочных статей по детской тематике. Энциклопедия расскажет о многих вещах в форме, удобной для восприятия детьми младшего школьного возраста. Учащиеся найдут там для себя много интересного и познавательного, встретятся с динозаврами и обитателями подводного мира, узнают, как устроены космические корабли, компьютеры, мобильные телефоны и даже как делаются разные вкусности!  Получение знаний превратится в захватывающее приключение! [7]. Использование детской мультимедиа-энциклопедии «Кирилла и Мефодия» уникально и тем, что на анимированных картах «оживают» участники Ледового побоища, Куликовской битвы ( уроки 4 класс, темы: «Батыево нашествие», «С Дмитрием Донским на поле Куликовом»).

Не менее интересна и Программа-тренажер «Естествознание, которая  рассчитана на учащихся младших классов и охватывает более широкий  спектр тем, чем любой из школьных курсов по данному предмету. Цель программы - познакомить ребёнка с науками о природе, проверить и закрепить  знания в этой области. Работая с программой, ученик будет решать кроссворды, и отгадывать загадки, вместе с мальчиком Серёжей получать письма из дальних стран и находить смешные ошибки в его сочинениях, а также совершать увлекательные путешествия по окрестностям  села Простоквашино. Его ждёт более 250 занимательный, красочно оформленных заданий. Программа знакомит с миром  животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, реками и морями, даёт начальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека. При выполнении заданий можно пользоваться справочным материалом и разнообразными подсказками [9].                                                        

Проанализировав данные ЦОРы, предназначенные для обучения и развития

младших школьников, мы выделили несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

-  структура каждого тематического раздела ЦОРа должна быть характерна

для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

-  теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой

темы;

- объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

-отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения в начальной школе;

-  средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими

ученика от выполнения заданий.

Также к услугам учителей начальных классов в сети Интернет есть прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми [3;55]. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

-  с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

 - можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

Мультимедиа ресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое  сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа ресурсами, автоматизированного составления разнообразных

дидактических материалов.                                                                                                При использовании мультимедийных технологий в обучении «Окружающему миру» традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Очевидно, что мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  1. образовательный аспект - восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
  2. развивающий аспект - развитие у учащихся познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать, активизация их творческой деятельности;
  3. воспитательный аспект - формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи [1;39].      

 Мультимедиа  и телекоммуникационные сети сегодня дают возможность создателям самых мощных средств обучения обогащать образовательную среду, совершенствуя содержание и раскрывая творческие ресурсы обучения [5;85].                                                        

Итак, следует отметить, что применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения «Окружающему миру».

Список использованной литературы

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников  [Текст] / Ефимов В.Ф.  - Начальная школа. – 2009 - №2 - С. 38 - 43

  1. Марданова Формирование навыков использования информационной среды [Текст] / Е. У. Марданова - Начальная школа. - 2009. - N 4. - С. 21-24.

  1. Осипова, О. П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст] / О. П. Осипова, З. С. Ишмуратова  -  Начальная школа. - 2009. - N 1. - С. 51-56.

                                     

  1. Пименова И.А. Использование компьютерных ресурсов при изучении курса «Окружающий мир» [Текст] / Начальная школа плюс до и после. – 2007.  – №7 – С.22 - 24
  2. Цветанова-Чурукова Л.З. Использование электронных средств в школьном обучении. [Текст] /  Цветанова-Чурукова Л.З. - Начальная школа.- 2008-№8 -  С. 84-88

                                        Электронные ресурсы:

  1. Белова Л.С. ИКТ на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]  – Режим доступа: ikt_okrmir.doc    

     

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия  [Электронный ресурс]  –       Режим доступа:  fileaddnet.ucoz.ru/publ/books_other/5-1-0-1042

  1.  «От плуга до лазера: интерактивная энциклопедия науки и техники» [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   log-in.ru/books/13567/

  1. Рогова Ю. В.  Использование информационных технологий в начальной школе как средства повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]  – Режим доступа: iso.pippkro.ru/dbfiles/methodmtrls/7.doc

  1. Умники. Изучаем жизнь - полная версия [Электронный ресурс]  – Режим доступа:  /smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html

  1. Цитаты из книги Оксфордская детская энциклопедия. [Электронный ресурс]  – Режим доступа:   bookmix.ru/bookquotes.phtml?book_id=378261


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...