Дидактическая игра
статья по теме

Березина Ирина Евгеньевна

Описание изготовления и использования дидактической игры для развития мелкой моторики, логики, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Развивающие игры в группе продленного дня.

                                                                     Выступление на заседании

 методического объединения.

                                                                                     Подготовила: воспитатель          ГПД Березина И.Е.

В наше время в группах продленного дня уделяется большое внимание, обеспечению в них досуга детей, способствующего всестороннему развитию личности. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних заданий важно наполнить содержание работы группы продленного дня занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Организация полноценного отдыха детей практически невозможна без широкого применения и использования игр. Роль игры в организации досуга учащихся возрастает в связи с переходом на обучение детей с шести лет.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу (умению выделять как общие, так и частные признаки явлений и предметов, сравнивать их), восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Существует известная зависимость между уровнем знаний и умственным развитием школьника. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие учащегося определить лишь объемом усвоенных им знаний. Чтобы развить ум, необходимо овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. И как раз этому могут помочь игры: логические задачи, замысловатые головоломки, ребусы и т. д.

Игры обязательно должны быть доступны детям. Но что считать критерием доступности при выборе игры? Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для первоклассников, то значит ли это, что каждый первоклассник обязан с ней справиться? конечно нет. Для одних она может показаться слишком сложной, для других - доступной. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная игра подходит, очень трудно, а иногда и невозможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребенку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.

В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, все обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.

Развивающие игры требуют в этом отношении особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута.

Обычно, когда дети решают головоломку, в которой требуется сложить из отдельных частей какую-либо фигуру, переложить предметы, соблюдая известные ограничительные условия, отыскать нужный маршрут и т. п., они, как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Чаще всего это не приводит к нужным результатам. Возникает необходимость подумать, найти какую-то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приемы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая играющему найти правильное решение.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.

У воспитателей, особенно в группах разновозрастных, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания, они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Раньше всех обычно освобождаются второклассники. Чем их занять? Через некоторое время кончают занятия ученики 2 класса. Что делать им? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно и другим не мешали бы? Эта проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста затрачивают на самоподготовку разное время. Выполнив домашнее задание, группа учеников вышла в игровую комнату, в коридор. Чем им заняться? Перед воспитателем возникает сложная проблема — научить ребят самостоятельно заполнять эти вынужденные паузы различными интересными делами: чтением, лепкой, вышивкой и т. д.

Предлагаемая игра окажет воспитателю в этом случае огромную, незаменимую помощь.

При решении головоломок, в которых задача играющего — найти путь, соединяющий ряд пунктов на игровом поле (таких игр очень много), приходилось при обозначении пути пользоваться карандашом и стирать линии при каждой ошибке. Это очень осложняло процесс поисков, ограничивало возможности применения таких игр. Нужно было найти другой способ игры. Наиболее удобным оказалось использовать шнур. Игровое поле в этих случаях рисуется на дощечке или фанере, возле каждого пункта вбивается гвоздь, в исходной точке протягивается шнур, при помощи которого происходят поиск пути. Чтобы исправить допущенную ошибку, изменить маршрут, надо по другому пути провести шнур, что не составляет никакого труда.

Раньше не существовало термина настенные игры», потому что таких игр не было, но жизнь подсказала необходимость их создания. Оказалось, что многие из настольных игр, можно превратить в настенные, если изменить их размеры, а иногда частично и конструкцию. Не в каждой школе можно выделить специальную комнату для игр, а свободные стены в комнатах и коридорах всегда найдутся. На них можно разместить игры, которыми охотно займутся дети.

Изготовление игры:

Прямоугольный щиток разделен на клетки. В центре и по углам каждой клетки вбиты гвозди. Горизонтальные клетки пронумерованы от 1 до 12, вертикальные клетки обозначаются буквами от «А» до «И» (без «Ё»).

Получилось игровое поле.

Игра подходит для детей разного возраста. Учащиеся первого и второго классов при помощи разноцветных шнуров рисуют «картины». Учащиеся третьего и четвертого классов могут выполнять фигуры по заданным координатам.

Кроме того на данном игровом поле можно играть в следующие игры:

ТРУДНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Кратчайшим путем

Квадратный щиток разделен на клетки. Две клетки заштрихованы (или окрашены в другой цвет), В центре каждой клетки вбит гвоздь. К одному гвоздю (вверху слева) привязан шнур. Задача играющего — обойти все клетки квадрата (кроме окрашенных в другой цвет). Дважды заходить в одну и ту же клетку нельзя. Весь путь отмечают шнуром, ведя его от гвоздя к гвоздю. Надо начать свой путь в верхнем левом углу и к этому пункту вернуться.

К исходному пункту

На фанерном щитке надо начертить фигуру, изображенную на рис. 90. В точке пересечения линий поместить кружки: один темный, остальные светлые; в

центре каждого кружка вбить по гвоздю. Задача состоит в том, чтобы, начиная с темного кружка, соединить шнуром, ведя его от гвоздя к гвоздю, все светлые кружки и вернуться обратно к темному.

Путь почтальона

Эта игра аналогична предыдущим.

Играющему предлагается решить такую задачу: «Почтальон каждое утро, разнося газеты и письма на своем участке, должен посетить 23 дома. Какой путь должен избрать почтальон, чтобы побывать во всех домах, не заходя дважды в один и тот же дом и не проходя более одного раза по одной и той же дороге?»

Эту задачу надо решить с помощью шнура, ведя его от одного дома к другому (не обязательно проходить по всем дорогам). Дома (круги, вырезанные из картона) располагаются каждый раз по-разному.

Использованная литература:

Минскин Е. М.

 От игры к знаниям: Пособие для учителя.—2-е изд., дораб.—М.: Просвещение, 1987.— 192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...