"Формирование произносительной культуры речи"
материал по теме

Захарова Елена Владимировна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_e.v._1.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Захарова Елена Владимировна учитель начальных классов первой категории

Слайд 2

Тема Развитие речи. Формирование произносительно-слуховой культуры речи.

Слайд 3

Цель работы Формирование произносительно-слуховой культуры речи.

Слайд 4

Задачи 1. Учить правильно произносить отдельные звуки речи. 2. Учить правильно произносить звуки в потоке речи. 3.Учить выделять звуки из потока речи.

Слайд 5

Актуальность Среди учащихся массовых школ есть дети с теми или иными отклонениями в речевом развитии. Такие отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Речевые недостатки, наиболее часто встречающиеся у учащихся начальных классов, нередко затрудняют овладение ими правильным чтением и грамотным письмом. Было выявлено, что большая часть учащихся с речевыми отклонениями являются неуспевающими или слабоуспевающими по родном языку. Это дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования . При этом наблюдается не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слов а.

Слайд 6

План работы 1) Изучение теории вопроса. 2) Диагностика произношения учащихся экспериментального класса. 3) Разработка, подбор практических упражнений. 4 ) Анализ результатов.

Слайд 7

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной инервацией речевого аппарата. 1.Изучение теории вопроса.

Слайд 8

Причины дислалии д вуязычие в семье неправильное речевое воспитание в семье подражание взрослым общесоматическая ослабленность задержка психического развития снижение фонематического звука недостаточно натренированная артикуляция

Слайд 9

Разновидности дислалии Сигматизм – нарушение произношения свистящих, шипящих. 2. Ротоцизм – нарушение произношения [ р ] 3. Ламбдацизм – нарушение произношения [ л ] 4. Йотацизм – нарушение произношения [ й ] 5. Катацизм – нарушение произношения [ к ] 6. Гаммацизм – нарушение произношения [ г ] 7. Хитизм – нарушение произношения [ х ] 8. Дефекты озвончения 9. Дефекты смягчения

Слайд 10

Этапы коррекционной работы (по Т.Б.Филичевой) I этап –Подготовительный Предлагает подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Слайд 11

II этап – Становления звуков речи, или постановка звука Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л . ).

Слайд 12

III – Закрепление и автоматизация звуков С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина).

Слайд 13

IV этап – Дифференциации смешиваемых звуков В основе его лежит дифференцированное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.

Слайд 14

V этап – Введение в речь Предполагает разучивание стихов, составление рассказов.

Слайд 15

2.Диагностика произношения учащихся экспериментального класса. Повторяй за мной С – санки, автобус, мост, сети, семь, Вася Ш – шуба, душ, шишки З – завод, коза, звезда, зима, газета, бузина Ц – цапля, палец, цветы Ж – жук, кожа, ножницы Щ – щётка, плащ, щепки Ч – чайник, качели Р – радуга, шары, трактор, рябина, фонарь Л – лампа, стол, клумба, липа, лебедь, полено Й – яма, юла, стулья

Слайд 16

Результаты диагностики

Слайд 17

1) Подготовительный этап Артикуляционная гимнастика «Улыбка» - растягивание разомкнутых и сомкнутых губ «Трубочка» - вытягивание губ вперед при сомкнутых зубах «Болтушка» – движение языком вперёд-назад «Часики» – движение языком вправо-влево «Варенье» – круговое движение языком по губам, по зубам, за зубами «Лошадка» – щелканье языком 3.Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

Слайд 18

2) Постановка звука - по подражанию - механический способ - смешанный способ

Слайд 19

3) Закрепление и автоматизация звуков (на примере сигматизма ) . произнеси чётко звук С в слогах и словах са са са су су су со со со сы сы сы сад сок суп салат сор сухо сабля соль сук салют сода судья повтори каждое слово 3 раза с разной силой голоса - по звукам назови слово целиком (с а д ) - скажи правильно гулять в сад, солёная суп

Слайд 20

- назови нарисованные предметы -сделай звуковые схемы слов -составь предложения со словами

Слайд 21

4) Дифференциации смешиваемых звуков суп – зуб лиса – Лиза соя – Зоя коса - коза роса – роза басы – базы Повтори слова

Слайд 22

- Дать полные ответы на вопросы Куда прибывает поезд? Куда поставили розу? Какой зверек бывает зимой белый, а летом серый? Кого называют упрямым? Где изготовляют электровозы и грузовики? Как называется группа звезд? Как называется число, полученное от вычитания?

Слайд 23

5)Введение в речь - Прочитать пословицу У страха глаза велики. Сказал как узлом завязал. Знайка все с полуслова понимает, а незнайка на все только рот разевает. Все за одного, один за всех.

Слайд 24

У осы не усы, не усища, а усики! В семеро саней, по семеро в сани уселись сами. Бежит лиса по шесточку , лизни лиса песочку! - Прочитай и выучи скороговорку

Слайд 25

4. Анализ результатов

Слайд 26

Спасибо за внимание.