Современные педагогические технологии в начальной школе
статья по теме

Самоанализ пофессиональной педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в начальной школе

Самоанализ педагогической деятельности

  Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой  новые цели и задачи.  Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сегодня в российской школе. Учитель, находясь на  «переднем фронте» образования должен учитывать новые требования, предъявляемые  обществом и государством. Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка.

  Цель моей профессиональной деятельности согласуется с «Программой развития школы». В Программе сказано, что «миссия школы заключается  в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностной самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей».

  Образовательные задачи в начальной школе тесно связаны и переплетены с задачами воспитательными, роль учителя неотделима от роли воспитателя. В законе «Об образовании» сказано, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Целью  воспитательной работы должно стать воспитание в детях человеческих, нравственных и гражданских качеств.

  Понимая масштаб, глубину и сложность поставленной задачи, педагог должен принимать во внимание   реальные условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В частности,  учителю необходимо учитывать психофизиологические  особенности современных детей младшего школьного возраста. И надо сказать, что изменения в психофизиологии наших детей вызывают обоснованную тревогу. Можно с уверенностью констатировать, что, в большинстве случаев, для сегодняшнего первоклассника характерны:

  1. - слабая мотивация к обучению;
  2. - низкий уровень познавательной активности;
  3. - «инфантилизация», отставание общего развития от биологического возраста;
  4. - низкий уровень обучаемости;
  5. - синдром дефицита внимания и гиперактивности

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умения учится у детей с разным уровнем развития

  Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии и учебные программы .

  Изучая  программы обучения, я остановила свой выбор на УМК «Школа 2100». Считаю, что данный учебно-методический комплекс помогает учителю развить индивидуальные способности и возможности учащихся, обеспечивает  формирование универсальных учебных действий у учащихся, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения

Свои уроки стараюсь строить на принципах проблемно-деятельностного обучения.

  1. Создание проблемной ситуации;
  2. формулировка (постановка) проблемы
  3. решение проблемы: выдвижение предположений;
  4. обоснование и доказательство гипотез;
  5.  проверка правильности решения и открытие новых знаний
  6. применение новых знаний

  На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Когда учебная деятельность становится творчеством, повышается качество усвоения материала, а самое главное дети осознают, что обучение – это не только зубрёжка правил и формул,   это - прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира и себя.

Используя технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий,  умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

  Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал. И здесь на помощь учителю приходят проектно-исследовательские технологии. В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы, свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.

  Формирование гармоничной личности  должно происходить в тесном взаимодействии с окружающим социумом (одноклассниками, учителями, родителями). Современные дети испытывают дефицит общения среди сверстников и отличаются неразвитыми коммуникативными умениями.  Перед учителем стоит задача привить детям навыки конструктивного общения.

  Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому,  на уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды и формы совместной деятельности (работа в группе, в паре). Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

  Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:

  1. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  2. обеспечивает наглядность;
  3. привлекать большое количество дидактического материала;
  4. повышать объём выполняемой работы;
  5. создавать интерактивные задания и упражнения
  6. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

При подготовке и проведении урока использую электронные ресурсы учебного назначения

  1. мультимедийные курсы
  2. презентации к урокам
  3. логические игры
  4. цифровые образовательные ресурсы
  5. ресурсы Интернет
  6. электронные энциклопедии

 Сегодня, пожалуй, нет учителя, которой не использует на уроке мультимедийные презентации.  Это удобный и эффектный способ представления информации, который:

 дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Визуализация учебного материала способствует лучшему запоминанию и усвоению.  

Результатом использования ИКТ стало создание:

  1. разработок уроков – презентаций
  2. разработок уроков с использованием интерактивной доски Star Board
  3. персонального сайта в сетевом педагогическом сообществе нач. портал  

      Web-адрес сайта http://nsportal.ru/vaganova-galina-vasilevna

  1. открытие личных страничек на педагогических виртуальных площадках в сети Интернет: сетевые сообщества «Пед.мир», «ПроШколу. ру», Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»

  Деятельность педагога  сегодня немыслима без здоровьесберегающих технологий. Нарушения осанки, зрения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоциональная нестабильность – это лишь самые  распространенные диагнозы у детей начальной школы! Работу по здоровьесбережению  веду по нескольким направлениям.

Это просветительские беседы, классные часы; праздники, дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни

Для профилактики заболеваний 1-2 раза в год в школе проводится витаминизация, курсы кислородной терапии. В кабинете организована зона отдыха, есть сухой бассейн.

Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, провожу физкультминутки, упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения, упражнения для релаксации и для активизации умственной деятельности.

   Сегодня, на фоне девальвации роли семьи, утраты семейных ценностей особую значимость приобретает воспитательная работа. Всё чаще приходится сталкиваться с незнанием детьми элементарных правил поведения в обществе, моральных и этических норм. Растёт число семей с низким уровнем дохода и социально неблагополучных семей. Так например, в 2011 году – 23% семей в классе имел статус малообеспеченых, а в 2012 году – уже 33% семей  были зарегистрированы, как семьи с доходом, ниже прожиточного минимума. Очень часто дети из этих семей оказываются в «зоне риска». Такие дети находятся под особым наблюдением  классного руководителя, школьного психолога, обеспечиваются бесплатными школьными обедами и библиотечными учебниками. К сожалению, и «благополучные» дети после школы  предоставлены сами себе. Поэтому особую актуальность приобретает введение в школе внеурочной деятельности. Дети, не уходя из школы, получают возможность заниматься в кружках по интересам, или вместе с учителем посещать музеи, театры, выставки. В рамках внеурочной деятельности я веду курсы «Мир открытий», «Мир деятельности», участвуем в городских программах «Здравствуй, музей!» на базе ТОХМ и «Летопись города».

  Для сплочения детского коллектива очень важны совместные дела. Праздники, конкурсы, концерты, походы – являются неотъемлемой частью воспитательной работы. Для расширения кругозора учащихся организуются экскурсии на предприятия города, в музеи. Основы экологического воспитания закладываются на экскурсиях в Томский ботанический сад, Северский зоопарк, Музей леса. Для воспитания  у детей отзывчивости, неравнодушия и чувства ответственности очень важны разнообразные социально-значимые дела. Дети с удовольствием участвуют в ежегодных акциях «Спаси дерево», «Помоги бездомным животным», субботниках по очистке школьной территории, озеленительных мероприятиях.

Результатом воспитательной работы считаю:

  1. формирование дружного, сплоченного коллектива.  
  2. доброжелательное отношение учащихся друг к другу, учителям, школе
  3. активное участие учеников в школьных, городских, региональных мероприятиях

 Главными итогами своей педагогической деятельности считаю

  1. Создание комфортного психологического микроклимата  (уровень школьной тревожности снизился на 16%)
  2. Положительно отношение учащихся к школе, обучению
  3. Заинтересованность в результатах своей учебной деятельности (уровень мотивации  повысился на 8 %)
  4. Создание условий для активного включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости.
  5. Высокие показатели абсолютной успеваемости (100%), стабильные показатели качественной успеваемости (Приложение 3)
  6. Достаточно высокие результаты итогового регионального мониторинга в конце 4 класса (Приложение 3)

   Работа  учителя не  бывает гладкой и легкой. Решив одни проблемы, тут же приходится браться за новые. В последнее время наблюдается тенденция к усилению разрыва в уровне развития детей одного возраста. Сегодня среди моих первоклассников трое беглочитающих, семь человек – не читающих, причем трое из них не знают буквы, 12 человек читают по слогам, у 8 – буквенное чтение. Наблюдаются и различия в уровне развития психологических процессах – восприятия, памяти, мышления.

  Исходя из этого, возникает необходимость применения на уроке дифференцированных видов деятельности. Методического аппарата учебника зачастую не хватает для организации эффективного обучения всех групп учащихся. Поэтому я планирую создание системы разноуровневых заданий и упражнений для организации уроков чтения, математики, русского языка

  Использование современных технологий обогащает арсенал учителя, создают предпосылки для всестороннего развития учащихся.

  Но главным остается  заинтересованность и участие педагога  в каждом ребёнке, умение подобрать ключик к детской душе. Чтобы дети шли в школу с удовольствием, стараюсь создать в классе психологически-комфортные условия, атмосферу доверия, взаимопомощи, творчества. Для ребёнка очень важно получать одобрение со стороны значимых для него людей. Я не скуплюсь на похвалу, одобрение, стремлюсь для каждого создать ситуацию успеха. Считаю, что признание успехов ребёнка – пусть даже совсем незначительных, окрыляет, придает уверенность, побуждает стремиться к новым достижениям.  В каждом ученике стараюсь увидеть свою изюминку,  дать возможность проявиться лучшим сторонам личности, развить индивидуальные возможности каждого. Получая новые знания, ученик прилагает усилия, а педагог со своей стороны должен замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в начальной школе

Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...

Доклад на педсовете «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максималь...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...