Использование ИКТ в начальной школе
статья на тему

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

        В  статье  раскрываются место и позиции использования информационно-комуникативных технологий в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

30.09.2010

 


Использование информационно-коммуникативных  технологий в начальной школе

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

Аннотация

        В  статье  раскрываются место и позиции использования информационно-комуникативных технологий в начальной школе.

Использование информационно-коммуникативных  технологий в начальной школе

Дарицыренова Римма Мижитдоржиевна

МОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов

         В  новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов деятельности. Новые информационные технологии – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.

         В нашем случае  актуальным является вопрос использования ИКТ в учебном процессе школы и в частности, в начальной школе.

         Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно  важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией, научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
         Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
         Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

        О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности,  как:

  1. лучше развито наглядно-образное мышление, чем  вербально-логическое мышление
  2. неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки (если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена)

       Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»
       Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, и ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ

         Использование ИКТ в образовательном процессе позволяют мне рационально спроектировать учебный процесс, реализовать поставленные цели, задачи обучения и добиваться намеченных результатов.

        Можно выделить основные направления использования ИКТ:

  1. Создание презентаций к  уроку, что обеспечивает:
  1. Наглядность и активизация зрительного восприятия
  2. Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске
  3. Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке
  4. Удобство внесения изменений в ход урока
  1. Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
  1. Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,
  2. Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,
  3. Удобно вносить изменения в задания
  4. Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.
  1. Углубление межпредметных связей осуществляется благодаря:
  1. Оформлению рефератов, проектов,
  2. Созданию презентаций для выступления по защите своей работы
  3. Созданию программ тестов по различным дисциплинам
  1. Использование Интернет ресурсов

Для учителя:

  1. Размещение материалов о ходе учебной деятельности
  2. Для поиска нужной информации
  3. Знакомство с работой учителей других школ
  4. Получение информации по законодательным вопросам

              Для учащихся:

  1. Возможность организации самообразования

         

          Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания, следовательно, возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологиях.

          Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

           Уроки, проводимые с использованием ИКТ  в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.
           Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
           Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
           Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
           Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа  среда  намного выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
           Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:
• Усвоить базовые знания по предмету;
• Систематизировать усвоенные знания;
• Сформировать навыки самоконтроля;
• Сформировать мотивацию к учению в целом;
• Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
             Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
            Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

           Вывод.

          Результаты использования ИКТ на уроках показали, что создаются благоприятные условия для восприятия учебного материала, внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.  Учащиеся стали проявлять желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повысилась их активность на уроке. Применение ИКТ в начальных классах, ориентированное на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьных предметов, но и создает условия для повышения уровня их изучения. Внедрение ИКТ предполагает развитие привычных методических приемов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями.

           Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Использование ИКТ позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ в начальной школе"

Использование мультимедийных технологий на уроках в начальной школе...

Использование ТРКМЧП в начальной школе

В презентации раскрываются некоторые приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Мастер-класс "Использование ИКТ в начальной школе"

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Использование ИКТ в начальной школе".В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит пе...

Использование ИКТ в начальной школе

В статье я делюсь опытом работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...